Найти в Дзене
5656 подписчиков

Девочки, сегодня наш американский рускоподданный товарищ, автор политических зарисовок и обзерваций, сделал нам роскошный подгон: рассказ о том, почему американцы обманывают внешнеполитических партнеров на каждом шагу. Спойлер: просто жизнь такая.


Гибкая принципиальность

(Цикл от канала "С берега Гудзона", часть XIII)

Американская внешняя политика – тема всегда модная. Исследователи даже находят разные её философские основания, да и сами уже давно разбились на целые научные школы. Любезные читатели БП — люди успешные и занятые, поэтому специально для них я определю главный принцип американской внешней политики.

Итак, прежде всего не будем забывать, что Соединённые Штаты – это государство, созданное сектантами, да ещё и протестантскими. Один из базовых для протестантизма постулатов состоит в том, что пап и священников не нужно, с богом может говорить каждый напрямую. Бог по мере сил отвечает, например, как заметил М. Вебер в своей хрестоматийной работе, помогает усердному верующему обогащаться.

Такие идеи очень поднимают членов, тем более, истых любой протестантской общины над окружающим миром. Библию и другие нужные тексты они прочитали, заповеди соблюдают, когда сталкиваются с другими, готовы всеми силами и любыми средствами этих других приобщать к правде. Зная этот подход, многое в американской внешней политике становится понятным.

Вспомним, например, что в первых массовых волнах переселенцев в Северную Америку заметную роль играли пуритане. Пуританином был Оливер Кромвель, который на деле реализовал идеалы своей секты таким образом, что многие соотечественники очень тужили, что умер сей джентльмен своей смертью. В качестве утешения они, правда, откопали его тело через два с половиной года после смерти и всё-таки казнили. Умер он, кстати сказать, по одной из версий, из-за осложнений, вызванных лихорадкой, хинин же принимать не мог, так как сей способ лечения был придуман католическими миссионерами. То есть, человек был, судя по всему, принципиальный. Когда в очередной раз услышите о принципиальности американской внешней политики, вспомните и о Кромвеле.

Помимо пуритан сект и толков было в изобилии, похожие принципиальностью и неистовством, они различались содержанием своих учений, после того, как прибывали в новый свет, сосредотачивались на местных проблемах, потом создали целое государство – Соединённые Штаты. При этом самым примечательным образом проявилась другая черта характера протестантских колонистов, приобретённая ими уже в Америке – умение выживать, при необходимости отступая от принципов (прагматизм даже сложился в США в целое философское направление.) Победу в войне с метрополией обеспечила помощь Испании и Франции, католических держав. Пожалуй, в этот момент закончилось формирование фундамента американской внешней политики, с тех пор и базирующейся на, так сказать, гибкой принципиальности.

Внешние наблюдатели не устают удивляться: американские политики говорят высокопарные, напыщенные речи о благе и свободе, а потом занимаются самым мелким обманом и махинациями, да ещё и граждане потом за таких политиков дисциплинированно голосуют десятилетиями. Однако в психологии американского общества это всё уживается без особых проблем, определяя и внутреннюю, и внешнюю политику. На последней теперь и остановимся особо. Посмотрим, как её определяет эта гибкая принципиальность. Ведь за почти 250 лет существования страны мало что поменялось, разве только исполнители и контекст. Когда-то пасторы, клеймившие сатанинских католиков, спасались от гнева британской короны военной помощью католических держав, сегодня же американские политики, клянущиеся защищать права женщин, заключают договорённости с талибами, о правах женщин и слышать не желающими. Примеров таких множество, в следующий раз же подумаем о долгосрочных тенденциях.

3 минуты