Найти тему
5658 подписчиков

Девочки, сегодня наш гудзонский товарищ в юбилейном десятом выпуске своего альманаха на пальцах и исходя из долгого личного опыта рассказывает, почему хваленый американский бизнес-гений — это миф, а так же как с этим связана национальная традиция глушить любой факап триллионами денег.


Узкие специалисты

(Цикл от канала "С берега Гудзона", часть X)

Про экономическую политику государства и благосостояние домохозяйств в США мы поговорили. А что же знаменитый американский бизнес? Начну с главного: в любую эпоху достаточно знать, что умение продавать – самое мощный навык американских предпринимателей. Правда, на двух этапах экономической истории Америки, которые мы уже тоже проанализировали, некоторые различия всё-таки существовали.

На первом этапе продавали всё и всем, постепенно наращивая специализацию. В первых колониях вновь прибывшие продавали редкости, привезённые из Европы, например, часы, чтобы купить провизию, утварь, оружие. Потом, обустроившись, начинали добывать что-нибудь на продажу, пушнину, скажем. Когда колонии прочно встали на ноги, вышли на мировой рынок с табаком и хлопком. Затем по мере роста промышленности появилась сталь и сложная промышленная продукция. Исторически-наследственный навык американских предпринимателей продавать всегда был востребован и очень полезен.

Потом начался второй этап американской экономической истории. Государство принялось активнее создавать деньги, значительная часть которых достигала кармана массовых потребителей, а уж предприниматели принялись бороться за максимальный доступ к этим карманам. Признаем: в этом процессе были достигнуты впечатляющие результаты, зачастую просто шедевры. Убедить, фактически заставить людей покупать то, что им не нужно, стоит дорогого во всех смыслах. Остальному же миру то же что-то всё время успешно продавали, главным образом, замечательные американские финансовые институты и, конечно же, долговые расписки федерального казначейства.

Известно, что сектор услуг – это главная часть любой современной экономики. Рискну утверждать, что в американском случае можно сказать ещё точнее – на создании, обеспечении и обслуживании процесса продаж держится всё. Остальное вспомогательно. Уверен, что иной читатель вспомнит про высокие технологии, мол, говорят, что они очень могучи, а я отвечу, что и эти технологии надо продать, вначале инвесторам, потом потребителям.

Главное, что можно не переживать из-за проблем в других отраслях экономики – любые кризисы глушатся деньгами. Вспомним такие спасительные вливания только за последние лет пятнадцать в финансовый сектор (как минимум, пару раз), автопром, недвижимость, энергетику, короновирусную раздачу денег всем желающим. Теперь же из-за роста американо-китайской конкуренции, видимо, стоит ожидать триллионов для производителей оборудования для информационных технологий, а также тех, кто вернёт свои заводы и фабрики из «коммунистического» (это я цитирую) Китая в «свободные» (опять) США.

Бессмысленно эту систему возмущённо обличать или, скажем, злорадно предвкушать крах. Надо отметить главное в практическом плане. Во-первых, все слухи о чудесном американском предпринимательском гении и суперэффективных компаниях сильно преувеличены. В реальности – умение продавать плюс печатный станок. Следовательно, во-вторых, если со станком что-то случится, нет уверенности, что американские предприниматели смогут быстро сориентироваться, выжить в новой, сложной обстановке, умение выживать коммерсантов фронтира сильно забыто, слишком много жирка наросло от хорошей жизни. Случится ли что-то со станком, работающим благодаря сохраняющемуся глобальному господству доллара, поговорим в следующий раз.

3 минуты