До 1966 года, на вооружении Швеции стояли английские средние танки "Центурион". На тот период времени морально устаревшие и не отвечавшие реалиям современного боя.
Было принято решение обновить танковый парк. Для этого существовало несколько вариантов. Закупить готовые модели за границей. Закупить лицензию и наладить производство. Создать новый танк.
Выбор сделали в пользу 3-го варианта - разработать и производить свой танк. В 1966 году, мир увидел очень оригинальный танк шведского производства - Stridsvagn 103 (Strv.103), на Западе прозванный - «S-танк».
В чём же необычность этой машины?
⦁ 1. Впервые в мире, на него установили газотурбинный двигатель в дополнение к дизелю, что позволяло разгоняться до скорости 50 км/час.
⦁ 2. Strv.103 - полноценно плавающий боевой танк (скорость на воде 7 км/час).
⦁ 3. Танк без башни, мало того - ствол закреплён к передней броневой плите неподвижно.
⦁ 4. Одинаковая скорость передвижения как вперёд, так и назад.
⦁ 5. Экипаж 3 человека: механик - водитель, командир и радист. Возникает вопрос - что в этом необычного? Дело в том, что системы ведения огня и управления движением продублированы на каждом рабочем месте. Таким образом, машиной может управлять (стрелять и ехать) всего один член экипажа.
⦁ 6. Очень мощная пушка для своего времени (нарезная, 105 мм), с автоматом заряжания.
⦁ 7. Оригинальная подвеска - индивидуальная, регулируемая и гидропневматическая.
Как производил наводку и стрелял это необычный танк?
Благодаря своей подвеске. Вертикальная наводка производилась подниманием или опусканием всего корпуса танка (чтобы увеличить угол направления выстрела - корма опускалась, нос приподнимался. Уменьшить - наоборот).
По горизонтали - танк просто поворачивался. Причём делал это очень быстро - поворот на 90 градусов осуществлялся за 2 - 3 секунды.
Strv.103 и его модификации выпускался до 1990-х годов. Было сделано 335 машин, что перекрывало все потребности армии Швеции в танках.
Но ввиду того, что в ходе эксплуатации выявились многие недостатки «S-танка», шведам всё равно пришлось закупать более современные танки.
О недостатках Strv.103 .
⦁ Отсутствие вращающей башни. Если происходило повреждение ходовой части - танк становился абсолютно небоеспособным.
⦁ Низкий силуэт затруднял наблюдение за полем боя.
⦁ Система из двух двигателей сложна для обслуживания и была ненадёжна.
⦁ Слабое бронирование (уступала по прочности, потенциальным противникам).
⦁ Очень дорогой танк из-за оригинальности, да и само производство в Швеции не дёшево (дешевле купить за рубежом).
«S-танк» показал, как нужно подходить к решению нестандартных задач, и оставил свой яркий след в мире танкостроения.