Системы различаются по виду топлива:
- бензиновые
- дизельные
- газовые
Более редкие варианты в этой статье не рассматриваем (спирт, водород).
Сначала по дизельным системам.
Вариантов здесь меньше. Эволюция системы питания дизелей в основном касалась повышения технологичности, экологичности, экономичности.
Принцип действия прежний.
Подкачивающий насос из бака полет солярку в ТНВД (топливный насос высокого давления- основной элемент системы). В насосе плунжера (поршни), которые под давлением подают дизельное топливо к форсункам. Форсунки распыляют топливо в цилиндры. Топливная смесь воспламеняется в цилиндре от сжатия - происходит детонация, маленький взрыв. Именно поэтому дизель работает жёстче и громче.
Свечи в дизельном моторе нужны только для запуска холодного двигателя (это свечи накаливания), они подогревают камеру сгорания.
После запуска эти свечи не работают.
Про дизель всё, хватит.
Бензин
Сейчас производят только моторы с распределённым впрыском, но на дорогах ещё достаточно и других вариантов.
Не вдаваясь глубоко в подробности каждой системы, пройдёмся быстро по принципам работы.
Карбюратор
Это механическое устройство. Да, могут быть установлены электроклапаны и экономайзеры, но главный принцип механический.
В карбюраторе есть Камера с поплавком, где поддерживается строго определенный уровень топлива.
При движении поршня мотора вниз (на такте всасывания), происходит втягивание в цилиндр воздуха и бензина через распылитель.
Воздух смешивается с бензином в камере карбюратора и попадает в цилиндр.
На следующем такте (это сжатие), когда поршень дойдёт до верха, происходит воспламенение от электрической свечи зажигания.
Впрыск (инжектор)
Инжекторный системы могли иметь всего одну форсунку (моновпрыск).
Распыление происходит в полость впускного коллектора, для всех цилиндров, а дальше все, как в карбюраторной системе.
Управление работой форсунки осуществляет электронный блок, на основании показаний датчиков.
Сейчас на каждый цилиндр устанавливают по форсунке, она срабатывает в нужный момент на определенное время (впрыскивая расчетный объём топлива).
В электронных инжекторных системах блок управления контролирует много параметров:
- Температуру и объём воздуха,
- Положения распределительного и коленчатого валов,
- Температуру охлаждающей жидкости
- Положение педали газа и дроссельной заслонки,
- Разряжение во выпускном коллекторе,
- Газовый состав выхлопных газов,
- Уровень детонации мотора.
Это не полный перечень параметров, только основные.
И несколько слов про машины на газу.
Бензиновые автомобили в основной массе можно переоборудовать для работы на газу (смесь пропана и бутана).
Также некоторые заводы выпускают заводские газовые модели.
Газовое оборудование устанавливают дополнительно к бензиновому и принцип работы аналогичен.
В холодное время года испаряемость газа хуже и прогрев автомобиля происходит на бензине и только потом система переходит на газ.
В этой статье не будем обсуждать, что выбрать бензин, дизель или газ. Это тема отдельной статьи.
По основным принципам работы всё, для понимания достаточно.