Найти в Дзене

Трагедия немецкого народа. Кинематограф Германии как попытка преодоления прошлого. Часть первая

«Я верю в перспективу. В перспективу скорой гибели. Всех нас, скопом... Это не страшно, поверьте, когда все вместе. И гибель наша будет такой сокрушительной, что память о ней будет ранить сердца ещё многих поколений несчастных немцев...» (Из беседы генерала в вагоне поезда со Штирлицем в фильме «Семнадцать мгновений весны», 1973 г.) «У нас все были в СС» (Генерал Вольф на переговорах с Даллесом в том же фильме) История – суровая воспитательница, но суровость её не такая, как у людей. Она ничего не требует, не обвиняет, не наказывает. Она просто повторяется. Как страх, который не удалось преодолеть, как неизжитый кошмар, она приходит снова и снова, предлагая людям те же самые проблемы в иных обстоятельствах. Повторяется как фарс? Возможно, но лишь в том случае, если человеческие способности к устранению насущных проблем слабеют и истощаются. Западные европейцы, издавна считавшие Россию чужой и враждебной, пытались преодолеть страх перед нею путём интриг и войн. Получалось лишь ненадолг

Возникновение проблемы прошлого и первые попытки её преодоления

«Я верю в перспективу. В перспективу скорой гибели. Всех нас, скопом... Это не страшно, поверьте, когда все вместе. И гибель наша будет такой сокрушительной, что память о ней будет ранить сердца ещё многих поколений несчастных немцев...»

(Из беседы генерала в вагоне поезда со Штирлицем в фильме «Семнадцать мгновений весны», 1973 г.)

«У нас все были в СС»

(Генерал Вольф на переговорах с Даллесом в том же фильме)

Русофобия в современной Западной Европе в цифрах
Русофобия в современной Западной Европе в цифрах

История – суровая воспитательница, но суровость её не такая, как у людей. Она ничего не требует, не обвиняет, не наказывает. Она просто повторяется. Как страх, который не удалось преодолеть, как неизжитый кошмар, она приходит снова и снова, предлагая людям те же самые проблемы в иных обстоятельствах. Повторяется как фарс? Возможно, но лишь в том случае, если человеческие способности к устранению насущных проблем слабеют и истощаются. Западные европейцы, издавна считавшие Россию чужой и враждебной, пытались преодолеть страх перед нею путём интриг и войн. Получалось лишь ненадолго или не получалось вовсе. Не побеждая Россию посредством дипломатии и на поле боя, европейцам оставалось одно: поработать со своим сознанием, трансформировать своё неприятие и отрицание во что-то позитивное и плодотворное – например, научиться воспринимать большую восточную соседку как истинную союзницу и партнёра. Увы, увы… Мешало непомерное честолюбие и высокомерие людей, слишком привыкших считать себя светочами истины, культуры и просвещения, единственными творцами цивилизации. Похоже, люди, жившие на западной оконечности огромного Евразийского материка, всерьёз вообразили, что им удалось вернуться в рай, откуда некогда были изгнаны далёкие предки, – а стало быть, обрести божье благоволение. В результате враждебность к России, несмотря на многочисленные поражения, так и не была преодолена, и история не замедлила вернуться. Вернулась она тогда, когда западные европейцы, объединённые под широкой тенью Третьего рейха, почувствовали себя сильными и великими, как никогда, и были совершенно уверены в скорой победе над заклятым врагом. Но, поскольку никаких уроков из прошлого воинственные европейцы так и не извлекли, итог их нового похода был предсказуем. Однако, вышел из этого никакой не фарс, а самая настоящая трагедия…

Генерал Гельмут Вейдлинг, последний назначенный Гитлером командующий обороной Берлина, вместе с членами своего штаба после сдачи в плен 2 мая 1945 года
Генерал Гельмут Вейдлинг, последний назначенный Гитлером командующий обороной Берлина, вместе с членами своего штаба после сдачи в плен 2 мая 1945 года

Такого разгрома немцы, заслуженно гордящиеся своей великой культурой и достойными качествами национального характера, ещё не знали. Это была катастрофа вселенского масштаба, когда рушилось абсолютно всё: не только привычные связи, обстановка и образ жизни, но и мечты, надежды и представления о мироустройстве. На Земле не было более несчастного народа, чем немецкий во второй половине 1940-х годов. Патриотизм, присущий многим жителям Германии, в это время представлял собой кровоточащую незаживающую рану, и не было врача столь искусного, чтобы залечить её. Недавнее прошлое невозможно было ни забыть, ни вытеснить из сознания по фрейдистским рецептам, ибо слишком остра была боль, свежо предание и наглядны жизненные обстоятельства (оккупация союзными силами территории Германии). Начать что-то менять можно было с образованием Федеративной Республики Германии в 1949 году, но, без сомнения, подлинные перемены требовали внутренней работы немецкого сознания и не могли ограничиться политико-административными мерами. История, однако, показывает, что работа эта не была проведена в полной мере, и дело пытались свести к запрету на публичный дискурс об истоках, причинах и следствиях германского нацизма с одновременным постепенным инкорпорированием бывших нацистов в государственную и общественную структуру. Такое последовательное, но лукавое замалчивание проблемы в изрядной степени способствовало как молодёжным бунтам 60-х, так и всплеску терроризма в 70-х. Объединение Германии в 1990-м ничего не прибавило к пониманию немцами своего прошлого, скорее наоборот – вдохновило их на новые мечтания о германском величии. Конечно, при таких условиях история не могла не повториться. Нынешние воинственные заявления германских политиков, русофобская риторика и до боли знакомое бряцание оружием снова являют нам немецкий дух, так и не сумевший преодолеть проблему самовозвеличивания. Только теперь это действительно похоже на фарс.

Знаменитая Берлинская стена и попытка заглянуть за неё. 1960-е гг.
Знаменитая Берлинская стена и попытка заглянуть за неё. 1960-е гг.

Однако нет ничего хуже, чем причёсывать всех одной гребёнкой. Как и представители любого другого народа, немцы очень разные, и среди них, конечно, есть множество мыслящих и творческих людей, пытавшихся всерьёз разобраться в произошедшем в середине двадцатого века национальном сломе. Вряд ли можно винить этих людей в том, что им не удалось существенно повлиять на общий курс их страны и общественное самосознание. Настоящая работа по осознанию прошлого и преодолению национальных проблем, безусловно, шла и приводила к тем или иным результатам. Писатели, журналисты, общественные деятели, учёные, деятели театра и кино и т. д. искренне стремились понять, что же произошло с их любимой Германией в 1933-45 годах, как могло случиться, что она стала ненавидима всем миром, за что её несколько десятилетий заставляли каяться и платить. И в самом деле, в чём же немцам нужно раскаяться? В том, что они объединились под рукой фюрера, казавшейся вначале такой крепкой и могучей? В том, что они провозгласили себя избранными? Или в третировании евреев и прочих народов, объявленных неполноценными? А может быть, просто в том, что они проиграли, потерпели поражение? Но в последнем нет и не может быть никакой вины, здесь в дело включаются совсем другие силы, далёкие от морали. Да и вообще, правомерно ли здесь ставить вопрос о вине как моральной категории? Известный немецкий философ и психолог Карл Ясперс выделял, помимо уголовной и моральной виновности, ещё политическую и метафизическую, однако представляется, что здесь он впадал в характерный для учёных грех теоретической абстрактности и искусственности. Вина может быть только личной, коллективная вина – домысел, конструкт, не соответствующий реальности, или, если угодно, симулякр. Но тогда получается, что немецкий народ заставляли каяться в несуществующей вине, то есть, попросту говоря, использовали его поверженное и униженное положение для каких-то своих целей. Иными словами, немцы имели дело с политическими спекуляциями и демагогией.

Попытка преодоления. Прыжок через бывшую Берлинскую стену
Попытка преодоления. Прыжок через бывшую Берлинскую стену

Вместе с тем, отменить прошлое было никак нельзя, оно было свершившимся фактом. И именно в нём, в прошлом, следовало искать корни немецкой трагедии, чудовищного слома германского духа, ещё недавно грезившего о покорении мира. Надо было разбираться, докапываться до этих корней и вытаскивать их наружу. И, если исходить из естественного понимания вины и ответственности как категорий личной морали, начинать нужно было с личности. Разумеется, личность массового человека – части той толпы, что упоённо и с воодушевлением кричала «Хайль Гитлер!» и вскидывала руку в нацистском приветствии – ничего не могла дать для искомого знания. Нужна была личность покрупнее, имеющая собственные взгляды и убеждения и смелость отстаивать их. Каково приходилось такой самостоятельной личности в нацистской Германии? Ясно, что нелегко, но дело не в этом. Какими могли быть отношения этой личности с властью и режимом? Что такой человек мог сделать для утверждения своей правды? Способен ли он был противостоять тотальному злу, и если да, то как? Эти вопросы неизбежно вставали перед немецкими исследователями, честно и всерьёз вознамерившимися разобраться в происшедшем, освободить сознание от бремени тяжких обвинений, с одной стороны, и комплекса вины – с другой, то есть, в сущности – преодолеть проклятое прошлое своей страны. При этом из оппозиции тоталитарному режиму сразу исключались коммунисты, представлявшие полярно противоположную идеологию. С ними изначально всё было ясно: непримиримые идейные борцы, которым сопутствовал успех значительно больший и долгий, чем национал-социалистам. Поэтому и ГДР, составлявшая почти половину Германии, исключалась из дискурса о пересмотре прошлого и воспринималась как потерянная земля, попавшая под пяту коммунистов. Интенсивная интеллектуальная работа с немецким прошлым сосредоточилась в Западной Германии и происходила в разных областях: гуманитарных науках, публицистике и беллетристике, театре и кино. Нас здесь интересует последнее.

Кадр из фильма "Жестяной барабан" (1979, реж. Фолькер Шлёндорф)
Кадр из фильма "Жестяной барабан" (1979, реж. Фолькер Шлёндорф)

Разные режиссёры находили разные ответы на эти необходимые вопросы, и я после тщательного (но неизбежно субъективного) отбора для начала выделил троих: Хельмута Койтнера, Курта Хоффмана и Фолькера Шлёндорфа. Фильм первого из них, «Генерал дьявола» (1955 год) посвящён сложной судьбе генерала нацистского Люфтваффе Харраса, который, хотя и служил Гитлеру, имел фигу в кармане и не слишком скрывал критического отношения к режиму – иначе говоря, был законченным диссидентом, двойственное положение которого делало его крайне уязвимым. Настоящий однозначный выбор генерал Харрас сделать так и не смог. Картина Хоффмана «Мы – вундеркинды» (1958 год) в широкой временной перспективе между двумя войнами показывает жизнь скромного немецкого интеллигента, который больше, чем на происходящее вокруг, полагался на свои честность и ясные представления о жизни. Правда, настоящего личного протеста и борьбы мы не видим и здесь: побеждает не столько человек, сколько не зависящие от него Добро и Правда. «Молодой Тёрлесс» (1966 год), дебютная работа Фолькера Шлёндорфа, который больше своих коллег стал известным в киномире, показывает протест, зародившийся в душе юного воспитанника довоенного австрийского лицея против бесчеловечности своих однокашников. Однако протест этот, имевший несомненное влияние на формирование характера и взглядов юноши, не приводит к сколько-нибудь значимым внешним последствиям. Другой фильм Шлёндорфа, знаменитый «Жестяной барабан» (1979 год), демонстрирует зрителю весьма любопытный и нестандартный вариант протеста: мальчик, не желающий принимать происходящее во внешнем мире, отказывается расти и много лет, до самого окончания войны остаётся ребёнком, маленьким любителем детских жестяных барабанов. Относительно показанных в предыдущих картинах тихих диссидентско-интеллигентских протестов это уже некий замах на публичность, однако ввиду явной комичности и ирреальности и он, конечно, также не мог иметь явных и значимых последствий.

Окончание следует, и оно здесь:

Но можно перейти сразу к кино:

Ценимый мною читатель! Если ты хоть что-то почерпнул из моего не слишком простого и, может быть, даже странного текста, если проделанная мной работа хоть в чём-то оказалась тебе полезной, то я на всякий случай напоминаю, что продемонстрировать это лучше всего лайком. Если же, наоборот, мои взгляды и мысли вызвали у тебя резкое отторжение, раздражение и, может быть, даже ненависть, то дизлайк также приветствуется. Поверь, читатель, я сильно тоскую по обратной связи с тобой…