Российский автомобильный рынок в 2026 году может войти в фазу затяжной стагнации из ‑за переноса спроса и изменения правил утилизационного сбора. Такой прогноз дал вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.
«В 2026-м году мы можем показать еще низкие цифры по продаже авто, чем прогнозировали 2025-м. Потому что у нас методика расчета меняется. Это будет происходить все вплоть до 2030 года. Стагнация началась с декабря 2024 года, с продажами было все очень плохо. Даже появились невиданные ранее скидки определенные. Практически у всех продавцов, кроме, наверное, АвтоВАЗа», — отметил Хайцеэр в разговоре с изданием «Автовзгляд».
Вступившие в силу с 1 декабря 2025 года новые правила утильсбора спровоцировали всплеск покупательской активности в октябре и ноябре. Дилеры фиксировали опережающий спрос: многие клиенты, которые собирались обновлять автомобиль в течение года-полутора, приняли решение купить машину заранее, чтобы воспользоваться действующими условиями, сообщает Pravda.ru.
Это привело к резкому росту завоза иномарок по параллельному импорту и увеличению складских запасов, что временно «оживило» статистику. Однако, по оценке Хайцээра, этот всплеск носил разовый характер и фактически «выбрал» часть спроса будущего года.
Ранее эксперты уже предупреждали, что пересмотр утильсбора, предстоящий рост НДС и ужесточение Китаем правил вывоза автомобилей ограничат предложение иномарок и подтолкнут цены вверх, передает «Ридус». По их оценке, это приведет к снижению спроса на новые машины, уходу части зарубежных брендов, смещению интереса покупателей во вторичный сегмент и усилению роли локализованных проектов, включая «АвтоВАЗ», при одновременном удорожании и российских моделей.