Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Детский трехколесный велосипед... самосвал из СССР 1960-х.

Не правда ли, звучит очень странно - "велосипед-самосвал"? Между тем, так оно и есть - этот детский трехколесник действительно оборудован небольшим кузовом с механизмом автоматической разгрузки.

Детский трехколесный велосипед ДВСК-1 с опрокидывающимся кузовом, изготовленный около 1970 года Топкинским Механическим Заводом в Кемеровской области. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед ДВСК-1 с опрокидывающимся кузовом, изготовленный около 1970 года Топкинским Механическим Заводом в Кемеровской области. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед ДВСК-1 с опрокидывающимся кузовом, изготовленный около 1970 года Топкинским Механическим Заводом в Кемеровской области. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед ДВСК-1 с опрокидывающимся кузовом, изготовленный около 1970 года Топкинским Механическим Заводом в Кемеровской области. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Советская промышленность выпускала несколько подобных моделей детских велосипедов в 1960-80-х годах. В отличие от обычных утилитарных велосипедиков, эти модели считались игровыми, вовлекая детей в мир познания техники. Пристальное внимание на внедрение игровых элементов в конструкциях детских велосипедов в Советском Союзе обратили как раз в начале 1960-х - именно тогда появились стилизации в виде ракет, самосвалов, тракторов, мотоциклов и т. п. Конечно, существовали и более ранние модели, но именно в 60-х под эту идею подвели научную базу и ведущие общесоюзные учреждения, такие, как московский Всесоюзный Научно-Исследовательский Институт Технической Эстетики (ВНИИТЭ) со своими региональными филиалами и Центральное Конструкторско-Технологическое Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) занялись разработкой не только непосредственно моделей таких веломашин, но и методических рекомендаций по их созданию, которыми пользовались конструкторские бюро заводов, производивших детские велосипеды в качестве "товаров широкого потребления" и оборонных предприятий в рамках "конверсии военного производства".

Детский трехколесный велосипед ДВСК-1 с опрокидывающимся кузовом, изготовленный около 1970 года Топкинским Механическим Заводом в Кемеровской области. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед ДВСК-1 с опрокидывающимся кузовом, изготовленный около 1970 года Топкинским Механическим Заводом в Кемеровской области. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед ДВСК-1 с опрокидывающимся кузовом, изготовленный около 1970 года Топкинским Механическим Заводом в Кемеровской области. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед ДВСК-1 с опрокидывающимся кузовом, изготовленный около 1970 года Топкинским Механическим Заводом в Кемеровской области. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Данная модель имела заводской индекс ДВСК-1 и производилась массовым тиражом на Топкинском Механическом Заводе (город Топки Кемеровской области СССР) с 1965 года примерно до середины 1970-х. Предполагаю, что индекс ДВСК-1 означал «Детский Велосипед С Кузовом - первый». ;-) В дальнейшем он претерпел модернизацию и в обновленном виде выпускался до 1990-х.

Детский трехколесный велосипед ДВСК-1 с опрокидывающимся кузовом, изготовленный около 1970 года Топкинским Механическим Заводом в Кемеровской области. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед ДВСК-1 с опрокидывающимся кузовом, изготовленный около 1970 года Топкинским Механическим Заводом в Кемеровской области. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Конструкция велосипеда сколь проста, столь и надежна – сварные трубчатые рама и руль, штампованные колеса, перья передней вилки и кузов. Седло имеет пластиковую покрышку. Педали и ручки руля изготовлены из пластика. Колеса обрезиненные. Кузовок откидывается под собственным весом при помощи фиксирующего рычажка. Велосипедик весит 5 килограмм и стоил в 1970-х 11 рублей – в общем, по тем временам недорого.

Детский трехколесный велосипед ДВСК-1 с опрокидывающимся кузовом, изготовленный около 1970 года Топкинским Механическим Заводом в Кемеровской области. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед ДВСК-1 с опрокидывающимся кузовом, изготовленный около 1970 года Топкинским Механическим Заводом в Кемеровской области. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В наше время такие вело-самосвалы периодически встречаются, но обычно в посредственном состоянии – не хватает каких-то деталей, попорчены ржавчиной и небрежной эксплуатацией. Мне недавно удалось приобрести вот этот хорошо сохранившейся экземпляр, который украсил коллекцию Веломузея.

Топкинский Механический Завод в 1970-х подчинялся Министерству приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР. Предприятие основано приказом Народного Комиссариата Минометного Вооружения СССР от 27 декабря 1941 г. и называлось Заводом Противопожарного Оборудования Всесоюзного треста по производству противопожарного оборудования, выпуская, как и большинство заводов того сурового военного времени оборонную продукцию. С 1946 года завод переведен в подчинение Министерства машиностроения и приборостроения; с 1953 г. - Министерства машиностроения СССР; с 1954 г. - вновь Министерства машиностроения и приборостроения СССР; а в 1955-м переименован в Топкинский весовой завод (в связи с изменением профиля выпускаемой продукции). С 1956 г. подчинен Министерству машиностроения и средств автоматизации СССР. В 1957 г. завод переименован в Топкинский Механический Завод Кемеровского совнархоза; с 1963 г. - Кузбасского совнархоза. С ликвидацией хрущевской системы территориального управления народным хозяйством Советского Союза и восстановлением централизованной системы профильных министерств, в 1966 году завод подчинен Министерству приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР; с 1990-го - Министерству электротехнической промышленности и приборостроения СССР. В 1991-м Топкинский Механический Завод стал Арендным предприятием "Сибтензоприбор". В 1992 г. предприятие было преобразовано в АОЗТ "Сибтензоприбор".

Детский трехколесный велосипед ДВСК-1 с опрокидывающимся кузовом, изготовленный около 1970 года Топкинским Механическим Заводом в Кемеровской области. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский трехколесный велосипед ДВСК-1 с опрокидывающимся кузовом, изготовленный около 1970 года Топкинским Механическим Заводом в Кемеровской области. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

С 1950-х годов основной продукцией предприятия стали наборы разновесов, гири, весы различных конструкций и назначения, ручные динамометры. В середине 60-х с целью расширения номенклатуры товаров ширпотреба, завод освоил производство детских велосипедов, один из которых и представлен в этой публикации.

Завод существует по сей день, занимаясь разработкой и изготовлением тензометрической, весовой, дозирующей и горно-шахтной продукции.

Посмотрите обзоры советских детских велосипедов 1960-80-х годов:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Страничка с описанием трехколесного велосипеда ДВСК-1 из номенклатурного каталога детских велосипедов 1973 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страничка с описанием трехколесного велосипеда ДВСК-1 из номенклатурного каталога детских велосипедов 1973 года. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.