Найти тему
5680 подписчиков

Девочки, поняли ли в американском истеблишменте загадочную русскую душу XXI века? Или просто забили, потому что было слишком много других проблем? Рабираемся вместе с нашим приятелем из США.


Разошлись

(Цикл от канала "С берега Гудзона", часть XIX)

Американцы – прагматики, поэтому для установления контроля над Российской Федерацией пошли по наименее затратному пути, решив, что своего парня у руля новой страны им вполне хватит. Таким парнем был определён Борис Ельцин, достаточно прочно удерживавший власть после распада Советского Союза. Это сейчас процесс подготовки проамериканских руководителей поставлен на поток, тогда же Вашингтон работал с имеющимся материалом. Недавно, в связи с тридцатой годовщиной октябрьских событий в Москве было много рассуждений об альтернативах политического развития. Для американцев таких альтернатив не было: самостоятельное течение политического процесса в России при свободной конкуренции политических сил грозило приходом к власти реваншистского (холодную войну-то не выиграли, да страна в размерах уменьшилась, скажем так, заметно) или националистического кандидата. Такого риска США себе позволить не могли.

В результате к торжеству США Борис Ельцин победил на выборах 1996-го года. Я не думаю, что американцы сильно верили в то, что Зюганов страшный коммунист из методичек Маккарти и фильмов о Джеймсе Бонде. Главная угроза была в том, что он — не Ельцин, вокруг него группируются другие силы, во многом антиамериканские. Поэтому на любые рассуждения американских экспертов в духе транзитологии, мол, не дошли русские до «рыночной демократии», от того нынче и все проблемы с Россией, можно ответить, а допускали ли в Вашингтоне даже мысль, что русских можно пустить идти куда-то самих? Выборы 1996-го года в этой связи крайне показательны. Многие из тех же американских экспертов задним числом заметили, что были они не совсем честными и свободными. Но тогда в Америке торжествовали.

Когда встал вопрос о преемнике, Ельцин избрал Путина. Историкам ещё предстоит исследовать в деталях процесс изменения внешнеполитического курса России за первые десятилетия двадцать первого века. Однако уже можно сказать, что сам по себе приход Путина не означал смену курса, многие инициативы Ельцина продолжались годы спустя после его ухода. Желающие могут, скажем, поискать, когда формально прекратилось сотрудничество России с НАТО, в 2007 году ещё ратифицировали соглашения с Альянсом. Мой любимый пример – ФНС, занятая имплементацией в российскую налоговую систему стандартов ОЭСР спустя полгода после начала СВО. (В самой же организации, напомню, Россию весьма оперативно перестали принимать 25 февраля 2022 года, до этого приостановив переговоры о членстве после начала санкций в 2014 году.)

При всем богатстве в Америке точек зрения на то, почему и когда путинская Россия свернула с пути, предложенного Западом, да и на личность российского президента, я пока не встречал сетований на то, что свой парень Ельцин подсунул партнёрам Путина. Казавшийся столь лёгким план контроля через руководство не мог сработать в России, огромной стране с богатой культурой и сложным обществом. От американцев требовалась новая политика для работы с новым президентом. Но каких-то принципиальных изменений не произошло, в Вашингтоне не видели в них нужды. Стало ясно, что угрозы применения российского ядерного оружия против США или попадания этого оружия в руки каких-нибудь злодеев нет. У Америки с каждым годом нового века становилось всё больше других забот, да и стал популярен тезис о снижении значения России. Уже трудно в это поверить, но возвращение России в число главных внешнеполитических проблем стало для американцев неожиданным. Почему Россия так тревожит их теперь, поговорим в следующий раз.

3 минуты