Знаменитый во всем мире Американский транспортник СН-74 "Чинук" далеко не первый в своем роде вертолет. За 10 лет до его первого полета в Советском Союзе был разработан один из первых (если не самый первый) транспортных вертолетов с продольной схемой.
Итак, герой нашей статьи сегодня - Як-24!
Его разработкой занялись в 1951 году, а, так как большинство узлов было заимствовано у Ми-4, первый полет вертолет совершил уже в 1952 году! Было изготовлено две машины, назначением которых были многочисленные гос. испытания.
После нескольких доработок в конструкции, на вертолете было установлено несколько мировых рекордов по грузоподъемности.
Изначально планировалось создание нескольких модификаций Як-24:
Як-24А - Гражданский вариант, который мог использоваться в качестве летающего крана, способного поднимать на внешней подвеске груз в 5000 кг.
Як-24К - Вариант с 9-местным VIP салоном и с более коротким фюзеляжем.
Як-24Р - Гражданский, для 39 пассажиров с более мощными 2013 кВт (2700 л. с.) газотурбинными двигателями — не дошли до серийного производства.
Як-24УБ - Выпуск составил около 40 машин. Улучшенный вариант мог перевозить до 40 солдат или 3500 кг груза, в том числе 2 ГАЗ-69 или противотанковые пушки.
В 1959 году вертолеты Як-24 принимали участие в крупномасштабных учениях стран-участниц Варшавского договора в районе Киева и на территории ГДР. В ходе учений вертолеты Як-24 выполнили перелеты по маршруту Москва − Берлин и Москва − Киев.
Всего за время серийного производства было выпущено около ста машин этого типа.
За десятилетие эксплуатации вертолет ни разу не подвергался крушениям с гибелью людей. Однако от него отказались в пользу вертолетов с классической винтовой схемой. Чего не скажешь о ВВС США, на вооружении которых уже почти полвека стоит знаменитый СН-47 "Чинук"