Так иногда бывает в многодетных семьях: младший брат-акселерат вырастает выше старшего, и порой даже может одержать верх в шутливой борьбе. Чтобы поддерживать свой авторитет и оставаться для младшего примером, старшему приходится активно заниматься спортом, преуспевать в учебе и т. д., благодаря чему он выгодно смотрится и на фоне сверстников. В большой семье автомобилей Volkswagen подобными братьями стали Touareg и Teramont: последний несколько месяцев назад оттянул на себя внимание новизной и внушительными габаритами, оставив заслуженный Touareg несколько в тени. Но старший брат собрался, подкачался, а главное — значительно подрос в интеллектуальном плане, пережив очередную смену поколений.
Перед тестовой поездкой мы не удержались от соблазна устроить братьям «очную ставку», поставив рядом два внедорожника. Хотя Touareg немного увеличился по сравнению с предшественником, он все же почти на 16 сантиметров короче и на 5 сантиметров ниже, чем Teramont, в отличие от которого, здесь не предусмотрен третий ряд сидений. Это позволило сделать задние стойки более наклонными, как и передние, что, в свою очередь, придало относительно приземистому силуэту больше динамики. На это же играют и прищуренные светодиодные фары, и крупная хромированная радиаторная решетка строгих геометрических очертаний, в соответствии с современной модой и фирменным стилем. Визуальное впечатление усиливают такие атрибуты топ-версии R-Line, как особый передний бампер, с черной окантовкой боковых воздухозаборников, и 20-дюймовые колесные диски оригинального дизайна. С другой стороны, даже в таком виде внедорожник не выглядит чересчур агрессивно или вызывающе: сбалансированность и интеллигентность — отличительные признаки любого автомобиля Volkswagen, от бюджетного седана Polo до флагманского внедорожника. Или все же кроссовера?
Главное отличие от стопроцентного кроссовера Teramont — не внешнее, а техническое, и в этом Touareg, к счастью, остался верен себе. Дело в том, что это единственная модель Volkswagen, базирующаяся на платформе MLB с двухрычажной передней подвеской и продольным расположением двигателя. Такая компоновка не столь эффективна в плане использования внутреннего пространства, как поперечная, но предпочтительнее с точки зрения баланса ездовых качеств, недаром данная платформа является основной для премиум-брендов, входящих в состав концерна Volkswagen. Они же, кстати, поделились с Touareg и трехлитровыми турбомоторами V6, бензиновым 340-сильным и дизельным, чья мощность в российской спецификации по очевидной причине снижена с 286 до 249 л. с. Ровно столько же выдает первый в истории модели четырехцилиндровый двигатель, также, разумеется, турбированный, — он станет базовым чуть позднее, а сейчас в нашем распоряжении дизельная версия, традиционно наиболее популярная. Если верить паспортным данным, она разгоняется до 100 км/ч почти на секунду медленнее 340-сильной и на 0,7 секунды медленнее европейского аналога, но практически на столько же быстрее 245-сильного дизельного Touareg предыдущего поколения. Ведь, несмотря на выросшие размеры, он стал легче благодаря тому, что новый кузов почти наполовину сделан из алюминия.
Первое «премиальное» ощущение возникает, когда, перешагнув невысокий порог (он прикрыт дверью — брюки не испачкаешь) и усевшись в роскошное кожаное кресло, закрываешь дверь. Поначалу, удивившись, что она не захлопывается с первого раза, собираешься хлопнуть еще раз, но не успеваешь — автоматический доводчик мягко и бесшумно завершает процесс. Нечто подобное происходит и после нажатия кнопки Start, традиционно расположенной на высоком тоннеле, между массивным селектором восьмиступенчатого «автомата» и клавишей активации стояночного тормоза: сиденье едет вперед до одного из трех предустановленных положений, и то же самое делают зеркала и руль, оснащенный электроприводом. А настоящий шок с непривычки может вызвать огромный 15-дюймовый дисплей на центральной консоли, образующий единую поверхность с виртуальной панелью приборов: с эстетической точки зрения решение, получившее название Innovision, неоднозначное. Возможно, консерваторы будут ворчать по поводу отсутствия физических кнопок и ручек, управляющих, в частности, климатической системой (ее необычные дефлекторы заняли все свободное пространство на передней панели), но и для них есть утешение в виде исключительно приятного на ощупь металлического барабанчика регулировки громкости аудиосистемы.
В комплектациях попроще диагональ дисплея — «всего» 9 дюймов, приборы обычные стрелочные, регулировка «погоды» — привычными кнопками, а черного глянца в интерьере меньше. Но качество материалов отделки в любом случае безупречно, как и эргономика, и обзорность, разве что наружные зеркала, как у многих современных автомобилей, смещены назад из-за треугольных форточек. К этому привыкаешь быстро, благо маневрирование задним ходом облегчает отличная камера с трассировкой, а те, кто не уверен в своих навыках, могут прибегнуть к помощи автопарковщика. Кстати, отличным подспорьем в стесненных условиях может стать опционная система управления задними колесами: на малых скоростях они поворачиваются в противофазе с передними, пусть на небольшой угол, но это равносильно уменьшению колесной базы на добрых полметра. Если же скорость достаточно высока, задняя ось подруливает в ту же сторону, что и передняя, повышая устойчивость, — отчасти благодаря этому автомобиль не страдает излишней нервозностью при очень «остром» рулевом управлении, чуть больше двух оборотов от упора до упора.
В движении Touareg совершенно не производит впечатление большого автомобиля, в отличие от того же Teramont, и дело не только в габаритах (хотя, например, разница в ширине — ничтожные 5 мм). Цельное, собранное шасси позволяет прописывать повороты как циркулем, без лишних кренов и оглядки на качество покрытия, — спасибо совершенной мехатронике и высокой жесткости кузова. Который, к тому же, снабжен отличной шумоизоляцией: при любой скорости в салоне стоит абсолютная тишина, нарушаемая лишь щелчками указателей поворотов и еле слышным жужжанием электроприводов. Впрочем, если от души «наступить» на педаль акселератора, да еще перевести селектор коробки в спортивный режим (для этого достаточно качнуть его назад), все же можно услышать голос двигателя, раскручивающегося не по-дизельному резво и заставляющего поверить в неполных семь секунд разгона до сотни. Однако, сознавая, что можешь «сделать» на дороге почти любого, не менее приятно ехать спокойно и размеренно, когда трансмиссия при первой возможности стремится уйти вверх, перебирая свои восемь ступеней почти незаметно. И столь же незаметным делает рельеф покрытия пневматическая подвеска, будь то стыки с острыми краями, длинные волны или даже лежачие полицейские.
Умиротворяющая атмосфера в салоне сохраняется даже тогда, когда попадаешь в пробку: пусть все вокруг суетятся и нервничают, мы выше этого. Наконец-то можно вволю побродить по обширному мультимедийному меню, приоткрыть шторку панорамной крыши с подъемно-сдвижной секцией, подстроить под свой вкус вид приборной панели и массу прочих параметров. Особенно сильное впечатление в этом плане произвело водительское кресло ergoComfort, имеющее 18 электрических регулировок и функцию массажа с восемью режимами работы. Главное — включив «расслабляющий», не уснуть ненароком, — хотя, даже если задремлешь, скорее всего, не произойдет ничего страшного, ведь новый Touareg оснащен массой электронных помощников и систем безопасности. Адаптивный круиз-контроль держит дистанцию до впереди идущего автомобиля при любой скорости, вплоть до полной остановки, — жаль только, что после нее внедорожник не трогается самостоятельно. Хотя на самом деле это, опять же, во благо, как и раздражающая порой система удержания в полосе: если, не включив «поворотник», наезжаешь на разметку, руль немного упирается и создает эффект езды по гребенке соответствующим колесом. Так автомобиль не только защищает своего хозяина, но и в известной мере воспитывает его, — может быть, отчасти поэтому на нем не особенно хочется шустрить.
Не хочется и загонять такого красавца на бездорожье, но мы все же не преминули это сделать, недаром в трансмиссии, как и прежде, используется постоянный полный привод с самоблокирующимся дифференциалом Torsen. Правда, в отличие от внедорожника прежнего поколения, теперь нельзя получить за доплату раздаточную коробку с понижающей передачей: пакет off-road — это лишь топливный бак увеличенной емкости, защита двигателя и дополнительные алгоритмы работы электроники. Но и без того Touareg обладает недюжинными вездеходными способностями, даже если не активировать специальные возможности, когда же два круглых селектора на тоннеле переведены в соответствующие позиции, он может дать фору иным рамным полноприводникам. Внедорожный режим езды корректирует работу коробки и электронных ассистентов, а пневмоподвеска увеличивает дорожный просвет до 270 мм против обычных 200 мм (для облегчения погрузки его можно, напротив, уменьшить на 40 мм). При этом углы въезда и съезда достигают 31 градуса, давая возможность штурмовать крутые подъемы, спуски и косогоры без риска оторвать шикарные бамперы.
Увлекшись ездой по пересеченной местности, мы чуть было не упустили еще пару важных аспектов — функциональность и индекс удовлетворенности пассажиров. Здесь мало что изменилось по сравнению с Touareg предыдущего поколения, где с этим было все в порядке, — за исключением того, что прибавка колесной базы полностью пришлась на пространство для пассажиров на втором ряду сидений, где и прежде было совсем не тесно, а объем багажника вырос более чем на 100 литров. Плюс «умная» пятая дверь, способная открываться и закрываться самостоятельно, плюс персональное управление микроклиматом в четырех зонах, плюс масса приспособлений для перевозки багажа, — описанию всех удобств пришлось бы посвятить отдельную большую статью. А можно сказать короче и проще: новый Volkswagen Touareg — новый флагман бренда во всех аспектах, и во многих из них он устанавливает новую планку для аналогов и конкурентов. В том числе, увы, это касается и стоимости: самый скромный вариант с недоступным пока двухлитровым мотором обойдется как минимум в 3,4 миллиона рублей, а цена нашего тестового экземпляра приближается к пяти миллионам.
Технические характеристики
Двигатель
Тип топлива Дизель
Рабочий объем, куб. см 2967
Мощность, л. с. 249
Крутящий момент, Нм 600
Трансмиссия
Тип/количество передач Автоматическая/8
Тип привода Полный
Характеристики
Время разгона до 100 км/ч, с 6,8
Максимальная скорость, км/ч 238
Расход топлива, л/100 км
Город 8,2
Трасса 6,5
Смешанный цикл 7,1
Размеры, мм
Высота 1717
Длина 4878
Ширина 1984
Колесная база 2904
Объем топливного бака, л 75/90
Объем багажника, л 810/1800