Увы, мир – не земляничная поляна. «Есть одна для всех врождённая ошибка — это убеждение, будто мы рождены для счастья», - говорит Шопенгауэр. И таки сдается он прав. Надо признать, что жизнь не дает нам расслабиться. Стрессы, потери, разочарования неудачи – неотъемлемая часть нашей действительности. И каждый с ними справляется по-разному. Кто-то в истерику, кто-то в запой, кто-то в болезнь, а кто-то — перешагнул и пошел дальше.
И вот здесь вопрос: почему? Почему одни люди могут спокойно справляться с серьезными трудностями, а другие рассыпаются даже от мелких передряг? Почему психика одних людей более устойчива к вторжениям неприятных переживаний, чем у других?
Нам говорят: «Будьте позитивными, верьте в хорошее». И в общем-то мы согласны, ведь люди с позитивным настроем обычно верят в свои возможности и находят способы справиться с трудностями. Но только ли позитивный настрой определяет нашу способность благополучно справляться с вызовами жизни?
Запас ресурсов психики закладывается в младенчестве
Похоже, что кроме позитивного настроя нужна еще определенная психологическая устойчивость человека, некий запас психических ресурсов — внутренних сил психики, которые позволяют человеку встретиться с трудным переживанием, «обработать», «переварить» его и продолжать двигаться вперёд. И этот запас психических ресурсов у всех свой. Да, в какой-то степени «прочность» психики обусловлена генетикой и темпераментом. Но это не определяющий фактор.
Психоаналитическая теория полагает, что способность успешно справляться с трудными переживаниями закладывается в психике ребенка очень рано. Это происходит в момент проживания им так называемого «первичного горя». Под «первичным горем» в психоанализе понимается то чрезвычайно фрустрированное состояние младенца, когда мама отошла, отлучилась, словом, мамы вдруг рядом не стало, и надо справиться с этим, сохранив с ней мысленную связь.
«Такого понятия, как ребенок, не существует», — говорил Винникотт, имея в виду, что разум младенца развивается в диаде с матерью. А значит, ее личность, мысли, чувства самым непосредственным образом влияют на становление маленького человека.
Когда мама справляется со своей ролью
Так вот, если до этого в опыте младенца преобладали приятные чувства от отношений с матерью, есть устойчивый опыт удовлетворения потребностей в еде, тепле, ласке и заботе, то небольшую разлуку с мамой он спокойно перенесет. Помня о приятном опыте предыдущих удовлетворений, младенец сохраняет связь с мамой, галлюцинаторно ее представляя, фантазируя, что она обязательно придет: «У меня остались ощущения от присутствия мамы, и я за них держусь».
И такая способность длить — ощущение благополучия и чувства, что все в порядке (просто мама временно отошла), выдержать отсутствие, опираясь на опыт присутствия мамы — это первое усилие младенческой психики, одна из первых функций зарождающегося психического аппарата. Если психика младенца не потеряла маму, сделала у себя ее оттиск, это значит, младенчик справился со своим «первичным горем», и дальше его психика развивается по благоприятному сценарию и получает способность благополучно справляться с потерями, неизбежными в последующем развитии.
Неудовлетворяющие отношения с матерью
А вот если отношения с матерью нестабильны, потребности в еде, тепле, ласке и заботе закрываются частично, хаотично, недостаточно или избыточно, а, главное, время отсутствия матери превышает способности ребенка к ожиданию, то психика младенца не сформирует у себя оттиск удовлетворяющей матери. А, значит, младенцу не на что опереться в периоды ее отсутствия. И ребенок отчаянно будет «цепляться» за нее, не отпуская ни на минуту. А во время разлуки ребенок переживает настоящую внутреннюю катастрофу, бурю негативных эмоций и будет страдать до истощения, не имея возможности успокоиться.
Впоследствии мать "дисквалифицируется" ребенком как хороший успокаивающий объект, а психический аппарат ребенка не сможет сформировать функцию самоуспокоения. Став взрослым, такой человек не сможет самостоятельно справляться с утратами, не сможет переживать их психически, а будет искать опору в других людях, в аддикциях, в самоуспокоительных приемах типа изнуряющих экстремальных нагрузок, или в занятиях деятельностью с высокими рисками для жизни.
Главный фактор, определяющий психологическую устойчивость
То есть вот он, определяющий психологическую устойчивость фактор — мама, и еще раз мама. Способность к саморегуляции у младенца, встраивается в психику из контакта с матерью. Она контейнирует (разделяет с ним, забирает себе) аффекты ребенка и осуществляет функцию холдинга (психологической поддержки). И то, насколько хорошо она это делает, и определяет в дальнейшем способность взрослого успокаиваться самостоятельно, самому справляться со своими аффектами и себя поддерживать.
Подробнее Почему мы не можем справиться с тревогой? Причины, о которых мы должны были узнать раньше
Буду благодарна, если вы поставите лайк и подпишитесь - это помогает каналу развиваться. Спасибо, что читаете!
Запишитесь на сессию здесь или свяжитесь со мной по удобному для вас контакту в Профессиональное резюме
Для более приватного общения приглашаю в свой Телеграм-канал "Мне только спросить".
ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ:
Чего боится и чего хочет манипулятор? 12 малоизвестных фактов на заметку
Как эффективно реагировать на критику? 14 проверенных приемов от психолога
Кем и как формируется наш «внутренний психический объект»?
Я сильный человек, зачем мне психоанализ? Про железных леди и стойких оловянных солдатиков
Психоанализ как лекарство: перейти на солнечную сторону улицы
Почему психика не лечится таблетками
Когда оценка результатов жизни становится точкой входа в депрессию
Отличайте душевную боль от депрессии. Монолог в защиту душевной боли
Почему мы не можем выбрать себе другого партнера?
Агрессия – это не деструктивный импульс, это фундаментальная сила, движущая жизнью
Цикл про нарциссов: