Так или иначе, но у каждой страны есть один или даже целая группа коктейлей, которые ее олицетворяют. Если мы говорим о Италии, то это конечно Негрони, Американо, Спритц; если речь о США, то это будет Олд Фэшнд, Мятный джулеп, Виски Сауэр; Перу — Писко Сауэр. А Франция? Таковой напиток есть и у нее. Он получил свое название в честь полевой пушки Первой мировой, гордости французов — French 75.
Для начала стоит разобраться с названием. French 75 — французская полевая пушка с диаметром орудия 75 мм, которая поступила на вооружение в 1898 году. Ее отличительной чертой была мягкая отдача за счет специального гидропневматического механизма. Благодаря ему пушка во время выстрела не откатывалась назад, что повышало ее точность и скорострельность. Она могла производить до 15 выстрелов в минуту и наносила удары в радиусе 8 км. Эти качества сделали ее популярной не только у французских солдат во время Первой мировой войны, но и среди американских экспедиционных сил. Как говорил один унтер-офицер немецкой армии, заключенный в Монпелье: «С такой пушкой можно хоть на край света».
Теперь самое время разобраться, кто автор этого напитка. В сборниках рецептов French 75 встречается впервые в 1922 году в книге “Cocktails, how to mix them”, где наряду с составом есть небольшая приписка: «Этот коктейль был очень популярен в Париже во время войны. Он был назван в честь знаменитой легкой французской пушки и был представлен Генри в баре «Генри’с» в Париже».
“75” Cocktail (Cocktails, how mix them, 1922)
2 дэша Гренадин
1 чайная ложка лимонный сок
20мл Кальвадос
40мл Сухой джин
Henry Tépé был бартендером в Chatham Hotel на улице Rue Daunou, неподалеку от ныне известного Harry’s New York bar. Поднявшись на ставках он в 1890г открывает одноименный Henry’s Hotel. Бар, расположенный на первом этаже его отеля, становится вторым старейшим Американ баром в Европе после бара при отеле Chatham. И хотя некоторые пуристы оспаривали такое заявление, это были те два заведения, которые познакомили Париж со смешанными напитками в конце XIX века.
В 1917 году Henry Tépé по совершенно неясным причинам совершил самоубийство, выпрыгнув из окна своего отеля. После этого заведением какое-то время управляла его жена, а позже продала его двум бартендерам, которые давно работали с Генри и сделали ей хорошее предложение. К сожалению, сам Генри не оставил после себя каких либо записей связанных с изобретением 75-ого.
Также долгое время автором напитка считался Гарри МакЭлхон, владелец Harry’s New York bar. И на это есть причины. Во-первых, предполагали, что в сборнике “Cocktails, how to mix them” была допущена ошибка и имя Henry это Harry. Во-вторых, Lucio Tutti недавно обнаружил газетную статью, где также упоминается искомый коктейль.
Коктейль, что изобретен одним из барменов американского бара в клубе «Сиро», называется Soixante-Quinze. Это приятная смесь яблочного бренди и других таинственных ингредиентов», — The Sphere, 27 ноября 1916 года.
Soixante-Quinze — это 75 по-французски, а в лондонском клубе Ciro’s несколько лет отработал Гарри МакЭлхон. Единственный нюанс заключается в том, что работать он начал там после окончания Первой мировой войны, то есть уже после выхода статьи.
В 1927 году Гарри МакЭлхон, уже владелец Harry’s New York bar выпускает книгу “Barflies and cocktails”, где среди перечня рецептов встречаем “75” Сocktail, который по сути является твистом на рецепт коктейля от Генри. Небольшим дополнением здесь выступают пара дэшей абсента.
Но как же шампанское?! Ведь все эти рецепты и близко не похожи на то, что мы сейчас называем коктейлем French 75. Дело в том, что это одноименные, но абсолютно разные по своей природе напитки. Привычный нам «семьдесят пятый» появляется в коктейльных справочниках только в 1927 году и долгое время представляет собой вариацию на «Коллинз», сервируемую в высокий стакан на лед. Некоторые даже находят этому объяснение, отмечая, что напиток, поданный в таком бокале, похож на артиллерийский снаряд. В таком виде он будет долгое время гулять по рецептурным справочникам, временами давая о себе знать в исторической хронике. Так, в 1950-м году на празднование 75-летия французского дирижера Пьера Монтё (Pierre Monteux) было приглашено более 6 тысяч гостей. Зал для празднования был переоборудован на манер невероятно огромного французского кафе, играл оркестр под управлением Артура Фидлера, а столики были заставлены бокалами с French 75.
French 75 (The Stork Club Bar Book, 1946)
60ml Gin
1 чайная ложка сахарной пудры
Сок половины лимона
Колотый лед
Долить шампанским и сервировать в высокий стакан
Когда мы говорим о French 75, нельзя не упомянуть и про легендарный новоорлеанский Arnaud’s Restaurant, который в этом году отпраздновал свое столетие. Расположенный в нем бар носит название French 75 — в честь любимого коктейля основателя ресторана графа Арно Казенава(Arnaud Cazenave). Сам граф был любителем коньяка и предпочитал готовить French 75 более французским, заменяя джин на французский бренди. Этой версии придерживаются и сегодня готовя его исключительно на коньяке Сourvoisier VS и шампанском Moët. Как в переписке сказал бывший сотрудник French 75, Илья Крамаренко: “у нас одни из самых высоких проливов по этим позициям в стране”.
Крис Ханна, экс-старший бартендер новоорлеанского French 75, объясняет использование коньяка еще и тем, что эта версия упоминается в эфире одной из радиостанций. В 1969 году Жан Шепард, ведущий радиопередачи на канале WOR, поведал историю изобретения этого коктейля. Согласно ей, авторство принадлежит асам Первой мировой войны из эскадрильи “Лафайет”. По возвращении из боя они в качестве ритуала выпивали шампанское. В один из таких разов, Рауль Лофбери(Raul Louffberry) добавил пару кубиков льда и коньяк, а Рене Фонк(Rene Paul Fonk) сок и цедру лимона. И все бы ничего, если бы архивы не говорили о том, что Рене Фонк был спортсменом, не курил и не употреблял алкоголь. История оказалась красивой легендой.
Версию с коньяком можно встретить и в книге Дэвида Эмбьюри, The Fine Art of Mixing Drinks(1949г). Здесь и вовсе говорится о том, что если вы используете джин, то получите все что угодно, но никак не French 75. Тут стоит только развести руками.
Привычная нам формула коктейля, простая до безобразия, так и не обзавелась автором, оставив широкое поле для спекуляций. Как сообщает Дэвид Вондрич, Чарльз Диккенс, небезызвестный писатель, после посещения Бостона в 1867 году, на обратном пути останавливался в Parker House и для гостей своего номера просил “Tom gin and champagne cups”. Сhampagne cup — смесь шампанского, цитрусовых и сахара со льдом. А при наличии еще и Олд Том джина мы получаем неприлично похожую смесь на нашу французскую пушку. Вот и получается, что скорее всего за авторством онного лежит народное творчество, а не какой-то конкретный человек. Что до подачи в бокал флюте, так ранее чем в книге Чарльза Шумана 1995 года мне найти так и не удалось.
Будь то версия с коньяком или с джином — обе имеют право на жизнь. В осенне-зимний период мне,например, больше нравится с бренди и обязательно сиропом из коричневого сахара. Так что пробуйте.