В конце 80-х, сразу несколько автозаводов из разных точек Советского Союза решили создать свои малотоннажные грузовики и микроавтобусы. В Нижнем Новгороде начали проектировать «Газель», прибалтийцы перезапускали знаменитый «Рафик», а украинцы пришли к проекту «Снага».
Забавно, что запорожский завод, который мы хорошо знаем по «ушастым» и «горбатым» малолитражкам, решил попробовать свои силы в грузовом сегменте. Естественно, начали с компактного коммерческого автомобиля, грузоподъёмностью в 1 тонну.
Сведений о дате начала проектирования модели мало, но я нашёл информацию о том, что разрабатывать ЗАЗ 2301 начали в конце 80-х, начале 90-х годов. Поскольку опыта в конструировании машин такого класса у запорожцев не было, они решили прибегнуть к помощи соседей.
Партнёром стал Трнавский автомобильный завод из Чехословакии. Словаки предоставили коллегам бортовую платформу и помогли с механической частью. Об этом стало известно, когда в музее транспорта Братиславы нашли автомобиль NUA TAZ 1500 VA, который является одним из трёх выпущенных прототипов «Снаги».
Разработка машины длилась с 1989 по 1993 год. В 1995 году грузовик прошёл все испытания, был представлен публике и поездил по разным выставкам, но в серию так и не пошёл.
Почему?
Скорее всего, в новых экономических условиях, самостоятельному украинскому предприятию просто не хватило своих денег и комплектующих, чтобы наладить серийное производство.
Ведь после развала Союза, собирать машину силой нескольких предприятий стало очень дорого, потому что эти заводы оказались в разных странах.
Всего, было изготовлено 3 прототипа: красного, белого и тёмно-красного цвета. До недавнего времени, считалось, что всех их отправили на металлолом, но как вы уже знаете, одна «Снага» выжила в музеи Словакии.
А что под капотом?
Запорожский грузовик планировалось оснащать двигателями линейки УЗАМ – 412, мощностью от 73,5 до 85 лошадиных сил. Интересно, что кабина была полностью своей разработкой украинцев, и специально для этой модели. Согласитесь, получилась машина симпатичной. Не сильно хуже нашей «Газели».
Кстати, помимо грузовичка, заводчане успели сделать макет микроавтобуса и даже нарисовали цельнометаллический фургон, но все эти автомобили остались не более чем перспективными проектами.
А ещё, эта машина принимала участие в автопробеге, посвящённом 50-летию победы в Великой Отечественной войне.
Советую посмотреть:
ГАЗ 3105 – серийная «Волга» с полным приводом и климат-контролем из 1987 года.
ГАЗ 3106 «Атаман 2» - наш ответ Lexus и Toyota Land Cruiser
Откуда взялись у Советской милиции Mercedes, BMW и Audi?
Друзья, блог "Зато не в кредит" возвращается! Каждый день мы будем писать о народных автомобилях - интересно и полезно. Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на канал.