Найти в Дзене
mikhail.krivyy.com

Пассажирский поезд, Полярный Урал и 501 стройка ГУЛАГа

Поезд Анапа — Лабытнанги дежурная по станции назвала «детским», так как, в основном, он используется для организованной доставки групп детей к местам летнего отдыха. Видео ниже, снято в 3 часа ночи по местному времени. Полярный день уже закончился, но солнце скрывается за горизонтом менее чем на два часа.

Видео снято в районе станции Собь, на перегонах Полярный Урал — Собь и Собь — Харп-Северное Сияние. Участок является частью железой дороги Чум — Лабытнанги, которая, в свою очередь, является реализованной и работающей частью Трансполярной магистрали.

Дорога начинается на станции Чум за Северным полярным кругом, на участке «Елецкий — Харп» пересекает Полярный Урал, работающий участок заканчивается в Лабытнанги. На станции Обская начинается относительно недавно построенная железная дорога до Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения.

Помимо «Трансполярной магистрали» у железной дороги существует множество других неофициальных названий: заполярная железная дорога, полярная магистраль. C 1947-го по 1953-й год дорога официально называлась строительство № 501 и № 503; название «ж/д Чум — Салехард — Игарка» было секретным. Термин «Мёртвая дорога» в письменных источниках встречается в 1960-м году, в одноимённой заметке в газете «Известия» 4 июля 1960 года.

При строительстве дороги в должном объёме не были проведены предварительные изыскания. Цели строительства точно не известны. Работы велись в основном силами заключённых. Бараки видны на 03:20. Качество укладки полотна было крайне низким, не попадающим даже под классификацию лёгких железнодорожных путей, в том числе и по уклонам и радиусам кривых. Во многом, недостатки строительства не устранены до сих пор.

Железная дорога требует серьезных усилий по содержанию, и практически не использует современные технологии строительства в условиях вечной мерзлоты. Максимальная скорость поездов не превышает 50 км/ч.

На участке Чум — Лабытнанги используется жезловая система. Процедура передачи жезла запечатлена на видео. Жезл представляет собой металлический цилиндр с выступами в виде колец, препятствующими извлечению из жезлового аппарата. Для каждого перегона формы колец разные, что исключает возможность использования жезлов с другого перегона.

Жезлоподаватель — простейшее устройство, представляющее собой проволочное кольцо диаметром 30-50 сантиметров на длинной ручке с пружинным держателем для жезла. Помощник машиниста бросает свой жезлоподаватель на пути (08:11), затем захватывает жезлоподаватель у дежурного. Даже с жезлоподавателями обмен жезлами требует определённой сноровки. Если на ходу обменяться не удалось, машинист останавливает поезд и идёт меняться.