Найти тему
Андрей Мятиев

Новенький немецкий дорожный велосипед Wanderer 1937 года, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову - из коллекции Веломузея.

В коллекции Веломузея хранится интересный, хотя и довольно распространенный немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году. Несмотря на массовость модели, экспонат этот уникален! Во-первых, велосипед сохранился в практически идеальном состоянии – он вообще не эксплуатировался и все следы бытования приобрел в результате транспортировок и несколько небрежного хранения. Все элементы оригинальной заводской комплектации на своих местах, включая камеры в шинах, насос, набор инструмента и даже комплект электрооборудования фирмы Bosch! Во-вторых, он интересен своей необычной историей, которая мне известна полностью и в деталях.

Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В коллекцию Веломузея этот Wanderer попал в 1996 году при следующих обстоятельствах: как-то мне позвонила одна немолодая дама, которая со своим сыном коллекционировала граммофонные пластинки и всякую звуковоспроизводящую технику конца XIX – начала ХХ века. Я, бывало, им «подкидывал» информацию и контакты продавцов, если где-то попадались предметы по их теме. И тут она решила меня отблагодарить, сказав, что познакомилась с человеком, у которого есть прекрасный довоенный велосипед и огромное количество всяких интересных вещей, привезенных его дедом из Германии. Получив номер телефона, я связался с владельцем раритетов. Он подтвердил, что да, мол, имеется немецкий велосипед, пригласил приехать его посмотреть и назвал адрес – Долгоруковская, дом 5. Я сел на своей «ежедневный» велосипед и отправился на «смотрины». Ехать было по тогдашним моим понятиям недалече – я жил на Старом Петровско-Разумовском проезде, а искомый адрес располагался на углу Долгоруковской, (бывшей Каляевской) и Садового Кольца. Приехав на место, я понял, что это известный в кругах москвоведов «вдовий дом» - комплекс зданий постройки 1929-37 годов, возведенных для заселения сотрудниками Наркоматов Иностранных Дел и Внешней Торговли (НКИД и НКВТ) и уже бывал здесь – покупал какие-то старинные велосипедные части. «Вдовьим» его называли из-за того, что в годы репрессий 1930-40-х годов в нем было арестовано более 60 жильцов, из которых мало кто уцелел и вернулся обратно. Та престарелая дама, у которой я за пару лет до того покупал вело-части, рассказывала мне про атмосферу всеобщего страха в этом «оазисе коммунизма» в годы террора; ее отец также был арестован в 1938-м, получил 10 лет лагерей с пятью годами поражения в правах «прицепом» и явился из магаданской ссылки только в середине 1950-х по виду глубоким стариком, хотя ему еще не было и 50-ти.

Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Вернусь, однако, к приобретению «Вандерера»… Знакомство с владельцем, которого звали Алексеем, оказалось очень приятным и содержательным – еще не добравшись до самого велосипеда, который был заставлен мебелью и какими-то коробками в дальней комнате огромной квартиры, мы уже нашли общие интересные темы для разговора. Я осмотрел велосипед – сразу стало понятно, что он вообще не эксплуатировался, что, кстати и подтвердил Алексей, но рама почему-то была покрашена поверх оригинальной окраски черным «кузбасс-лаком», а также были сняты все фирменные эмблемы – с рамы, переднего и заднего крыльев. Причину такого «декора» владелец объяснить затруднился, сказав, что сколько себя помнит, велосипед хранился на антресолях именно в таком виде. Машина была покрыта многолетними наслоениями пыли. В отдельном деревянном ящике от немецких артиллерийских снарядов нашлись недостающие шильдики, оригинальный «бардачок» с полным комплектом инструментов, насос, запасные камеры для шин и даже комплект из «бошевских» фары и динамки в аутентичных картонных коробочках! В общем – полный комплект, да еще и с «приданым»! ;-)

Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Здесь можно прочитать публикацию о содержимом комплекта инструментов для велосипедов Wanderer:

Мы довольно быстро договорились с Алексеем о покупке и я стал расспрашивать про историю этого велосипеда. Алексей рассказал, что его дед, Алексей Федорович Мерекалов, был в 1938-39 годах Полномочным Представителем СССР в Германии, (по нынешней терминологии – послом), откуда и привез этот велосипед для сына. По какой-то неизвестной причине, машина так и не была использована по назначению, а хранилась в квартире все эти годы в полуразобранном виде. Алексей Федорович в 1930-50-х годах работал на ответственных государственных постах, занимался дипломатической, научной и административной деятельностью, считался выдвиженцем самого И.В. Сталина, был лично знаком и сотрудничал с высшими лицами советского государства, встречался по служебной необходимости и вел переговоры с руководством Третьего Рейха. Его не коснулись репрессии, хотя с поста Полномочного представителя СССР в Германии он был снят, по воспоминаниям очевидцев, за свою публичную убежденность в том, что война Советского Союза с гитлеровской Германией неизбежна и немцы активно готовятся к ней, несмотря на то, что в 1939-40 годах приоритетным курсом советской внешней политики было сохранение с Германией добрососедских и партнерских отношений. Время показало, что А.Ф. Мерекалов был прав, но тогда, в сентябре 1939-го, его сменили на Алексея Алексеевича Шкварцева, отозвали в Москву и даже уволили из НКИДа. Бывший полпред стал всего-навсего главным инженером Московского Мясоперерабатывающего Комбината, что было колоссальным понижением в должности. В семье полагали, что арест последует вскорости… но обошлось.

Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Алексей рассказал, что в дедовской квартире проживала семья сына, Сократа Алексеевича, а после его смерти принято решение ее продать, поэтому, собственно, и приходится расставаться с вещами. Надо сказать, что Алексей Федорович Мерекалов был большим ценителем различной техники – в доме было множество интереснейших предметов 1930-50-х годов, от первоклассного огромного немецкого лампового радиоприемника до редчайшей для СССР американской тумбовой радиолы RCA с устройством для записи грампластинок! Именно на таких «машинах» в 1950-х любители музыки переписывали «джаз на костях» - в качестве «болванок» использовали рентгеновские фотоснимки. К сожалению, купить подобные предметы возможности у меня тогда не было – ощущался острый дефицит места для хранения, да и финансовые ресурсы были крайне ограничены. Однако, кое-что «по мелочам» из заинтересовавшего меня я все-таки приобрел, а несколько памятных вещей, имевших отношение к его знаменитому деду Алексей Мерекалов-младший мне любезно подарил. На балконе квартиры нашлось несколько добротных «вермахтовских» ящиков с запчастями от немецких автомобилей Mercedes-Benz 170 и Opel Super 6, которыми когда-то владел А.Ф. Мерекалов – их Алексей мне также отдал. Запчасти позже разошлись по моим друзьям-автомобилистам, владевшим такой техникой, а новенькие свечи зажигания Bosch и лампочки Tungsram я и по сей день успешно использую на моих антикварных мотоциклах. ;-)

Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

С перевозкой обретенных сокровищ мне помог тогда мой друг Женя Гущин – всё имущество еле-еле запихнули в его старый «круглый» Ford Transit. Приехав домой и мучимый вопросом, насколько сохранилась оригинальная окраска под наплывами жуткого черного кузбасс-лака, я бросился смывать его растворителем и скоро облегченно выдохнул – немецкая краска ничуть не пострадала и все надписи уцелели в своём первозданном виде. Я собрал велосипед и даже прокатился на нем, получив большое удовольствие – нечасто удается проехать на абсолютно новом велосипеде 60-летнего возраста! В последующие годы «Вандерер» украшал мою постоянную экспозицию в музее Академии Физкультуры на Сиреневом бульваре или хранился дома – на временные выставки я его старался не вывозить, желая свести к минимуму риск попортить практически новый сохраненный предмет. Не так давно я провел кое-какие реставрационные и консервационные работы и вернул, наконец, на её законное место головную эмблему – до этого как-то руки не доходили. Сейчас велосипед готов к эксплуатации… которой, надеюсь, никогда не будет – пусть лучше будет экспозиция! ;-)

Алексей Федорович Мерекалов. Источник фото:  https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=2518283
Алексей Федорович Мерекалов. Источник фото: https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=2518283

Алексей Фёдорович Мерекалов (6 (18) февраля 1900 - 16 октября 1983) - советский государственный деятель, дипломат.

Учился в церковно-приходской школе, воевал во время Гражданской войны на стороне красных. В 1920-х работал в органах ВЧК-ОГПУ. Член ВКП(б). Учился на рабфаке, затем окончил Московский Химико-Технологический Институт и Высшие курсы при Академии Внешней Торговли (1937). Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (от Коми АССР).

С сентября 1937 по май 1938 г. - заместитель народного комиссара внешней торговли НКВТ СССР, председатель Главного концессионного комитета.

С 6 мая 1938 по 2 сентября 1939 г. являлся Полномочным Представителем (полпредом) СССР в Германии.

В 1940-1958 гг. - на государственной и научной работе, был главным инженером Московского Мясоперерабатывающего Комбината, затем директором Всесоюзного института мясной промышленности. В мае-июне 1945 года Алексей Федорович был командирован в Берлин и привлечен к работе по разбору и анализу документов из рейхсканцелярии. В 1950-х годах он занимал пост министра РСФСР и в преклонном возрасте вышел на пенсию.

Умер 16 октября 1983 в Москве.

В статье В. И. и Е. А. Таболиных «Миссия полпреда А. Мерекалова», опубликованной в № 12 альманаха «Военно-исторический архив» за 2002 год, содержится много важной и интересной информации о жизни и деятельности Алексея Федоровича Мерекалова. Процитирую некоторые выдержки из нее:

«В апреле 1939 года на заседании Политбюро перед Сталиным и другими руководителями Советского Союза свой военный прогноз высказал срочно вызванный в Москву полномочный представитель СССР в Германии А. Ф. Мерекалов. Как показали дальнейшие события, начало германской агрессии вписались в названные Алексеем Фёдоровичем сроки. Уже это одно делает Алексея Мерекалова неординарной фигурой предвоенной политической истории, заслуживающей внимание исследователей и публицистов».
«Прибыв в Германию, полпред лично был принят фюрером, побывал у него на обеде. Вот как он описывал фюрера. «Человек среднего роста с усиками, небольшим широким носом – обычный тип человека, ничем особенно не отличающийся по наружному признаку – не отталкивающий и не привлекающий своим видом. Одет он был во френч цвета хаки, на левой стороне груди висел железный крест, которым был награждён в Первую империалистическую войну»
«В апреле (1939-го – прим.) полпред был вызван в Москву, куда он прибыл с семейством. Его сразу пригласили на заседание Политбюро. Сталин сразу обратился к нему с вопросом: «Товарищ Мерекалов, вот скажи, пойдут ли немцы на нас или не пойдут?»
«Заранее прошу извинения, – ответил Мерекалов – за очень смелое утверждение. Если необходимо будет, я могу позднее подкрепить их необходимыми материалами. Да, немцы неизбежно пойдут на Советский Союз. Мне трудно угадать, сколько пройдёт времени – два или три года, но вслед за этим неизбежен поход на СССР. Вся экономика Германии подчинена подготовке к захватнической войне…страна покрыта огромным количеством аэродромов и стратегических дорог, сформировано значительное количество моторизованных частей… Германия делает огромные запасы руды, вывозя её из Швеции и Норвегии. Больше того, по стране даже сняты железные решётки и ограды усадеб и заменены деревянными…Высокая организованность и чёткость в работе у немцев подкрепляют возможность полных успехов Германии в решении задач на Западе и в отношении Польши. Вслед за этим последует поход на СССР, с использованием экономического потенциала захваченных стран против СССР. Пройдёт ли два или три года – трудно сказать точнее, но военный конфликт с Германией неизбежен. Исходя из этого и должны строиться наши отношения с ней».
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий дорожный велосипед Wanderer модели H1, изготовленный в 1937 году, принадлежавший полпреду СССР в Германии А.Ф. Мерекалову. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Wanderer Werke A.G. - немецкая машиностроительная компания, выпускавшая швейные и печатные машины, автомобили, мотоциклы, велосипеды, автобусы и другую технику. Фирма основана в Хемнице в 1885 году Йоханом Винкльхофером (Johann Baptist Winklhofer) и Рихардом Янике (Richard Adolf Jaenicke) и изначально называлась по именам основателей - "Winklhofer & Jaenicke - Chemnitzer Velociped-Depot" и занималась торговлей велосипедами. Иоганн Баптист Винкльхофер, сын фермера, был учеником механика, потом работал токарем в главной королевской баварской лаборатории и на машиностроительном заводе Huber в Ингольштадте. Известно, что в начале 1880-х Винкльхофер увлекся велосипедной ездой и через короткое время самостоятельно построил свой первый велосипед. Это был высококолесный «паук». Честолюбивый молодой человек строит еще несколько велосипедов и успешно продает их. Винкльхофер становится продавцом велосипедов и инструктором по велоспорту, что в то время было уважаемой профессией. Тогда же он знакомится с Рихардом Адольфом Янике, слесарем и механиком, работавшим в Дрездене. Янике предлагает Винкльхоферу открыть совместное дело по продаже швейных машин и велосипедов, имевшим огромный спрос. 15 февраля 1885 года считается датой основания фирмы. Была арендована мастерская и приобретено оборудование и инструменты. Партнеры построили несколько высококолесных велосипедов под названием Wanderer (Странник), пользовавшихся успехом благодаря элегантному виду и отменному качеству. Количество заказов увеличивалось и молодым предпринимателям пришлось арендовать более просторное помещение. В 1887 году фирма получила за свои велосипеды первый приз на выставке в Милане. В 1890-м, помимо велосипедов, компания также начала производить станки и промышленные печи, которые быстро получили признание в стране и за рубежом благодаря их качеству. В 1895 году производство выросло до такой степени, что пришлось купить заводскую территорию в пригороде Шенау. В 1896-м предприятие было преобразовано в акционерное общество и переименовано в "Wanderer Fahrradwerke vorm. Winklhofer & Jaenicke A.G. " с капиталом в 1,1 миллионов марок, который в 1897 году увеличился до 3 млн. марок.

Страница из рекламного проспекта велосипедов Wanderer на сезон 1936 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного проспекта велосипедов Wanderer на сезон 1936 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В 1898 году компания начинает производство фрезерных станков, но основной массовой продукцией остаются велосипеды. В последующие годы благодаря высокому качеству своей продукции фирма получила мировую известность. В 1901-м компания запатентовала велосипедную втулку со свободным ходом, тормозом и двойной планетарной передачей. 1902 год ознаменовался началом производства мотоциклов, которые сразу стали популярными. В 1903-м начато производство пишущих машинок, получивших мировую известность под торговой маркой "Continental".

В 1911 году был спроектирован и построен экономичный малолитражный автомобиль "Wanderer Puppchen" с четырехцилиндровым полуторалитровым двигателем мощностью 12 л.с., достигавший максимальной скорости 70 км/ч. В 1913-м началось его серийное производство. В 1908 году компания, с учетом расширившегося ассортимента продукции, была преобразована в "Wanderer-Werke vorm.Winklhofer & Jaenicke A.-G." Компания имела 25000 кв. м. производственных площадей, 700 станков и1500 рабочих и служащих. В годы Первой Мировой войны фирма поставляла тысячи велосипедов и мотоциклов в армию. В 1916-м начинается производство механических вычислительных машин; в 1920-м машины получили добавочный электрический привод. Расширяется производство мотоциклов и автомобилей: в 1927-м в Зигмаре под Хемницем строится новый завод, на который постепенно переходит автомобильное и станкостроительное производства. По производству велосипедов Wanderer-Werke занимает одно из лидирующих мест в Германии.

Здесь можно посмотреть обзор другого велосипеда Wanderer из коллекции Веломузея - и тоже с интересной историей!

В 1932 году из-за экономического спада, сильно подействовавшего на промышленность, компания вошла в концерн Auto Union AG, в который также входили Audi, DKW и Horch. В годы Второй Мировой компания производила автомобили и велосипеды для Вермахта, а также выполняла другие армейские заказы. В конце войны здания завода и оборудование сильно пострадали в результате бомбардировок. После капитуляции Германии все активы Wanderer-Werke оказались в Советской Оккупационной Зоне. Как предприятие, производившее военную продукцию компания была закрыта и подлежала конфискации и демонтажу. Оборудование частично было вывезено в СССР в порядке репараций. Автомобильный завод в Зигмаре был передан в ведение Промышленной Ассоциации Автомобилестроения Германской Демократической Республики (IFA), а позже был преобразован в VEB Barkas-Werke (ныне VW-Motorenwerk Хемниц).

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Страница из рекламного проспекта велосипедов Wanderer на сезон 1937 года с описанием модели Н1. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного проспекта велосипедов Wanderer на сезон 1937 года с описанием модели Н1. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Авто
5,66 млн интересуются