Представляю экспонат коллекции Веломузея - детский велосипед модели ВД, изготовленный на Николаевском Заводе Детских Велосипедов (г. Николаев, УССР) в начале 1960-х годов. Эта модель производилась в 1958-1971 гг. в двух модификациях – ВД и ВК, двухколесной и комбинированной (могла эксплуатироваться в трехколесном и двухколесном вариантах). По своих габаритам и размеру колес велосипед занимает промежуточное положение между широко известным «Ветерком» и «Школьником».
Интересна по конструкции сварная рама, состоящая из трубчатых и штампованных элементов. Передача на велосипеде фиксированная, шины литые. Обращает на себя внимание оригинальная спицовка – спицы лишены головок и проходят через фланец втулки насквозь, имея на обоих концах резьбу и ниппель. Втулки колес, шток вилки и вал каретки вращаются на подшипниках скольжения.
Для 1960-х годов конструкция велосипеда кажется довольно архаичной, что вполне справедливо – ведь разработана она была еще в 1946 году на Горьковском Автомобильном Заводе имени В.М. Молотова (ГАЗ), где эта модель и выпускалась в 1947-1956 годах. В начале 1950-х по указанию Министерства Авто-Тракторной Промышленности техническая и производственная документация, а также образцы были переданы для освоения производства на несколько заводов. Так, модель ВД производилась на Киевском Мотозаводе, на Николаевском Заводе Детских Велосипедов, Свердловском заводе №20 и на других предприятиях. По популярности модель ВД, конечно, даже близко не подошла к распространеннейшему «Ветерку» (Д-2, КВД или КДВ), но, тем не менее, на старых фотоснимках встречается нередко. А вот реальных, сохранившихся в хорошем и комплектном состоянии экземпляров – как говорится, «раз-два и обчелся»… В коллекции Веломузея имеется несколько хороших образцов производства разных заводов СССР - Горьковского автозавода, Киевского Мотозавода и других.
Здесь можно посмотреть обзоры некоторых советских детских велосипедов 1930-50-х годов из коллекции Веломузея: