Говоря современных военных самолетах всегда упоминается поколение, к которому относится та или иная модель. Ниже мы поговорим, что же это за поколения и каким характеристикам должен соответствовать самолет, чтобы его отнесли к тому или иному поколению.
Начнем же с того, что общепринятой классификации не существует. Поэтому говорить мы будем о наиболее широко распространенной, которой придерживаются большинство ведущих стран мира.
В нее входят только реактивные самолеты, а все что было до их появления - не учитывается.
1 поколение
К нему относится первая реактивная авиация, разрабатываемая в 40-50 годы прошлого века. К характерным их признакам относятся:
Дозвуковая скорость или небольшое ее превышение;
Отсутствие бортового радара;
В качестве основного оружия использовались авиационные пушки (также могли иметься неуправляемые ракеты, но использовались они для атак наземных целей).
К самолетам 1-го поколения относились советские МиГ 9, 15, 17 и ЯКи 15, 17, 25.
2 поколение
Развитие второго поколения пришлось на 50-60-е годы. Черты самолетов второго поколения:
Сверхзвуковая скорость (тем не менее крейсерская скорость у самолетов 2-го поколения - дозвуковая);
Внедрение крыльев стреловидной формы, а также ряд экспериментов по определению оптимальной формы крыла;
Использования управляемых или самонаводящихся ракет в качестве основного оружия;
Появление бортового радара;
Использование реактивных двигателей с форсажем.
Примеры: Су-7, Як-28, МиГ-21 и др.
3 поколение
Авиация 3-го поколения обзавелась более мощными радарами, а также ракетами средней и большой дальности, в качестве основного оружия. При этом происходило и развитие двигателей, но крейсерская скорость все еще оставалась дозвуковой.
Развитие самолетов этого класса пришлось на середину пятидесятых - восьмидесятые годы.
Примеры: МиГ-27, МиГ-23, Су-22 и другие.
4 поколение
Именно к нему относится большинство современных самолетов, стоящих на вооружении большинства армий мира. Их разработка пришлась на 1970-2010 годы.
Особенностями самолетов 4-го поколения стали:
Использование ЭДСУ (электрических сигналов управления);
Развитие двигателей с пониженным потреблением топлива;
Повышение маневренности;
Сглаживание классов самолетов и появление многоцелевой авиации.
Также появились категории: 4+ и 4++. К ним относятся самолеты, чьи параметры превосходят стандарты 4 поколения, но не дотягивают до 5.
Примеры: МиГ-29; 4+: Су-30; 4++: МиГ-35.
5 поколение
На данный момент является самым совершенным и моделей, подходящих под критерии 5-го поколения - единицы. Причем большинство из них представляют собой экспериментальные или предсерийные образцы.
Среди нововведений по сравнению с 4 поколением стоит отметить повышенную маневренность, а также внедрение стелс-технологий, которые уменьшают заметность самолета как для радаров, так и визуально.
Пример: Су-57.
Авиации 6-го поколения пока не существует, впрочем, как и 5+. Тем не менее, критерии для них уже начинают формироваться и с текущими темпами развития, уже спустя несколько лет мы вполне сможем увидеть самолеты шестого поколения.
Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, ваш лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного об оружии и военной технике в будущем. Кроме этого, ваша поддержка очень помогает в развитии канала. Заранее спасибо.