Найти в Дзене
В СВЕТЕ ПСИХОАНАЛИЗА

Почему мы не можем справиться с тревогой? Причины, о которых мы должны были узнать раньше.

Оглавление

Тревога — это состояние эмоционального возбуждения, характеризующееся беспредметным и беспричинным чувством близкого несчастья и катастрофы. Оно сопровождается внутренним напряжением, дискомфортом, двигательным беспокойством, ускорением мышления, нарушениями сна, сложностями засыпания и так далее и тому подобное. Тревога психосоматична, то есть вызывает соматические реакции.

Какая бывает тревога

Тревога бывает экзогенная и эндогенная. Экзогенная тревога — это состояние тревоги, вызванное какими-то внешними обстоятельствами. Сегодня мы будем говорить о тревогах эндогенного происхождения, то есть о тех, которые мы сами порождаем. Это тревоги, как правило, раннего инфантильного генеза.

Эндогенная тревога — неосознаваемая, ощущается как некоторая взвинченность и внутреннее беспокойство, характеризуется возбуждением, гиперактивностью, какими-то соматическими телесными реакциями, потребностью в моторной разрядке. Знаете, есть такие гиперактивные, прыгающие, взвинченные немножко люди, которым надо все время куда-то бежать и что-то делать. Так вот далеко не все из них знают, что за их гиперактивностью скрывается тревога. Что вообще-то вот эта неуемная потребность постоянно быть занятым, что-то делать, планировать, контролировать, куда-то идти, бежать, участвовать, мыть посуду или полы, выгуливать собаку — это тревога.

-2

Откуда берется противотревожная способность психики

В норме наша психика к тревоге не склонна. Все механизмы саморегуляции и противотревожной системы у нас работают быстро и на отлично. Тревога — она травматического генеза, и чтобы она начала проявляться изнутри, должен был произойти какой-то сбой в психике, случиться какое-то травмирующее событие, выходящее за пределы того, к чему мы привыкли и могли вообразить. И вот с этого момента в нашей психике появляется тревожность. Это не наша характеристика, не наши черта, не наша врожденная какая-то сформированная данность. Она изначально она была вызвана внешним травмирующим нашу психику событием.

Откуда в нашей психике берётся противотревожная функция? Почему одни люди более тревожны, другие люди менее тревожны? Как так случается? И здесь нам очень нужно обратиться к психоаналитической теории объектных отношений.

Мама — это противотревожное средство номер один

Когда младенец появляется на свет, его психика не обладает способностью к саморегуляции. Способность к саморегуляции у младенца, встраивается в психику из контакта с матерью. У него нет языка, у него нет мышления, нет эмоций, он их не распознаёт. У него есть соматические состояния: дрожи, расслабления, возбуждения, скованности, жара, озноба и пр. И от этих состояний у него возникают аффекты — удовольствия и удовлетворения (от комфорта, ласки, тепла, сытости) и неудовольствия, тревоги, страха, боли, ужаса (от голода, холода, брошенности, неудовлетворения физических потребностей). И, как вы понимаете, ни состояния свои, ни аффекты, ребенок сам изменять и контролировать не может.

Чтобы успокоиться, погасить приступы возбуждения, избавиться от страха ребенку нужен контакт с матерью. Мама — это противотревожное средство номер один. Она контейнирует (разделяет с ним, забирает себе) аффекты ребенка и осуществляет функцию холдинга (психологической поддержки). И то, насколько хорошо она это делает, и определяет в дальнейшем способность взрослого успокаиваться самостоятельно, самому справляться со своими аффектами и себя поддерживать. То, как мама меня успокаивает, как она выдерживает и обращается с моей тревогой, так и я впоследствии буду с этой тревогой обращаться. Говоря психоаналитическим языком, психика ребенка интернализует (впитывает) в себя способность матери его успокаивать.

-3

Кто такие - тревожные люди

У тревожных людей эта противотревожная система не сформировалась должным образом. Их мама не справилась со своей функцией психологической поддержки ребенка, не разделяла с ним его переживания, не забирала себе его аффекты, страхи, ужасы и волнения. Поэтому и у него нет способности поддерживать самого себя, благополучно успокаиваться самому.

Часто это люди, в истории которых есть периоды длительной эмоциональной депривации, когда, например, его отдавали в ясли и там, по понятным причинам, никто не занимался вот этой противотревожной успокоительной функцией.

Либо ребенок был госпитализирован без матери, и в те моменты, когда он там был переполнен тревогой и психосоматическим возбуждением, никто не приходил и эмоционально его не успокаивал, не контейнировал, не вынимал из него эту тревогу.

И это всегда дети тревожных матерей. Если мама не выдерживает собственную тревогу, если это очень тревожная мама, которая себя-то не контейнирует, как она возьмет на себя тревогу ребенка? Она еще и свою в него вложит. Как правило это эмоционально незрелые, инфантильные женщины, неожиданно и рано ставшие матерями.

То есть, по сути, этому ребенку было не с кем идентифицироваться, не было кого-то, кто бы умел сам справляться с тревогой и его бы успокаивал. Поэтому у тревожного человека практически всегда повреждена способность к распознаванию, выдерживанию и переработке своих чувств.

-4

Противотревожная способность формируется в условиях безопасности

В норме, это базовая функция психического аппарата - перерабатывать любые чувства и переживания, чтобы они не затапливали, не отщеплялись, не проецировались, перерабатывать это. И формируется эта способность психического аппарата запускается, тренируется и укрепляется в условиях безопасности, когда ему ничего не угрожает, нет страха, паники, беспокойства. Если психический аппарат затоплен вот этим первичным протоэффектом, аффектом тревоги и не может справиться с тревогой, то ему не до развития своей основной функции по перерабатыванию чувств и аффектов. Поэтому у тревожного человека всегда будут трудности с распознаванием своих чувств и их переработкой.

Для того, чтобы приблизительно оценить свой уровень тревожности можно воспользоваться диагностическим опросником Бека. Он доступен в свободном доступе в интернете. С этим опросником очень любят играться клиенты, он их успокаивает, втягивает в работу с тревогой, которая будет развиваться в направлении — с разных сторон пощупать, измерить, изучить. Тревога – это единственный симптом, который очень любит, когда его «щупают» со всех сторон разными методиками, карточками, схемами и прочими способами. Поэтому пройти тест и удостовериться, что тревога есть и это факт — это уже шаг в направлении помощи себе. Потому что отрицание существующей тревоги только ее усугубляет.

-5

Терапия тревожных состояний

В основе терапии тревожных состояний, тревожных клиентов лежит формирование противотревожного терапевтического контакта, родительский перенос, в котором постепенно психика клиента начинает бессознательно нас распознавать как родительскую фигуру. Психике этого клиента очень нужен нормальный родитель. Нужна «нормальная» психотерапевтическая мама, отношения с которой можно интроецировать как противотревожный образец. И это компенсирует и дополнит дефицит вот этих ранних отношений с матерью, где противотревожный компонент был поврежден или сильно недостаточен. Вот за ту тревожную маму и дорабатывает психотерапевт.

Само ощущение регулярности встреч становится важным противотревожным элементом. Тревожный клиент знает, что так или иначе, что бы ни происходило, но раз в неделю, в четверг, в 4 часа дня, он дойдет до психолога и станет легче. И успех терапии в данном случае сильно зависит от готовности человека заниматься этой тревогой.

Буду благодарна, если вы поставите лайк и подпишитесь - это помогает каналу развиваться. Спасибо, что читаете!

Запишитесь на сессию здесь или здесь.

Приглашаю в мой телеграм-канал Мне только спросить

ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ:

Почему ты не можешь попросить?

Что стоит за постоянной неясной тревогой и страхом?

Когда четвертой ножки в комплектации не было

Случайности не случайны или Что хотел сказать томатный сок

Почему никто не сказал нам, что откладывать дела – это хорошо?

Любовь в холодном климате

Чем психоанализ отличается от других психологических направлений