Когда ребенок чувствует безопасность, надежность и опору в отношениях с близким взрослым, то он привязывается к нему. Но каждый привязывается по-разному, потому что взрослый может совершенно по-разному транслировать эту надежность, заботиться и защищать. Самое интересное - ребенок привязывается к взрослому на первом году жизни определенным способом, и далее именно этим способом привязывается к другим по жизни - с теми же требованиями, ожиданиями и тревогами.
Типы привязанностей были выявлены экспериментальным путем психологом-исследовательницей Мэри Эйнсвот в середине 20 века. Она провела эксперимент «Незнакомая ситуация», где ребенок в возрасте 1 года проходил 3 фазы.
Фаза 1 - ребенок сидит в комнате с матерью в незнакомой ситуации (новая комната для ребенка) с незнакомым взрослым (приглашенная женщина)
Фаза 2 - фаза сепарации, когда ребенок остается наедине с незнакомкой
Фаза 3 - воссоединение, когда мама возвращается в комнату
Удивительно, что дети по-разному вели себя во время эксперимента, значительно различалось их поведение во время 3-х фаз. На основе таких критериев, как особенности эмоционального и делового взаимодействия с близким взрослым (с игрушкой, обращается с просьбой, просит о содействии), реакция на сепарацию, реакция на воссоединение, особенности познавательной активности ребенка и характер реагирования на незнакомого взрослого, были выявлены 3 основных типа привязанности.
ПРИВЯЗАННОСТЬ И ПРОЯВЛЕНИЯ У ВЗРОСЛЫХ
1. надежная (мать = надежный, любящий близкий)
- всегда есть негативная реакция на уход близкого взрослого (реакция в стиле: «ты куда?! не уходи»)
- ребенок обязательно среагирует на уход матери!
- прослеживается мягкое взаимодействие с незнакомцем
- ребенок быстро успокаивается, если мама ушла, потом идет на контакт с незнакомкой, занимает себя чем-то
- на воссоединение с мамой обязательно прослеживается довольная реакция
- мама тут эмоционально принимает ребенка, чувствительна к сигналам ребенка
2. избегающая (мать = снежная королева)
- низкая инициатива и активность ребенка
- где мама посадит ребенка, там он и будет сидеть
- с незнакомцем тоже может быть пассивен, сжимается, может защищаться а может и нет.
- ребенок очень уязвим и боится сближаться
- ребенок скорее предпочитает быть один
- когда мама уходит, он прямо сжимается на глазах, ему это травматично! Но он ничего не показывает…
- реакция воссоединения - это желание уйти от контакта
- когда его берут на руки - он может отворачиваться от матери
- у таких детей нету позы готовности, когда его несут - он ощущается тяжелым на руках
- ребенок как будто переживает депрессию
3. АМБИВАЛЕНТНАЯ (мать = непоследовательная, несдерживающая слово, непонимающая)
- когда ребенка разлучают с матерью, он очень сильно кричит и протестует
- это наиболее активный тип людей, добивающийся своих целей
- во взрослом возрасте это ревнивый человек, иногда параноик, может мстить
- занимает активную жизненную позицию, чтобы его заметили
Самым здоровым типом привязанности мы считаем надежную. Обратите внимание, что мы запоминаем, как с нами обращались в детстве и именно это ищем в последующих отношениях! Мы привыкли действовать так, как было усвоено на ранних жизненных этапах, поэтому и выбираем такие ситуации в дальнейшем. Порой это хорошо и удобно, а порой разрушительно, и это мешает жить. «Вырваться» из порочного круга поможет работа с профессиональным психологом, вместе с которым можно выработать индивидуальную стратегию поведения.