Интересный экспонат коллекции Веломузея - немецкий велосипед знаменитого завода Wanderer из города Хемниц, изготовленный в 1939 году. Это дорожная туристическая модель, по своему дизайну характерная скорее для начала 30-х – длинная база, ведущая звездочка большого диаметра...
У этого велосипеда интересная история: он был куплен в 1940 году в Таллине, в магазине Lier & Rossbaum советским специалистом, работавшим на строительстве порта. Инженер, купивший велосипед, по возвращении в Москву покупкой пользовался редко; в послевоенные годы на велосипеде время от времени ездил его сын. В 1961 году велосипед разобрали и положили на антресоли в квартире, откуда его достал уже я - в 2008 году. Велосипед сохранился почти в идеале - оригинальные окраска и хром, "родные", хотя и окаменевшие покрышки колес, полный комплект!
Торговая фирма "Лир и Россбаум", где был куплен велосипед, имеет замечательную историю – она была основана в Санкт-Петербурге в 1898 году и до большевистского переворота числилась в тройке крупнейших, торговавших велосипедами и мотоциклами.
После революции владельцы эмигрировали в Таллинн, где возродили свое торговое предприятие. Когда Эстония стала еще одной Советской Республикой, магазин был национализирован. Судьбу владельцев мне установить не удалось.
Посмотрите статью с описанием одного интересного документа Т.Д. "Лир и Россбаум" из коллекции Веломузея:
Wanderer (Wanderer Werke AG) - немецкая машиностроительная компания, выпускавшая швейные и печатные машины, автомобили, мотоциклы, велосипеды, автобусы и другую технику. Фирма основана в Хемнице в 1885 году Йоханом Винкльхофером (Johann Baptist Winklhofer) и Рихардом Янике (Richard Adolf Jaenicke) и изначально называлась по именам основателей — "Winklhofer & Jaenicke - Chemnitzer Velociped-Depot" и занималась торговлей велосипедами. Иоганн Баптист Винкльхофер, крестьянский сын, был учеником механика, потом работал токарем в главной королевской баварской лаборатории и на машиностроительном заводе Huber в Ингольштадте. Известно, что в начале 1880-х Винкльхофер увлекся велосипедной ездой и через короткое время самостоятельно построил свой первый велосипед. Это был высококолесный «паук». Честолюбивый молодой человек строит еще несколько велосипедов и успешно продает их. Винкльхофер становится продавцом велосипедов и инструктором по велоспорту, что в то время было уважаемой профессией. В это время он знакомится с Рихардом Адольфом Янике, слесарем и механиком, работавшим в Дрездене, и даже посещавшим Америку. Янике предлагает Винкльхоферу открыть совместное дело по продаже швейных машин и велосипедов. В то время это был очень востребованный товар. 15 февраля 1885 года считается датой основания фирмы. Была арендована мастерская и приобретено простейшее оборудование. Партнеры построили несколько высококолесных велосипедов под названием Wanderer (Странник), пользовавшихся успехом благодаря элегантному виду и отменному качеству. Количество заказов увеличивалось и фирма переехала в более просторное помещение. В 1887 году фирма получила за свои велосипеды первый приз на выставке в Милане. В 1890 году, помимо велосипедов, компания также начала производить станки и печи, которые быстро получили признание в стране и за рубежом благодаря их качеству. В 1895 году производство выросло до такой степени, что пришлось купить заводскую территорию в пригороде Шенау. В 1896 году предприятие было преобразовано в акционерное общество и переименовано " Wanderer Fahrradwerke vorm. Winklhofer & Jaenicke A.G. " с капиталом в 1,1 миллионов марок, который в 1897 году увеличился до 3 млн. марок. В 1898 году компания начинает производство фрезерных станков. В последующие годы фирма заслужила высокую репутацию с мире. В 1901 году запатентована велосипедная втулка со свободным ходом, тормозом и двойной планетарной передачей. 1902 год ознаменовался началом производства мотоциклов, которые сразу стали популярными. В 1903-м начато производство пишущих машинок, получивших мировую известность под названием "Continental".
В 1911 году был спроектирован и построен экономичный малолитражный автомобиль "Wanderer Puppchen" с четырехцилиндровым полуторалитровым двигателем мощностью 12 л.с., достигавший максимальной скорости 70 км/ч. В 1913-м началось его серийное производство. В 1908 году компания, с учетом расширившегося ассортимента продукции, была преобразована в "Wanderer-Werke vorm.Winklhofer & Jaenicke A.-G." Компания имела 25000 кв. м. производственных площадей, 700 станков и1500 рабочих и служащих. В годы Первой Мировой войны компания поставляет тысячи велосипедов и мотоциклов в армию. В 1916-м начинается производство механических вычислительных машин; в 1920-м машины получили добавочный электрический привод. Развивается производство мотоциклов и автомобилей. 1927: в Зигмаре под Хемницем строится новый завод, на который постепенно переходит автомобильное и станкостроительное производства. В 1932 году из-за экономического спада, сильно подействовавшего на промышленность, компания вошла в концерн Auto Union AG, в который также входили Audi, DKW и Horch. Компания Wanderer-Werke прекратила свое существование в 1945 году.
Посмотрите публикацию об еще одном велосипеде Wanderer - с не менее интересной историей: