Найти тему

Путешествия во времени в советской фантастике-2. Туда - сюда и последствия

Я уже писал здесь о произведениях советских писателей-фантастов, рассказывающих о перемещениях во времени в одну сторону, а именно – в будущее (см. мою недавнюю запись «Путешествия во времени. Советский анабиоз»). Такие перемещения осуществлялись в основном посредством применения персонажами анабиоза или чего-то похожего: замораживания, гибернации и т. д. Конечно же, отечественные фантасты часто обращались и к теме управляемых перемещений во времени, производимых с использованием технических устройств (машин времени). Как в прошлый раз, я снял со своих книжных полок практически наугад несколько изданий. Посмотрим, что в них.

Фантастический роман Ариадны Громовой и Рафаила Нудельмана «В Институте Времени идёт расследование» (1973) самим своим названием транслирует читателю основную тему книги. В одной из лабораторий этого НИИ, специализирующейся на изучении перемещений во времени методом хитроумной конфигурации электромагнитных полей в хронокамерах (речь поначалу идёт о забрасывании в будущее всего на 10 минут небольших металлических брусков), находят труп физика Аркадия Левицкого. Обстоятельства смерти поручено расследовать следователю прокуратуры Александру Линькову. Друг и коллега Левицкого, младший научный сотрудник Борис Стружков, помогает следователю вникнуть в нюансы исследований, проводимых в лаборатории, а также в детали событий, предшествующих смерти Левицкого, но вскоре сам оказывается под подозрением. Естественно, что случившееся непосредственно связано с перемещениями во времени, но все подробности я излагать не стану, вдруг сами захотите прочесть. Предупреждаю, что роман написан обстоятельно, неспешно, с массой мелких подробностей из жизни и взаимоотношений разных персонажей этого фантастического детектива (есть даже немножко про любовь), а также экскурсов в сопряжённые с идеями книги области физики. Свои соображения по поводу основной загадки романа я выскажу позже, в одной из следующих записей. Кстати, на смутные догадки о возможных прототипах некоторых героев книги меня навели их имена – Аркадий и Борис, а также фамилия последнего – Стружков.

В значительно более лёгком, юмористическом ключе разворачивает тему путешествий во времени в своём рассказе «Петля гистерезиса» (1968) из цикла «Евангелие от Ильи» в авторском сборнике «Под ногами Земля» ленинградский фантаст Илья Варшавский. Историк Леонид Курочкин выбивает у Хранителя Времени, чиновника специальной организации, контролирующей экскурсии в прошлое, разрешение на посещение первого века нашей эры. Он отправляется в далёкое прошлое, в Иудею, «с целью собрать убедительный материал, опровергающий существование Иисуса Христа». Надо ли пояснять, что злоключения Курочкина, описанные Варшавским, и станут в этом рассказе вескими фактами, позволяющими евангелистам использовать их как основополагающие доказательства и непререкаемые свидетельства в пользу реального существования Иисуса. О других произведениях Варшавского, связанных со временем, я ещё как-нибудь напишу.

А вот, например, антология «Только один старт», вышедшая в 1971 году Свердловске, со вкусом составленная Виталием Бугровым, известным советским историком фантастики и библиографом. Я нашёл в этом сборнике очень актуальный рассказ-памфлет Михаила и Ларисы Немченко «Вести из грядущего». Фашистский диктатор из страны под названием Лазурия (или просто - фельдмаршал Спаситель Лазурии) приезжает в некое развитое государство, где платит огромные деньги фирме «Вести из грядущего», имеющей аппаратуру, позволяющую «совершать кратковременные заезды в будущее». Диктатора интересуют возможные перемены в составе правительства Лазурии, список членов нового кабинета с датой прихода к власти, а также данные о его личной судьбе через три года. Зачем диктатору такой список, догадаться легко…

Агент фирмы, вернувшийся после блицброска в будущее за нужными сведениями, доставляет список полного состава правительства Лазурии, где нет ни одной знакомой фельдмаршалу фамилии. Более того, в самом близком будущем отсутствуют сведения и о нём самом, бесследно исчез с Рыночной площади даже его монумент. Диктатор в панике и недоумении…

Рассказ Севера Гансовского «Демон истории», впервые опубликованный в ежегоднике «Фантастика, 1967» издательства «Молодая гвардия, наводит читателей на размышления об инерции исторических обстоятельств и роли личности в истории. Из финала рассказа видно, что автор отдаёт предпочтение преимущественному влиянию на реальность на протяжении длительных временнЫх интервалов определённых исторических закономерностей и тенденций, а вовсе не конкретной воле отдельных «выдающихся» индивидуумов. Между прочим, содержание именно этого рассказа вспоминают герои романа «В Институте Времени идёт расследование» (см. в записи выше), когда рассуждают о мировых временнЫх линиях и парадоксах.

Персонаж Гансовского оказывается в Австрии летом 1914 года, чтобы физически ликвидировать будущего вождя фашистской партии и виновника второй мировой войны ещё в молодости. Правда, герой рассказа попадает в прошлое не благодаря машине времени, а волею некоего «демона истории», который внедряет его личность в тело случайного коммивояжёра. Свою миссию он выполняет, задушив Юргена Астера, «одного из молодых демагогов, быстро завоевавших влияние в кругах мелкой буржуазии». Но, вернувшись в своё время, герой узнаёт, что вместо убитого вождём фашистов стал Адольф Шикльгрубер, а ужасы истории ХХ века никуда не делись, претерпев изменение лишь в несущественных деталях…

Завершу этот небольшой обзор сентиментальным рассказом томского фантаста Виктора Колупаева из его авторского сборника «Билет в детство» (1977). Герой рассказа «Девочка» работает испытателем капсул времени. При очередном испытании капсула с человеком внутри, отправленная на три часа в прошлое, не возвращается. А ведь в устройствах, придуманных Колупаевым, есть ручная кнопка возвращения, которую следует нажать, если по каким-то причинам откажет программа, заданная электронному мозгу. Ближе к финалу выяснится, что время в капсуле течёт вспять, при этом стирается и электронная программа, и память человека. Герою, участвующему в новом испытании, помогают остаться в живых наказы девочки, чудесным образом появляющейся иногда в его квартире (эту девочку он как-то взял с собой на полигон и предусмотрительно показал ей устройство капсулы). При этом автор рассказа худо-бедно объясняет принцип действия фантастических капсул времени, а вот объяснение появления девочки из грядущего остаётся за кадром. Но какой спрос с хорошего писателя Колупаева, который в своё время славился лирико-философской НФ? Ясен пень, девочка – это дочь главного героя из его счастливого будущего, она просто обязана спасти папу...

Рисунок к рассказу В. Колупаева "Девочка" из его авторского сборника "Случится же с человеком такое!.." (1972).
Рисунок к рассказу В. Колупаева "Девочка" из его авторского сборника "Случится же с человеком такое!.." (1972).

Вот такие разные произведения… Пока достаточно. Добавлю, что практически у всех авторов, упомянутых в моём материале, есть другие, не менее любопытные, произведения о перемещениях во времени. Не исключаю, что обзор хронопутешествий вместе с советскими фантастами я ещё продолжу.

© Владимир Ларионов

#Громова #Нудельман #Немченко #Гансовский #Колупаев #НФ #СоветскаяФантастика #ОтечественнаяФантастика

Читайте в моём Дзене!
Советская фантастика о времени и путешествиях во времени:

Путешествия во времени-1. Советский анабиоз

Путешествия во времени в советской фантастике-3. На этом самом месте

Путешествия во времени в советской фантастике-4. Хронопарадоксы

Путешествия во времени в советской фантастике-5. Питерская фантастика-1. Житинский, Ларионова

Путешествия во времени в советской фантастике-6. Питерская фантастика-2. Снова Ларионова

Путешествия во времени в советской фантастике-7. Питерская фантастика-3. Геннадий Гор

Путешествия во времени в советской фантастике-8. Питерская фантастика-4. Александр Шалимов

Советская хронофантастика-14. Север Гансовский. Фантастическая повесть "Винсент Ван Гог"

Советская хронофантастика-15. Север Гансовский-2. "Млечный путь"

«Ошибка инженера Алексеева» или ошибка фантаста Полещука?

"Чужая планета" фантаста Севера Гансовского

Забытый новосибирский фантаст: Пётр Воронин. Прыжок в послезавтра

Фантаст Георгий Мартынов: "Счастье – в настоящем!"