В октябре 2018 года должно быть официально объявлено о начале постройки серии атомных ледоколов "Лидер" на судоверфи "Звезда" в Большом Камне. ТГД рассказывает, как развивается самый масштабный проект современного российского судостроения.
Предпосылки
Проект универсального атомного ледокола "Лидер" разрабатывался для проводки судов по восточному сектору Северного морского пути. Раньше такой необходимости не было, грузопоток был небольшой (максимум в советское время – 6,6 млн тонн в 1986 году, в 2018 году ожидается около 17 млн тонн), и ледоколы работали в западном секторе трассы.
С развитием проектов по добыче углеводородов на Ямале и появлением мощностей по производству сжиженного природного газа (СПГ) потребность в восточной части Севморпути резко возросла. С учётом того, что значительная доля потребителей российских энергоресурсов находится в Азии, доставлять сырьё восточным путём намного выгоднее. Однако, географическая и ледовая обстановка там гораздо сложнее, чем на Западе, поэтому и нужен ледокол, способный делать широкий проход на большой скорости.
Проектные работы
Разработкой концептуального и технического проектов ледокола "Лидер" занималось петербургское ЦКБ "Айсберг". Работы над техническим проектом были завершены в конце 2017 года.
Подробные характеристики проекта 10510 пока остаются в секрете, однако достоверно известно, что длина будущего ледокола должна составить 209 м, ширина – 47,7 м, осадка – 13 м. По словам проектантов, "Лидер" сможет проходить через лёд толщиной до 4 м.
Мощность, которую будет развивать "Лидер", составляет невероятные для судов 120 МВт. На судне будет использоваться реакторная установка в составе двух ядерных реакторов РИТМ-400 по 315 МВт тепловой мощности каждый.
Место строительства
По разным оценкам, стоимость головного ледокола проекта 10510 может достигать фантастических 100 млрд рублей. Вполне естественно, что на такой лакомый заказ было несколько претендентов.
Основная борьба развернулась между входящим в Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК) Балтийским заводом в Петербурге и создаваемой нефтяной компанией "Роснефть" судоверфью "Звезда" на Дальнем Востоке.
Питерские судостроители упирали на значительный опыт постройки атомных ледоколов, наличие специалистов и близость поставщиков основного оборудования. Среди минусов наблюдатели отмечали отсутствие стапеля необходимой длины (его можно было создать в рамках модернизации завода), а также неэффективный менеджмент ОСК (сроки сдачи строящихся ледоколов постоянно сдвигаются вправо).
Судоверфь "Звезда" в городе Большой Камень приводила в качестве доводов уникальные географические условия, новейшее оборудование (верфь строится в данный момент) и необходимость развития Дальнего Востока. Недостатками "Звезды" являются пока что недостроенные производственные мощности и отсутствие специалистов, работавших с атомной тематикой.
В итоге президент России принял решение в пользу "Звезды". Об этом сообщил в ходе Восточного экономического форума вице-премьер Юрий Борисов. Предполагается, что на судоверфи в Большом Камне будет построена серия из трёх "Лидеров". Точные сроки выполнения работ должны быть определены в постановлении правительства, которое пока что не издано.
Текущее состояние
Вот так будет выглядеть сухой док судостроительного комплекса "Звезда" в Большом Камне.
Пока что он существует только в виде макета. Заливка первого бетона в плиту основания прошла в торжественной обстановке с участием Владимира Путина 11 сентября 2018 года. Впрочем, строители обещают поспешить. По словам руководителя "Роснефти" Игоря Сечина, сооружение будет сдано в эксплуатацию уже в 2020 году. Ранее сухой док на "Звезде" должен был начать работу в 2023 году.
Известно, что параметры дока позволят строить все существующие и перспективные суда практически без ограничения тоннажа и спускового веса корпусов. К их числу относится и наш сегодняшний герой – ледокол "Лидер".
Что же касается специалистов и навыков, то, как не так давно сообщил президент ОСК Алексей Рахманов, корпорация готова участвовать в постройке "Лидера" в качестве субподрядчика. В частности, Балтийский завод готов делиться (видимо, не безвозмездно) своими компетенциями в части судовых систем ядерной безопасности.
Впрочем, пока нет точного ответа на то, как будут доставляться на место строительства "Лидера" оборудование и материалы. Основные производители сосредоточены в европейской части России. Среди вариантов решения проблемы – открытие производства на Дальнем Востоке, либо транспортировка по железной дороге или тому же Северному морскому пути. Как это будет происходить на деле, увидим в ближайшее время.