Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Детский трехколесный велосипед, выпускавшийся на ГАЗе - крупнейшем автозаводе СССР в 1950-х годах. Из коллекции Веломузея.

Представляю вашему вниманию культовый советский детский трехколесный велосипед , изготовленный на Горьковском Автомобильном Заводе имени Молотова в 1951 году. Этот тип, имеющий официальный индекс «Модель 01» выпускался с конца 1940-х по конец 1950-х годов. Велосипед по своей конструкции очень напоминает популярные модели ряда американских производителей, но на вопрос, «был ли какой-то определенный американский прототип» - я ответить не могу по причине отсутствия такой информации.

Детский трехколесный велосипед  "Модель 01", изготовленный на Горьковском Автомобильном Заводе имени В. Молотова в 1951 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед "Модель 01", изготовленный на Горьковском Автомобильном Заводе имени В. Молотова в 1951 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед  "Модель 01", изготовленный на Горьковском Автомобильном Заводе имени В. Молотова в 1951 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед "Модель 01", изготовленный на Горьковском Автомобильном Заводе имени В. Молотова в 1951 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Велосипед имеет сварную трубчатую раму, обрезиненные колеса с проволочными спицами, педали классический конструкции с резиновыми блоками и удобное седло с пружинами двойного действия. В конструкции велосипедика во всех вращающихся частях используются подшипники скольжения (металлические втулки). На оси задних колес закреплены площадки для ног, позволяющие пользоваться велосипедам, как самокатом – отталкиваясь ногой от поверхности.

Детский трехколесный велосипед  "Модель 01", изготовленный на Горьковском Автомобильном Заводе имени В. Молотова в 1951 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед "Модель 01", изготовленный на Горьковском Автомобильном Заводе имени В. Молотова в 1951 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В начале 1950-х технология и документация по производству этого велосипедика, как и выпускавшейся параллельно на ГАЗе двухколесной модели, были переданы на несколько других предприятий на территории СССР, также освоивших их серийный выпуск. Велосипеды разных производителей и разных годов постройки немного отличаются по комплектации и технологии изготовления отдельных частей. Несмотря на большой тираж модели, в наши дни в хорошем состоянии эти велосипедики встречаются нечасто. По причине недостаточной прочности конструкции, самой частой поломкой являлось "расшатывание" шатунов относительно оси переднего колеса. Очевидно, конструкцию следовало усовершенствовать, но этого сделано так и не было. Вторым характерным недостатком был излом рамок педалей - в основном от небрежной эксплуатации.

Детский трехколесный велосипед  "Модель 01", изготовленный на Горьковском Автомобильном Заводе имени В. Молотова в 1951 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед "Модель 01", изготовленный на Горьковском Автомобильном Заводе имени В. Молотова в 1951 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед  "Модель 01", изготовленный на Горьковском Автомобильном Заводе имени В. Молотова в 1951 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед "Модель 01", изготовленный на Горьковском Автомобильном Заводе имени В. Молотова в 1951 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед  "Модель 01", изготовленный на Горьковском Автомобильном Заводе имени В. Молотова в 1951 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед "Модель 01", изготовленный на Горьковском Автомобильном Заводе имени В. Молотова в 1951 году. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Судя по имеющимся во множестве историческим фотографиям, эта модель была одной из самых популярных в СССР в 1940-50-х годах и пользовалась большим спросом у покупателей. Высокое качество изготовления позволяло передавать велосипедики от старших к младшим детям по мере их взросления, так что без преувеличения можно констатировать, что на них выросло несколько поколений советских детишек.

Здесь вы можете посмотреть публикации про другие советские велосипеды 1940-60-х годов:

Благодарю за лайки, репосты и подписки - ими вы помогаете развитию канала!

Мальчик на велосипеде  "Модель 01", изготовленном на Горьковском Автомобильном Заводе. Обратите внимание: на педали велосипеда сделаны самодельные накладки с тем, чтобы "не доросшему" до велосипеда мальчишке было удобнее ездить. Фото 1950-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Мальчик на велосипеде "Модель 01", изготовленном на Горьковском Автомобильном Заводе. Обратите внимание: на педали велосипеда сделаны самодельные накладки с тем, чтобы "не доросшему" до велосипеда мальчишке было удобнее ездить. Фото 1950-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Дети на велосипеде  "Модель 01", изготовленном на Горьковском Автомобильном Заводе. Фото 1950-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Дети на велосипеде "Модель 01", изготовленном на Горьковском Автомобильном Заводе. Фото 1950-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.