Найти в Дзене

Приключенческая фантастика Юрия Шпакова, или Как я пытался отвлечься от хронопутешествий...

Остановлю, хотя бы ненадолго, затянувшуюся череду своих обзоров путешествий по времени в советской фантастике, чтоб уважаемые читатели перевели дух. И обращусь... к советской фантастике)) Недавно в мои руки попали фантастические книжки писателя и журналиста Юрия Шпакова (не путать с Николаем Шпановым), вышедшие в шестидесятые годы прошлого века в Сибири. Уверен, не все знают этого автора.

Юрий Шпаков. 1990 год.
Юрий Шпаков. 1990 год.

Юрий Петрович Шпаков (07.12.1929 – 04.10.2009) родился в городе Омске. Окончил с золотой медалью Омскую среднюю школу № 2 и, с отличием, Московский институт химического машиностроения в 1953 г. Трудился на Омском кислородном заводе, был на комсомольской работе. Его рассказы и фельетоны с 1954 г. появляются в омских газетах, а с февраля 1956 г. он полностью переходит на профессиональную стезю журналиста. Шпаков работал в омских газетах «Молодой сибиряк» и «Омская правда», был собкором «Советской России» по Кемеровской области, а с 1968 г. - собственным корреспондентом «Правды» в ряде регионов России, заведовал Казахстанским корпунктом, был корреспондентом в Монголии. Опубликовал в разных периодических изданиях множество статей и заметок, выпустил пять публицистических книг в Омском книжном издательстве. Описал свои журналистские впечатления в автобиографической книге «Профессия-собкор» (1997).

Дебютная фантастическая публикация Юрия Шпакова - детская приключенческая повесть «Это было в Атлантиде» (1959), в которой автор, в числе первых в СССР обыгрывает палеоконтакт - встречу землян с инопланетянами в далёком прошлом. Речь в книжке о том, как школьники находят в сибирской тайге артефакт пришельцев - загадочный голубой цилиндр, в котором хранится видеоинформация о погибшей Атлантиде.

Ну надо же! Не получается у нас отвлечься от хронопутешествий! Ведь повесть Шпакова «Это было в Атлантиде» всё о том же – о времени.

Следующей фантастической книгой писателя стала повесть «Кратер Циолковский» (1962). Автоматическая аппаратура советских учёных при исследовании невидимой с Земли стороны Луны регистрирует в районе кратера Циолковский слабые радиосигналы непонятного происхождения. СССР отправляет туда одноименный космический корабль «Циолковский» с термоядерным двигателем, в экипаж которого попадает молодой журналист Володя Никитин, от лица которого ведётся часть повествования.

В недалёком будущем, которое описывает Шпаков (для нас, сегодняшних, это семидесятые годы прошлого века) уже существует космическая межпланетная научная станция «Дружба» (оттуда, кстати, «Циолковский» и стартует), а на Луне функционирует советский исследовательский центр Луноград. Автор погружает космонавтов в разные приключения и даже любовные переживания, попутно они спасают американца, попавшего в беду на лунной базе, а ближе к финалу его герои находят звездолёт пришельцев, замурованный в лунных скалах.

Самое удивительное, что в инопланетном звездолёте они встречают партизанского доктора Платона Журко, пропавшего в годы гражданской войны (это прадед девушки, которая любит Володю Никитина). За красным доктором в тайге гнались колчаковцы: стреляли во врача, а попали в подвернувшегося пришельца. Раненый инопланетянин врагов нейтрализует, но быстро теряет силы. Доктор помогает ему сесть в ракету и улетает на Луну вместе с ним.

С таинственным пришельцем в повести вот какая история: в 1908 году к Земле приблизился космический корабль, прилетевший от одной из ближайших звезд. В пути произошла катастрофа, почти весь экипаж погиб. Немногие оставшиеся в живых сумели посадить звездолет на Луне, в районе кратера Циолковский. Вскоре после посадки инопланетяне совершили полет к Земле на вспомогательной ракете. Они почему-то очень спешили и рискнули лететь на не совсем исправном разведывательном гравиплане. Почти у самой поверхности Земли двигатели гравиплана взорвались. Это случилось 30 июня 1908 года – сами понимаете, вот он, пресловутый Тунгусский метеорит!

Иллюстрация Ю. Макарова к повести Ю. Шпакова "Кратер Циолковский".
Иллюстрация Ю. Макарова к повести Ю. Шпакова "Кратер Циолковский".

Единственный оставшийся на Луне пришелец одиннадцать лет вместе Большой Логической Машиной и роботами обустраивался в лунном кратере и чинил в своём межзвёздном корабле то, что можно починить. Позже, в 1919 году, он отправился на Землю на втором вспомогательном гравиплане. Попал в тайге в передрягу с колчаковцами, был ранен и умер на Луне на борту звездолёта, успев дать необходимые указания Логической Машине. Фокус в том, что для партизана Журко между его отбытием с Земли в 1919 году и встречей с советскими космонавтами прошёл буквально один день: роботы пришельцев положили его в анабиоз – и пятьдесят с лишним лет пролетели для Платона Журко мгновенно.

Иллюстрация Ю. Макарова к повести Ю. Шпакова "Кратер Циолковский".
Иллюстрация Ю. Макарова к повести Ю. Шпакова "Кратер Циолковский".

Я поражён! От путешествий во времени никуда не деться – они и в этой повести присутствуют!

Берусь за ещё одну книжку Юрия Шпакова - авторский сборник "Один процент риска" (1965). Состоит он из нескольких фантастических рассказов и повести "Здравствуйте, братья!". Начинаю её читать и - вновь окунаюсь в захватывающие приключения, которые завязаны на перемещения во времени. Советско-американский экипаж звездолёта "Мирный", состоящий из трёх супружеских пар, двигаясь к намеченной цели, два с половиной года находится в анабиозе. На Земле за это время проходит примерно 30 лет. Буквально через сутки после выхода команды "Мирного" из гибернации случается ужасная катастрофа. При обследовании обнаруженного в космическом пространстве объекта неземного происхождения - Чёрного Шара - происходит сильнейший взрыв, похожий на аннигиляцию, гибнут четыре члена экипажа, а звездолёт получает тяжёлые повреждения.

Два космонавта, оставшихся в живых: гражданин СССР Борис Ковалёв и американец Роберт Смит (если вы заметили, они двойные тёзки) сажают "Мирный" на одну из планет чужой звёздной системы, пригодную для жизни. Там их ждут всяческие неожиданности: от агрессивной фауны до первобытных аборигенов, ведущих себя предельно странно.

А самая главная неожиданность - это встреча с землянами. За те тридцать лет, что прошли со старта звездолёта "Мирный", земная наука основательно продвинулась вперёд, овладев прыжками через "нулевые туннели" (у Стругацких это называется "нуль-транспортировка"). Теперь для того, чтобы достичь Авроры (так называется планета) требуется всего лишь четырнадцать часов.

Снова это вездесущее время, от которого я хотел отвлечься! Снова время, парадоксы которого писатели беззастенчиво используют, чтобы выстраивать в своих произведениях фантастические коллизии!

На Авроре находится постоянная База землян, окружённая защитным полем, 167 взрослых сотрудников и почти сотня детей. Зачем там дети, объяснять не буду, захотите узнать - сами повесть прочтёте. В ней ещё много любопытного: появится другой Чёрный Шар, гигантского размера, будет разгадана тайна аборигенов, выстроивших вокруг Синтезатора (машины, оставленной Пришельцами) уродливую иерархическую структуру, появится тема и самих Пришельцев, загадочной суперцивилизации из Антимира...

Думаю, вы уже поняли, что писатель Шпаков - мастер придумывать своим героям нескучную жизнь, а юным обладателям его книжек, что читали их в шестидесятые - обеспечивать захватывающее времяпрепровождение.

А я начинаю ещё яснее понимать, почему советскую фантастику партийные власти жёстко притормозили во второй половине шестидесятых, запретив её выпуск в региональных издательствах. Зачем лишний раз будоражить умы? Мало ли что... Ведь окрылённые космическими и прочими мечтами провинциальные фантасты ещё и не такого бы понаписали! Я, кстати, уже рассказывал в своём Дзене о книгах пилота Аматуни Петрония Гая из Ростова-на-Дону, о творчестве херсонского невропатолога Наума Фогеля, о фантастике лётчика-фантаста Георгия Реймерса из Брянска, о романе "На оранжевой планете" Леонида Оношко, родившегося в Моршанске Тамбовской губернии и работавшего в Днепропетровске, о повести "Прыжок в послезавтра" новосибирца Петра Воронина... Фантастические книги всех перечисленных авторов выходили в областных издательствах. Без этих "провинциальных" писателей советская фантастика безусловно потеряла бы часть своей позитивной направленности и уверенного предвкушения всеобщего счастливого будущего. Загляните в эти записи!

Кстати, обратите внимание, что книги Юрия Шпакова "Кратер Циолковский" и "Один процент риска", вышедшие соответственно в Омске и Кемерове, проиллюстрированы чрезвычайно популярным среди любителей советской фантастики художником Юрием Макаровым, который в шестидесятые был уже широко известен и востребован, и работал тогда, в основном, с центральными, московскими издательствами. Похоже, Макаров обратил внимание на произведения Шпакова. Понравились? Просто выполнял заказ? Или что-то связывало Шпакова и Макарова. Знакомство? Приятельские отношения? Дружба?

Обложки книг Юрия Шпакова, выполненные Юрием Макаровым.
Обложки книг Юрия Шпакова, выполненные Юрием Макаровым.

Дорогие коллеги, не стесняйтесь, ставьте лайки. По статистике вижу, что мои записи читают (и дочитывают) сотни людей, а лайки ставят лишь десятки из прочитавших. Не жадничайте, сделайте автору приятное!

© Владимир Ларионов

#Шпаков #Макаров #отзывы ВЛ #советская фантастика #библиотекаВЛ

Для тех, кто хочет вспомнить старую советскую фантастику, рекомендую следующие свои материалы здесь, на Дзене:

Уральский фантаст Исай Давыдов. Повести "Девушка из Пантикапея" и "Он любил вас"

Фантаст Исай Давыдов и его роман-эпопея "Я вернусь через 1000 лет"

В фантастическое будущее - с фантастическим прошлым!

Лётчик-фантаст Георгий Реймерс, автор книги «Северная корона»

Забытый новосибирский фантаст: Пётр Воронин. Прыжок в послезавтра

Фантаст-пилот Петроний Гай Аматуни и его "Гаяна"

Фантастическая повесть боевого лётчика с семью орденами: "На десятой планете" Анатолия Митрофанова

"На оранжевой планете" Леонида Оношко

Ближний прицел фантаста Владимира Немцова

Дети Земли" Георгия Бовина

Пётр Гордашевский "Их было четверо": крохотные ребятишки путешествуют внутри дерева

«Ошибка инженера Алексеева» или ошибка фантаста Полещука?

Путешествия во времени-1. Советский анабиоз

Путешествия во времени в советской фантастике-2. Туда - сюда и последствия

Путешествия во времени в советской фантастике-3. На этом самом месте

Путешествия во времени в советской фантастике-4. Хронопарадоксы

Наука
7 млн интересуются