Найти тему
AutoGar

Замена ремня ГРМ. Мифы и реальность.

Оглавление

В современных автомобильных двигателях привод газораспределительного механизма осуществляется с помощью металлической цепи или с помощью резинового зубчатого ремня.

Цепь достаточно долговечна и не требует периодической замены. Такую деталь нужно менять только в следствии износа. Принцип действия и одного и второго варианта аналогичен, поэтому остановимся только на ремне. Ременный привод меньше весит, издает меньше шума, но этот узел надо периодически осматривать и производить замену деталей.

Что же такое привод ГРМ?

ГРМ- это газораспределительный механизм. Он служит для того, чтобы в каждый из цилиндров в нужное время подавалась или топливовоздушная смесь, на карбюраторных моторах, или только воздух на агрегатах с инжекторным впрыском. Также необходимо в определенный момент освободить цилиндр от продуктов сгорания топлива. Для того, чтобы обеспечить такую согласованность работы двигателя и служит ГРМ. В головке блока цилиндров мотора установлены подпружиненные клапана, именно они открываются и под воздействием кулачка распределительного вала. А вот он сам приводится во вращение как раз с помощью привода газораспределительного механизма.

Крутящий момент от коленчатого вала мотора передается на распределительный вал. Распределительных валов может быть несколько. Это зависит и от количества рабочих цилиндров двигателя, и от количества клапанов на каждый цилиндр. Так, к примеру, может быть и один, и два и четыре на двигателе.

Привод ГРМ может включать в себя только ремень и один ролик - это в самом простом варианте. В этом случае привод газораспределительного механизма вращает еще и насос системы охлаждения. В многовальных моторах ремнем могут приводиться в действие несколько роликов, которые обеспечивают натяжение ремня, а также один или несколько балансирных валов.

Почему важно осматривать и регулярно менять ремень ГРМ?

Многие задаются вопросом: «Можно ли подождать с заменой ремня ГРМ? Ремонт стоит дорого». Менять важно и вовремя, и только опытным специалистом. Несмотря на то, что замена этих деталей стоит, как правило, не дешево. Все дело в том, что выход из стоя этого узла приводит к серьезной аварии мотора. Устранения последствий обрыва ремня ГРМ может в десятки раз превысить стоимость сервисной замены. Обрыв изношенной детали происходит на работающем двигателе, под нагрузкой. В этот момент коленвал двигателя продолжает вращаться по инерции благодаря весу маховика, поршни в цилиндрах двигаются. А распределительные валы инерции не имеют и останавливаются сразу. Часть клапанов остаются открытыми. Привод ГРМ должен работать так, чтобы в тот момент, когда поршень в самом верху, то клапана должны быть закрыты. При обрыве теряется связь коленчатого и распределительного валов и происходит столкновение открытого клапана, тарелка которого в этот момент выдвинута, и поднимающегося на встречу поршня.

Последствия такой «встречи» неизбежны. Мотор придется разбирать и ремонтировать. Для диагностики придется демонтировать навесное оборудование и снять головку блока цилиндров и осмотреть место удара. В самом лучшем случае можно обойтись только заменой согнутых клапанов. Но не редки случаи, когда головку блока цилиндров придется серьезно ремонтировать в специализированной мастерской. Может потребоваться замена не только самих клапанов, но и направляющих втулок. Не редки случаи, когда ГБЦ придется менять полностью.

При крайне неблагоприятных условиях разрушению в месте удара может подвергнуться и поршень. При таком варианте придется полностью снимать, разбирать и ремонтировать двигатель.

В сервисной книге каждого автомобиля производителем указаны сроки осмотра и сроки замены этого узла. Эти сроки необходимо соблюдать. Опытные мастера рекомендую менять ГРМ вместе с комплектом роликов, даже если на момент замены они исправны. Так можно гарантировать, что весь узел в сборе проходит положенный ему срок. Та же рекомендация относится и к водяному насосу системы охлаждения, но только в том случае если он приводится в действие ремнем ГРМ. На некоторых моделях водяной насос или помпа, приводится в действие отдельным приводом агрегатов.

Можно ли выполнить такой ремонт своими руками?

Можно, но это не относится к разряду простых операций. На восьми клапанном двигателе, на котором установлен всего один распределительный вал операция не сложная. Совсем другая история с многовальными моторами. Для того чтобы правильно все установить, необходимо точно выставить положения каждой приводной шестерни, каждого вала. Коленчатый и распределительные валы должны быть в строго определенных положениях, относительно друг друга. Для этого используются специальные фиксаторы особой формы. Для каждой модели двигателя они отличаются. Смещение одного вала даже на один зуб значительно ухудшит мощностные характеристики двигателя и может привести к тому, что может прогореть клапан. Ошибка на несколько зубьев ремня может привести к тому, что поршень встретится с клапаном и произойдет ситуация, которая описана выше.

Привод ремня ГРМ - узел надежный. Если своевременно осматривать и менять детали этого узла, то никаких осложнений с эксплуатацией двигателя не возникнет.

Спасибо, спасибо, что дочитали!

Если статья оказалась полезной для вас, то ставьте «палец вверх», подписывайтесь на канал, пишите: garvardar@yandex.ru

Авто
5,66 млн интересуются