Найти тему
Невероятные Механизмы

Гидравлический "вечный двигатель" Дени Папена и необычный "научный парадокс"

Создателями «вечных» двигателей, были не только авантюристы, обычные «самоделкины»-естествоиспытатели и фантазеры. История знает несколько примеров того, как довольно крупные ученые, создатели вполне реальных и полезных механизмов, оказывались увлечены идеей perpetuum mobile.

Дени Папен
Дени Папен

Француз Дени Папен относится именно к таким ученым. Папен занимался физикой и математикой, а так же изобретательством. Хотя судьба готовила ему участь стать врачом (Дени Папен изучал медицину в университете Анже и получил степень доктора), встреча с голландским физиком и математиком Х. Гюйгенсом изменила взгляды Папена.

И довольно кардинально, хотя первые изобретения Папена оказались провальными. В 1685 году в журнале «Философские труды» появилась статья, в которой Дени Папен предлагал к рассмотрению проект «вечного» двигателя, использующего гидравлический принцип работы (при этом, якобы, «опровергая» гидростатический парадокс).

-2

Устройство «двигателя» представляло собой сосуд, который сужался книзу и переходил в тонкую трубку, а та, изгибаясь колесом, нависала над «чашей» сосуда. Папен полагал, что, как только наполнить сосуд жидкостью, та, из-за разности давлений в широкой чаше и узкой трубке, будет выдавливать жидкость из тонкой трубки. Только подставляй водяной колесо под нее, и используй полученную силу!

Разумеется (и любой современный старшеклассник подтвердит), подчиняясь закону сообщающихся сосудов, жидкость просто замирала на одном уровне в широкой чаше и узкой трубке: ведь давление и там и там было одинаково.

Паровой котел, изобретенный Папеном
Паровой котел, изобретенный Папеном

Самым странным во всей этой истории было даже не то, что ошибочность такого «двигателя» была очевидна даже для науки того времени, и не то, что собрать и проверить работоспособность устройства было не так и сложно, а то, что Дени Папен (ко всему уже в должности временного куратора опытов при Лондонском королевском обществе) зачем-то отправил непроверенный проект в научный (для своего времени, конечно) журнал, а тот его опубликовал. Такой вот, необычный научный парадокс!

Забавное видео опытов с ГВД Дени Папена (Будвайзер! :) )

Хорошо, что на странной публикации опыты Дени Папена с «вечным» гидравлическим двигателем закончились и, сменив направление исследований, Папен в 1690 году создает один из первых паровых котлов. А затем изобретает еще множество крайне полезных вещей: предохранительный клапан для своего парового котла, центробежный насос, создает проекты паровых повозки и подводной лодки, делает первую скороварку...

Если вам понравился материал, пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Это не сложно и бесплатно, но очень важно для развития "НМ". А еще нам нужны репосты в соцсети!
Авто
5,66 млн интересуются