Найти в Дзене
В СВЕТЕ ПСИХОАНАЛИЗА

Отличайте душевную боль от депрессии. Монолог в защиту душевной боли

Словосочетание «душевная боль» имеет негативную окраску и «плохую репутацию». Это экстремальное переживание, оно никому не нужно, всеми силами отвергается, никто не хочет его испытывать, никто не желает в нем быть. А я хочу сказать слова в защиту душевной боли как таковой. Дело в том, что сама по себе душевная боль, как аффект — это очень ценная вещь, очень ценный феномен нашей психики. По сути, если мы можем испытывать душевную боль, это значит, что мы живы, что мы человечны, что мы можем любить. Это значит, что мы не роботы, наши чувства не атрофировались, а процесс переработки переживания идет первым, самым правильным путем – обрабатывается душой (психикой), а не отыгрывается в деструктивном поведении и не эвакуируется в тело, вызывая неизбежные в этом случае заболевания. Еще по теме: Как психика справляется с переживаниями Это значит, что мы можем (у нас достаточно сил) терять полюбившееся, можем страдать и сострадать, переживая боль и сопереживая боли других. Это значит наш психич

Словосочетание «душевная боль» имеет негативную окраску и «плохую репутацию». Это экстремальное переживание, оно никому не нужно, всеми силами отвергается, никто не хочет его испытывать, никто не желает в нем быть. А я хочу сказать слова в защиту душевной боли как таковой.

Дело в том, что сама по себе душевная боль, как аффект — это очень ценная вещь, очень ценный феномен нашей психики. По сути, если мы можем испытывать душевную боль, это значит, что мы живы, что мы человечны, что мы можем любить. Это значит, что мы не роботы, наши чувства не атрофировались, а процесс переработки переживания идет первым, самым правильным путем – обрабатывается душой (психикой), а не отыгрывается в деструктивном поведении и не эвакуируется в тело, вызывая неизбежные в этом случае заболевания.

Еще по теме: Как психика справляется с переживаниями

Это значит, что мы можем (у нас достаточно сил) терять полюбившееся, можем страдать и сострадать, переживая боль и сопереживая боли других. Это значит наш психический аппарат полноценный и работает. И поэтому, душевная боль — это нормально. Никто не способен прожить жизнь и ни разу не испытать душевной боли.

Еще по теме: Когда тело работает за психику

Душевная боль — это то, чего не стоит бояться. В течение жизни мы, так или иначе, проходим через череду больших потерь. Так устроено естественным образом, что в большинстве случаев наши родители умирают раньше нас, мы теряем и близких, и далеких. То есть нам самой логикой жизни уготовано столкнуться со смертью значимых людей. И мы также неизбежно сталкиваемся в течение жизни с потерями и неудачами, с крушением планов, с какими-то большими катаклизмами судьбы. Последние три года нашей жизни тому примером: много произошло и до сих пор происходит, многие судьбы, многие жизни поменялись. И это многое сопровождается душевной болью.

Наша психика в норме обладает способностями душевную боль проживать, выдерживать. И надо это знать, и не нужно её бояться, потому что боль (как и радость) — это спутник нашей жизни. Но не постоянный. Не всякая душевная боль затягивается и превращается в депрессию.

Душевная боль становится депрессией только в том случае, если психика страдающего не может с ней полностью справиться, не может переработать. Если там, в психике, что-то идет не так: влечение к жизни начало убывать, а влечение к смерти берёт вверх.

Фрейд первый установил различия между скорбью (душевной болью), и меланхолией, которая сейчас называется депрессией. Он первый отметил, что не любая длительная скорбь нормальна. Есть различие между скорбью как естественным процессом горевания, который сопровождается душевной болью, и меланхолией как процессом, который никогда не останавливается, в котором изъятие энергии либидо из утраченного объекта становится невозможным. При депрессии невозможно отгоревать боль, потому что вместе с утратой человек утрачивает часть себя. И это невосполнимо.

Мы поговорим подробно о меланхолии в следующих статьях. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить.

А пока нам следует помнить о так называемой триаде симптомов депрессии:

· гипотимия или болезненное снижение настроения,

· сниженная двигательная активность,

· сниженная мыслительная активность.

Подробнее здесь Когда оценка результатов жизни становится точкой входа в депрессию

Поэтому, если мы видим человека, который говорит, что у него сильная депрессия, при этом он очень активен, у него абсолютно великолепно работает интеллект и мышление, и вообще он не на йоту не убавил своей скорости, то мы эту депрессию тут же ставим под вопрос. Тебе больно или у тебя депрессия? Душевная боль и депрессия — это разные клинические феномены. Депрессия — это действительно снижение и торможение многих функций нашего организма. В первую очередь — мышления, восприятия, двигательной активности. Это вообще падение общего уровня энергии.

И вот здесь такой психике требуется помощь. Так как случаи самопроизвольного благополучного выхода из тяжелой депрессии крайне редки, а «самообслуживание» в депрессивных состояниях в принципе не реализуемо.

Буду благодарна, если вы поставите лайк и подпишитесь - это помогает каналу развиваться. Спасибо, что читаете!

Запишитесь на сессию здесь или свяжитесь со мной по удобному для вас контакту в Профессиональное резюме

Для более приватного общения приглашаю в свой Телеграм-канал "Мне только спросить".

ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ:

Почему мы не можем справиться с тревогой? Причины, о которых мы должны были узнать раньше

Почему никто не сказал нам, что откладывать дела – это хорошо?

Когда четвертой ножки в комплектации не было

Невыносимая легкость не своей жизни

Любовь в холодном климате

Что стоит за постоянной неясной тревогой и страхом?

Агрессия – это не деструктивный импульс, это фундаментальная сила, движущая жизнью

Что общего между бездомной собакой и мной? Мы обе готовы бежать за тем, кто обратит на нас внимание

Кем и как формируется наш «внутренний психический объект»?