Найти в Дзене

«Генерал дьявола» (1955) Хельмута Койтнера. Никому не хватит ловкости усидеть меж двух стульев

Так как цикл статей предполагает введение в тему и обоснование концепции, нужны вводно-обзорные статьи. И они есть: «Так легко можно оказаться между двух стульев… Это я серьёзно!» (генерал Гарри Харрас, герой фильма) Режиссёр – Хельмут Койтнер. Сценарий: Георг Хурдалек, Хельмут Койтнер, Карл Цукмайер (пьеса). Оператор – Альберт Бениц. В ролях: Курт Юргенс, Виктор де Кова, Карл Джон, Камилла Шпира, Марианна Кох и др. Немецкий кинорежиссёр и сценарист Хельмут Койтнер (или Кёйтнер, 1908-1980) был мало известен в Советском Союзе, несмотря на то, что никогда не примыкал к национал-социализму и ставил идеологически независимые фильмы (один из них в 1939 году даже был запрещён гитлеровской цензурой). Но это объяснимо: советские коммунисты признавали и пропагандировали только творчество идейных соратников или, как минимум, попутчиков, а Койтнер занимал позицию, что называется, свободного художника. Тем не менее некоторые его картины, содержавшие явную критику немецких порядков в 1930-4

Из цикла «Трагедия немецкого народа. Кинематограф Германии как попытка преодоления прошлого»

Так как цикл статей предполагает введение в тему и обоснование концепции, нужны вводно-обзорные статьи. И они есть:

«Так легко можно оказаться между двух стульев… Это я серьёзно!» (генерал Гарри Харрас, герой фильма)

Режиссёр – Хельмут Койтнер. Сценарий: Георг Хурдалек, Хельмут Койтнер, Карл Цукмайер (пьеса). Оператор – Альберт Бениц. В ролях: Курт Юргенс, Виктор де Кова, Карл Джон, Камилла Шпира, Марианна Кох и др.

Хельмут Койтнер (1908 - 1980)
Хельмут Койтнер (1908 - 1980)

Немецкий кинорежиссёр и сценарист Хельмут Койтнер (или Кёйтнер, 1908-1980) был мало известен в Советском Союзе, несмотря на то, что никогда не примыкал к национал-социализму и ставил идеологически независимые фильмы (один из них в 1939 году даже был запрещён гитлеровской цензурой). Но это объяснимо: советские коммунисты признавали и пропагандировали только творчество идейных соратников или, как минимум, попутчиков, а Койтнер занимал позицию, что называется, свободного художника. Тем не менее некоторые его картины, содержавшие явную критику немецких порядков в 1930-40-е гг., были переведены и показаны в СССР, и одна из них, снятая по пьесе немецкого эмигранта Карла Цукмайера, – «Генерал дьявола» с великолепным Куртом Юргенсом в главной роли. Свободомыслие режиссёра проявилось и здесь: в Западной Германии 1950-х было не принято в той или иной форме обсуждать времена Третьего Рейха, и фильм Койтнера довольно резко выделялся на фоне всеобщего молчания о десяти-двадцатилетнем прошлом. Тем интереснее посмотреть, как независимо мыслящий немец смотрел на недавнее единство своей нации, обернувшееся национальной же трагедией.

Генерал Гарри Харрас, главный герой фильма (Курт Юргенс)
Генерал Гарри Харрас, главный герой фильма (Курт Юргенс)

Главный герой фильма, генерал авиации Гарри Харрас, лётчик-ас с Первой мировой войны, с юности был влюблён в самолёты. Он не принял нацизм и отрицательно относился к установившейся с 1933 года власти, но, будучи честолюбив и желая целиком отдаться любимому делу, пошёл в услужение режиму и принял предложенные ему должность и звание. В соответствии со своим высоким статусом, он уже не летал на самолётах сам, а занимался поставками в армию бомбардировщиков новейшей конструкции. В показанное в фильме время (декабрь 1941 г.) у Харраса начались проблемы, так как в конструкции подведомственных ему самолётов обнаружился серьёзный дефект, ведущий к сбоям в управлении машинами. С другой стороны, генерал был под колпаком у гестапо, которое остро интересовалось его независимой позицией и критическими высказываниями о режиме. При этом гитлеровцы вовсе не были заинтересованы в устранении генерала, оказывавшего большую помощь Рейху, но, видя промежуточность и неясность его положения, рассчитывали сделать его целиком и полностью своим. Харрас же, не желая делать никаких уступок презираемым им нацистам, не мог и отказаться от любимого дела, то есть оказался в той самой ситуации, которой опасался – положении сидя на двух стульях сразу, а вернее – между двух стульев.

Профессор Плейшнер, герой советского телесериала "Семнадцать мгновений весны" (Евгений Евстигнеев)
Профессор Плейшнер, герой советского телесериала "Семнадцать мгновений весны" (Евгений Евстигнеев)

Бесспорно, генерал Харрас – честный и достойный человек, преданный своему делу и добросовестно делавший его. И ведь таких было много при Гитлере, далеко не все были палачами и убийцами. И что было делать тем, кто не был согласен с проводимой нацистами политикой, но не был готов и к другой крайности – встать в ряды Сопротивления, открытого противостояния режиму? Тем, кто, как Гарри Харрас, хотел просто делать своё дело и не вмешиваться в политику? Идейным борцам, пожалуй, было легче, чем таким обычным людям: они имели высокую ясную цель и идеалы и были готовы на жертвы. Иным же, желавшим остаться в стороне от борьбы и, как профессор Плейшнер из знаменитых «Семнадцати мгновений весны», категорически не хотевшим оказаться в концлагере, оставалось только искать щели в душной и давящей обстановке, чтобы забиться туда и переждать грозное время. Проблема, однако, заключалась в монолитности гитлеровского режима, найти подходящие щели в котором было чрезвычайно затруднительно. В случае генерала Харраса – тем более, поскольку он по собственной воле оказался на виду и занимал ключевой пост в системе. Не национал-социалисты, а само время жёстко требовало от людей максимальной определённости: ты или на этой стороне, или на противоположной (как часто говорили, «или с нами – или против нас»).

Группенфюрер СС Шмидт-Лаузиц, основной противник Харраса (Виктор де Кова)
Группенфюрер СС Шмидт-Лаузиц, основной противник Харраса (Виктор де Кова)

Может быть, Харрас не понимал этой крайней поляризованности духовной ситуации своего времени? Может, он был наивным идеалистом, который ждёт от окружающих только хорошего и искренне считает, что зло – это где-то там, по ту сторону повседневного окружения? Нет, конечно. Этот человек был не мальчиком, но мужем, и прекрасно видел неисправимые злобу, ложь и циничность находившихся рядом людей, как и глубокую порочность созданного ими режима. Но он почему-то считал, что благодаря своим знаниям и умениям сможет оставаться независимым от этих людей и не участвовать в злых делах. Как говорил криминальный герой одного русского фильма, «хотел в белых перчатках толчок мыть и не испачкаться»… Это заблуждение было вызвано переоценкой своих способностей и чрезмерными амбициями, но заплатить за него пришлось высокую цену. Нельзя служить одновременно и Богу, и дьяволу, как невозможно и усидеть на двух стульях сразу. Но если последнее чревато всего лишь небольшим ушибом мягкого места, то первое способно привести к настоящей человеческой трагедии. Впрочем, как достойный человек, Харрас в конце концов сделал верный выбор. Он ушёл, удалился со сцены, а остались лишь те, кто и должен был остаться: нацизм в лице группенфюрера СС Шмидта-Лаузица (своего рода Мефистофеля бедняги Харраса) и Сопротивление в лице инженера-антифашиста, скрывшего недостаток конструкции бомбардировщика.

Группенфюрер СС Мюллер, герой советского телесериала "Семнадцать мгновений весны" (Леонид Броневой)
Группенфюрер СС Мюллер, герой советского телесериала "Семнадцать мгновений весны" (Леонид Броневой)

Как уже было сказано, «Генерал дьявола» противоречил общему тренду, сложившемуся в ФРГ в 1950-е годы. Откровенно говорить о преступлениях нацистов и тем более подробно обсуждать или показывать их у западных немцев считалось не то что недопустимым, но дурным тоном. Койтнер презрел это негласное правило и снял фильм о необыкновенной жертве нацизма – не об узнике концлагеря, не непримиримом борце, а о слуге режима, всерьёз пытавшемся отделить своё от общего. Предсказуемая неудача такой попытки прекрасно иллюстрировала тотальный дух времени, в котором была невозможна никакая промежуточность и неопределённость: тот, кто не встал ни на одну из противостоящих сторон, неминуемо погибал. И в понятийном аспекте это влекло отчётливый вывод. Для того чтобы осознать своё национальное прошлое и включить его в общенародный опыт, поствоенным немцам предстояло сделать выбор из двух альтернатив: либо полностью отвергнуть нацистскую идеологию как несовместимую с человечностью и возможностью развития, либо – открыто или втайне – продолжать защищать и оправдывать её, исповедуя принцип Мюллера из «Семнадцати мгновений весны», что «нет в мире иного пути, кроме национал-социализма». Формально, на словах нацизм был отвергнут, и открытая приверженность ему, разумеется, была невозможна. На деле, однако, дело Мюллера было живо, и национал-социализм считался хотя и потерпевшим поражение, но всё же истинным учением, подходящим немцам как никакому другому народу.

Герой фильма, антифашист-подпольщик инженер Карл Одербрух (Карл Джон)
Герой фильма, антифашист-подпольщик инженер Карл Одербрух (Карл Джон)

О нет, конечно, нельзя всех немцев стричь под одну гребёнку. И в Восточной, и в Западной Германии было множество людей, искренне ненавидевших человеконенавистническую идеологию «избранной расы», и среди них были не только те, кто пострадал от преступного режима. Были и такие (в основном среди творческой интеллигенции), кто, как Хельмут Койтнер, относился к нацизму скорее пренебрежительно и с презрением, считая его каким-то историческим недоразумением. Однако массе простых немцев с обыденным сознанием, неискушённым в высокой культуре, был понятен и близок идеал избранного народа, призванного господствовать над прочими народами, и идеал этот продолжал жить в их сердцах и согревать их внутренним теплом и после крушения Третьего Рейха. Для того чтобы по-настоящему, в самом сознании людей, покончить с нацизмом и преодолеть проклятое прошлое, нужно было заменить этот идеал каким-то другим, равным по силе и влиянию. Но эта проблема не была поставлена, и соответствующая работа даже не началась. Всё ограничилось лишь декларациями, которые осуждали потерпевшие поражение идеологию и практику, а в мыслях было совсем другое. Народ Западной Германии в 1950-е напоминал преступника-рецидивиста, который старается убедить окружающих, что он «завязал» и стал честным, а на самом деле ждёт возможности снова поживиться за чужой счёт. Настоящих попыток преодоления прошлого не делалось, и фильм Хельмута Койтнера «Генерал дьявола», хотя и косвенным образом, но демонстрирует это.

Другие статьи цикла:

Ценимый мною читатель! Если ты хоть что-то почерпнул из моего не слишком простого и, может быть, даже странного текста, если проделанная мной работа хоть в чём-то оказалась тебе полезной, то я на всякий случай напоминаю, что продемонстрировать это лучше всего лайком. Если же, наоборот, мои взгляды и мысли вызвали у тебя резкое отторжение, раздражение и, может быть, даже ненависть, то дизлайк также приветствуется. Поверь, читатель, я сильно тоскую по обратной связи с тобой…