Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Как в Императорской России торговали велосипедами в рассрочку?

Одной из тематик коллекции Веломузея являются различные документы, касающиеся торговли велосипедами – реклама, счета, расписки и т.п. Несмотря на весьма обширную торговлю велосипедами в нашей стране, особенно в Императорской России, подобные документы встречаются на антикварном рынке довольно редко. Причиной тому является как бурная история нашей страны с ее потрясениями, отнюдь не благоприятствующими сохранению семейных архивов, так и некоторая недоразвитость этой темы коллекционирования в советское время. Ну и с точки зрения статистики, торговля велосипедами занимала не такую уж и крупную нишу в общем объеме торговли. Сейчас нахождение каждого подобного документа является радостным событием для меня, хотя в коллекции скопилось множество подобных материалов.

Счет на покупку велосипеда "Престо" у Торгового Дома "Лир и Россбаум", датированный июнем 1913 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Счет на покупку велосипеда "Престо" у Торгового Дома "Лир и Россбаум", датированный июнем 1913 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Счет на покупку велосипеда "Престо" у Торгового Дома "Лир и Россбаум", датированный июнем 1913 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Счет на покупку велосипеда "Престо" у Торгового Дома "Лир и Россбаум", датированный июнем 1913 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Сегодня я покажу вам интересный счет на покупку велосипеда, выставленный известным петербургским Торговым Домом «Лир и Россбаум» некому господину Егорову. Упомянутый Торговый Дом располагался в Санкт-Петербурге и занимался продажей преимущественно немецких велосипедов различных марок – Вандерер (Wanderer), «Марс» (Mars), «Престо» (Presto) и т.д.

Кстати, а что именно купил упомянутый Егоров? Он приобрел немецкий дорожный велосипед марки «Престо» (Presto) с мужской рамой. Модель велосипеда с счете не указана, но описано, что он имеет никелированные обода и щитки (крылья), что говорит о том, что была выбрана достаточно дорогая комплектация. В моей коллекции хранится много каталогов Т.Д. «Лир и Россбаум», в том числе и за 1913 год. Та-ак, открываем, листаем… и легко находим единственную мужскую модель марки «Престо», значащуюся в каталоге. Велосипед в самой простой комплектации стоит 95 рублей за наличный расчет, а в рассрочку – 105 р. К этому прибавляем «свободное колесо со внутренним тормозом», а без него дорожный велосипед в 1910-х годах считался как бы уже и неполноценным – это 10 рублей; плюс «никелированные обода и щитки», а это 5 рублей – и получаем сумму 120 рублей, которая и значится в счете.

Рекламный проспект Торгового Дома "Лир и Россбаум" на сезон 1913 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Рекламный проспект Торгового Дома "Лир и Россбаум" на сезон 1913 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Описание мужского дорожного велосипеда "Престо". Рекламный проспект Торгового Дома "Лир и Россбаум" на сезон 1913 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Описание мужского дорожного велосипеда "Престо". Рекламный проспект Торгового Дома "Лир и Россбаум" на сезон 1913 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Торговля в рассрочку в Российской Империи была очень распространена и магазины достаточно охотно шли на нее, что говорит о стабильности экономики страны. Судя по счету, господин Егоров уплатил 20 рублей наличными, забрал велосипед, а оставшиеся 100 должен был выплачивать по 5 рублей ежемесячно, то есть в течении почти двух лет.

Условия продажи за наличный расчет и в рассрочку. Рекламный проспект Торгового Дома "Лир и Россбаум" на сезон 1913 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Условия продажи за наличный расчет и в рассрочку. Рекламный проспект Торгового Дома "Лир и Россбаум" на сезон 1913 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Договор был заключен в июне 1913 года. На бланке счета велась хроника выплат, и она представляет большой интерес, так как непосредственно связана с историей страны. Да-да, не больше и не меньше! Первоначально счастливый владелец велосипеда аккуратно выплачивал по пятерке в месяц, хотя в октябре 1913-го случилась первая просрочка. А вот в 1914 году платежи стали нерегулярными, а с октября и вовсе прекратились, возобновившись лишь в июле 1915 года. Причем за год было уплачено всего два взноса! Платежи возобновились в 1916 году и полностью сумма была выплачено только в январе 1917 года! То есть, рассрочка платежа растянулась почти на 4 года вместо двух, что любого торговца, несомненно, привело бы в бешенство! Почему Торговый Дом «Лир и Россбаум» не привлек необязательного покупателя к суду за просрочку платежа – в документе не указано, но я предполагаю, что подобная мягкость была связана с тяготами военного времени – напомню, что 1 августа 1914 года Российская Империя вступила в Первую Мировую войну. Был ли указанный господин Егоров призван в армию – неизвестно. Отрадно, что долг все же был выплачен полностью, причем аккурат за месяц до Февральской Революции. Затянись выплаты до октября – и о долге можно было бы забыть.

Счет на покупку велосипеда "Престо" у Торгового Дома "Лир и Россбаум", датированный июнем 1913 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Счет на покупку велосипеда "Престо" у Торгового Дома "Лир и Россбаум", датированный июнем 1913 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Обзор велосипеда Wanderer, проданного Торговым Домом «Лир и Россбаум» в 1940 году и историю этого предприятия в послереволюционное время, вы можете посмотреть в этой публикации:

Благодарю за лайки, репосты и подписки - ими вы помогаете развитию канала!