Продолжаю серию своих обзоров фантастики СССР о хронопутешествиях. Наверное, пора перечислить произведения советской НФ с использованием в сюжете перемещений во времени, о которых (имею в виду произведения) мне напомнили или навели на мысли о них подписчики моего Дзена.
В романе Александра Мирера «У меня девять жизней» (1969) три друга, работающие в некоем Институте с заглавной буквы, изучают практическое применение теории Совмещённых Пространств. В специальном аппарате (баросфере) они перемещаются то ли в параллельный, то ли в предшествующий нашему доисторический мир, где существует биологическая цивилизация, так называемое Равновесие, полностью контролируемое и управляемое живыми суперкомпьютерами – Наранами. Подробности и принцип путешествий во времени автор оставляет на заднем плане, основная его цель – показать бесперспективность и неизбежную деградацию системы, замкнутой только на себя и превращающей людей в бездумные винтики, которые готовы беспрекословно выполнять любой приказ.
Роман "У меня девять жизней" впервые был напечатан в разделе "TERRA PHANTASIA" журнала "Знание-сила" в номерах 1-7 за 1969 год (см. заставки к главам в галерее выше). Что касается временных парадоксов, то в этом романе один есть, и очень грустный... Случилось так, что хронопутешественник по имени Николай буквально на десять секунд не успел к автостарту баросферы и остался в мире Равновесия. Его верные друзья и коллеги по экипажу Владимир и Рафаил на протяжении трёх лет после возвращения в свою реальность совершают сотни выходов в Совмещённое Пространство, чтобы забрать Николая домой, но "совместиться" с миром, в котором остался их товарищ, у них никак не получается. А когда, наконец, получилось, то выясняется, что в неудержимо вырождающемся Равновесии прошло уже двести лет, и находят они там лишь потомков Николая.
Роман Николая Гацунаева (1933 – 2022) «Звёздный скиталец» (1984) по оценкам читателей каким-то особо выверенным и оригинальным темпоральным сюжетом не отличается, но любопытен описанием Средней Азии 19-го века и Хивинского ханства начала 18-го века, куда с помощью машины времени в поисках себя и справедливости попадает герой книги Эрнст Симмонс. Гражданин вымышленного государства, он спасается от службы в Вооружённых Силах Стран Всеобщей Конвеции, сбегая из века 23-го в прошлое. К хронопарадоксам в этом романе можно отнести то, что в былые времена Симмонс попадает, воспользовавшись мощной машиной времени фирмы «Сафари во все времена», чтобы преодолеть "барьер времени" (и отдаёт за это все свои сбережения), а уже внутри прошлого продолжает «прыгать» по времени и пространству в более мелких масштабах, применяя небольшой аппарат собственного изобретения и сборки - "времятрон". Парадоксально и то, что за Симмонсом присматривает (о чём герой не подозревает), а заодно успешно выполняет обязанности его супруги (за это герой её любит) красотка Эльсинора, сотрудница «Института наблюдений и контроля над прошлым» из 30-го века.
"Звёздный скиталец" был издан в Ташкенте дважды: в 1984 году тиражом 120 тыс. экз. и в 1985 году - тиражом 200 тыс. экз. Суммарно - 350 тыс. экземпляров! Писатель Гацунаев, уроженец Хорезма, хорошо владеющий историческим и этнографическим материалом, написал увлекательное, добротное произведение, но событием в советской хронофантастике его роман всё-таки не стал…
Благодаря подписчице под ником "Таня Заботкина" нашёл у себя в закромах забытые книги писателя Юрия Грекова «Однажды ночью…» и «Слышишь? Кричит сова!». Юрий Греков (1938-2010) много лет (с 1988 года до конца жизни) был главным редактором литературного журнала «Кодры», выходившего в Кишинёве. В основу романа-гипотезы «Слышишь? Кричит сова!» (1988) легли ранее написанные Грековым книги «На кругах времен» (1978) и «Однажды ночью» (1981), выстроенные писателем на гипотезе дискретности времени и различных временнЫх парадоксах.
Этот роман-притча призывает читателя вдуматься в странности и сложности мира, в котором назревают ситуации, чреватые страшными опасностями — достаточно назвать хотя бы нависшую над нами ядерную катастрофу. Прислушаться к «крику совы» — к голосу мудрости — единственный способ избежать конца мировой истории.
В ответ на мою просьбу привести примеры советской хронофантастики подписчики в комментариях несколько раз вспоминали рассказ белорусского фантаста Евгения Дрозда «Коробка с логисторами» (1985). Видимо потому, что рассказ был опубликован в журнале «Юный техник» (№5, 1985), выходивший тогда тиражом более двух миллионов экземпляров (вот же времена были!), и его прочли многие тысячи читателей, некоторые даже примерно запомнили содержание. С автором рассказа я был знаком лично, рассказ Евгения «Коробка с логисторами» из цикла «Хрононавты» имеется в моей библиотеке в сборнике Всесоюзного творческого объединения фантастов «В королевстве Кирпирляйн» (1990).
Автор написал о том, как Олег Астрейка, учащийся ПТУ № 13, которое готовит техников-наладчиков машин-времени, гибнет, спасая команду исследовательского корабля «Полярная Звезда», потерпевшего аварию на Венере. Мне кажется, можно было придумать менее трагичный выход из ситуации, но у героя (а, видимо, и у автора) времени на раздумья не было. Рассказ любопытен тем, что Евгений Дрозд постулирует в нём три основных закона хронопутешествий (следуя по стопам Айзека Азимова с его законами робототехники). Один их трёх темпоральных законов от Дрозда мне особенно понравился. Он гласит, что прошлое, в принципе, можно изменять, переделывать. Но, пытаясь изменить некоторое событие прошлого, вы должны затратить столько энергии, сколько потребуется на устранение всех последствий этого события. Значительные исторические события имеют столько последствий, что для их устранения требуется бесконечное количество энергии. Таким образом, на практике можно изменять лишь те события прошлого, которые в исторической перспективе не имели никаких последствий. То есть такие, которые и изменять-то незачем.
Что касается будущего, то в рассказе "Коробка с логисторами" довольно жестко утверждается следующее: "Как известно, путешествовать в будущее на машине времени невозможно, поскольку будущего еще не существует, и, значит, путешествовать просто некуда".
Честно говоря, я планировал отойти от темы путешествий во времени в своём Дзене хотя бы на время, но пока не получается. Дело в том, что в эту запись не влезли упоминания ещё о нескольких фантастических произведениях последних советских десятилетий, связанных с хроносом. А именно - о рассказах и повестях, написанных моими практически земляками и даже немножко современниками, ленинградскими фантастами: Ильёй Варшавским, Александром Шалимовым, Ольгой Ларионовой, Геннадием Гором, Александром Житинским... А я хотел бы о них вспомнить, в следующий раз обязательно это сделаю.
© Владимир Ларионов
#Мирер #Дрозд #Греков #Гацунаев #НФ #СоветскаяФантастика #ОтечественнаяФантастика #библиотекаВЛ
Я писал на Дзене о произведениях советских фантастов, в которых затрагивается тема путешествий во времени:
Путешествия во времени-1. Советский анабиоз
Путешествия во времени в советской фантастике-2. Туда - сюда и последствия
Путешествия во времени в советской фантастике-3. На этом самом месте
Путешествия во времени в советской фантастике-5. Питерская фантастика-1. Житинский, Ларионова
Путешествия во времени в советской фантастике-6. Питерская фантастика-2. Снова Ларионова
Путешествия во времени в советской фантастике-7. Питерская фантастика-3. Геннадий Гор
Путешествия во времени в советской фантастике-8. Питерская фантастика-4. Александр Шалимов
«Ошибка инженера Алексеева» или ошибка фантаста Полещука?
Фантаст Георгий Мартынов: "Счастье – в настоящем!" (О романе "Гость из бездны")
Забытый новосибирский фантаст: Пётр Воронин. Прыжок в послезавтра