Найти в Дзене

«Париж, Техас» (1984) Вима Вендерса. Незримая стена между людьми делает невозможными настоящее общение и личное счастье

Причину неочевидного выбора данного фильма для заявленной темы можно найти во введении к циклу (в двух частях): «Он перестал пить, нашёл постоянную работу. Теперь он был уверен, что она его любит, ведь она носила его ребёнка. Он решил жить для неё. Она изменилась с того дня, как родился ребёнок. Всё вокруг стало её раздражать, даже ребёнок казался ей наказанием. Он всё делал для неё, дарил ей подарки, каждую неделю водил в ресторан, но её ничто не радовало. Два года он бился, чтобы вернулось их прежнее счастье, но в конце концов понял, что из этого ничего не выйдет. Он снова потянулся к бутылке, но теперь запил всерьёз. А когда среди ночи приходил домой, она не волновалась за него, не ревновала, а просто устраивала скандал. Она упрекала его в том, что он заставил её родить ребёнка, чтобы запереть в клетку, и говорила, что видит сны о побеге. Ей только и снилось, как она убегает…» (из монолога Трэвиса Хендерсона, героя фильма, в кабинке пип-шоу) Режиссёр – Вим Вендерс. Сценарий: Сэм Шеп

Из цикла «Трагедия немецкого народа. Кинематограф Германии как попытка преодоления прошлого»

Причину неочевидного выбора данного фильма для заявленной темы можно найти во введении к циклу (в двух частях):

«Он перестал пить, нашёл постоянную работу. Теперь он был уверен, что она его любит, ведь она носила его ребёнка. Он решил жить для неё. Она изменилась с того дня, как родился ребёнок. Всё вокруг стало её раздражать, даже ребёнок казался ей наказанием. Он всё делал для неё, дарил ей подарки, каждую неделю водил в ресторан, но её ничто не радовало. Два года он бился, чтобы вернулось их прежнее счастье, но в конце концов понял, что из этого ничего не выйдет. Он снова потянулся к бутылке, но теперь запил всерьёз. А когда среди ночи приходил домой, она не волновалась за него, не ревновала, а просто устраивала скандал. Она упрекала его в том, что он заставил её родить ребёнка, чтобы запереть в клетку, и говорила, что видит сны о побеге. Ей только и снилось, как она убегает…»

(из монолога Трэвиса Хендерсона, героя фильма, в кабинке пип-шоу)

Режиссёр – Вим Вендерс. Сценарий: Сэм Шепард, Л. М. Кит Карсон, Уолтер Донохью. Композитор – Рай Кудер. Художник: Кейт Олтмен, Биргитта Бьерке. В ролях: Гарри Дин Стэнтон, Настасья Кински, Дин Стокуэлл, Аврора Клеман, Хантер Карсон и др.

Кадр из фильма: просторы Техаса, пустынные и бескрайние
Кадр из фильма: просторы Техаса, пустынные и бескрайние

Вендерса называют самым космополитичным из немецких режиссёров. Ещё бы: он одним из первых вырвался из замкнутого пространства Западной Европы, из тесноты и скуки этого вдоль и поперёк изученного локального мирка и с восхищением обнаружил необъятную громадность Америки, по которой годами можно путешествовать, каждый раз встречая что-то новое. Первый фильм, снискавший режиссёру славу, «Алиса в городах» – роуд-муви немецкого журналиста с подкидышем сперва по восточному побережью США, а затем и по Старому Свету – великолепная возможность сравнения жизни на двух континентах. Другая удача Вендерса, «Американский друг», сближает уже не части света, а судьбы и отношение к жизни двух совершенно разных людей, немца и американца. Америка вовсе не казалась немецкому кинематографисту раем на Земле, но давала новые впечатления, расширяла жизненное пространство и предоставляла драгоценную возможность движения – неважно, куда и зачем, а просто чтобы не застаиваться и иметь хоть какой-то смысл повседневного существования. И апофеозом этого кинематографического движения Вильгельма Эрнста Вендерса стал «Париж, Техас», обласканный на Каннском фестивале и любимый многими критиками и синефилами.

Трэвис Хэндерсон, главный нерой фильма, после четырёхлетних скитаний (Гарри Дин Стэнтон)
Трэвис Хэндерсон, главный нерой фильма, после четырёхлетних скитаний (Гарри Дин Стэнтон)

Но всё же Вендерса невозможно причислить к ремесленникам и подражателям, и его самый голливудский по внешним параметрам фильм остался европейским по мироощущению и духу, ещё конкретнее – немецким. Неторопливое роуд-муви героев по техасским пустошам не должно нас обманывать, вовсе не в нём соль. Признанного режиссёра, немца до мозга костей, интересует только внутреннее состояние человека – его бытие в мире, его самоощущение и возможности. И, как и в других киноопытах, ученик Антониони обнаруживает во внутреннем мире человека тотальное опустошение, неустранимое одиночество и невозможность подлинного общения с другими людьми. Бесконечное движение по американским просторам высвечивает некую новую грань ставшей уже классической некоммуникабельности, оттеняет её непрерывным стремлением – столь же бесплодным, как и желание душевной близости. Бесцельное странствие главного героя в техасской пустыне, с которого начинается фильм, зримо выражает безнадёжность всех его человеческих попыток, гарантированную безрезультатность поиска личного счастья. Все эти отрицательные эпитеты получают мощное подкрепление в последней части картины в образе разделяющей мужчину и женщину преграды из полупрозрачного стекла – такой, что он её видит, а она его – нет. Во всяком случае, пока не выключит свет…

Трэвис со своим сыном Хантером (Хантер Карсон)
Трэвис со своим сыном Хантером (Хантер Карсон)

Лежащая в основе фильма история проста, как пиво. Немолодой и изрядно потрёпанный мужчина в красной бейсболке бредёт через техасскую пустыню, мимо живописных утёсов из красного песчаника. По лицу мужчины видно, что цели у него никакой нет, он просто идёт вперёд, куда глаза глядят. Его организм сильно нуждается в воде – настолько, что вскоре он падает в обморок от обезвоживания. Младший брат путешественника, прилетевший за ним из Калифорнии, обнаруживает, что тот снова где-то в пути, находит его и с некоторым трудом доставляет к себе домой. Выясняется, что странного мужчину зовут Трэвис, он, как и его жена, пропал четыре года назад, и никто не знает, что с ним случилось. У него остался сын, которому скоро исполнится восемь лет и который живёт у своего дяди – младшего брата Трэвиса. Поначалу Трэвис отказывается разговаривать и проявляет явную неадекватность, но постепенно к нему возвращается нормальный человеческий облик. Он приобретает доверие своего сына и вместе с ним отправляется на поиски своей жены и его матери. Имея точную наводку, Трэвис довольно быстро находит пропавшую четыре года назад супругу, которая теперь работает в дешёвом пип-шоу, предназначенном для ублажения сексуально озабоченных мужчин. Пикантность ситуации заключается в том, что несчастный муж не в силах встретиться с женой по-настоящему, тет-а-тет, и разговаривает с нею из клиентской кабинки, посредством телефонной трубки и глядя на неё через полупрозрачное стекло. Женщина не сразу понимает, какой ей попался клиент, но узнав его, проявляет бурные чувства. Мать встречается с сыном, а муж и отец отправляется в новое бесцельное путешествие.

В кабинке пип-шоу
В кабинке пип-шоу

Встреча Трэвиса с любимой женщиной, бесспорно, является кульминацией фильма и сердцевиной режиссёрского замысла. В этой сцене не только рассеивается туман, связанный с личностью героя и обстоятельствами его жизни, но и обозначается основная проблема современников режиссёра – невозможность полноценного контакта, неспособность к любви и общению. Другой человек, с которым хочется быть, с которым трудно расставаться и от которого получаешь так много, что вполне считаешь это счастьем, каким-то естественным и незаметным образом начинает восприниматься как твоя неразделимая собственность, право на которую имеешь только ты. И когда эта самая собственность вдруг заявляет о своих правах и собственных интересах, отличных от твоих, это вызывает неподдельное изумление, а затем раздражение и гнев. Конечно, это тоже любовь, но любовь не к равноправному субъекту, а именно к чему-то собственному, интимному и неотъемлемому. Ближайшим и естественным проявлением такой любви собственника выступает ревность – по любому поводу и даже без всякого повода. Причём ревнивец не только свою ревность считает нормой, но ждёт такой же ревности и от своего объекта (которому, очевидно, заранее приписывается счастье быть объектом любви). Ну, а поскольку все люди равны в стремлении к свободе и обладанию собственностью, неудивительно, что такого рода отношения обречены на недолговечную жизнь.

Джейн, жена Трэвиса (Настасья Кински), после его рассказа
Джейн, жена Трэвиса (Настасья Кински), после его рассказа

Ещё интереснее то, что человеческую трагедию двадцатого века – тотальную некоммуникабельность – Вендерс подаёт в специфически немецком ключе: как ощущение невидимой преграды, своего рода стеклянной стены между людьми. Невозможность контакта здесь материализуется и даже предстаёт во вполне вещественном образе (полупрозрачное стекло в кабинке пип-шоу). Да и само бесконечно пустое пространство, в котором движется Трэвис, имеет сугубо физический характер. Антониони, например, работал совсем по-другому: у него человеческая пустота не была связана с пространством, а рождалась в паузах и взглядах, сочилась из поступков героев, из того, что они делали и говорили, а по преимуществу – из того, что они не делали и не говорили. Немецкое сознание предельно конкретно, рационально, вещественно и даже для идеальных объектов находит соответствующую полочку (Иммануила Канта можно призвать в свидетели). Но в таком случае неизбежен вопрос: а нельзя ли устранить эту незримую преграду, нельзя ли разбить проклятое стекло? Трэвис даже не пытается это сделать, но может быть, это доступно другим? Тут-то материализм и заканчивается, и наступает понимание, что простыми физическими действиями ничего не изменить. Преодолеть преграду можно только движением души, но для этого, в свою очередь, требуется изменение сознания. Человек должен перестать быть собственником и ощутить окружающий мир не как склад ресурсов, доступных для захвата, а как жизненное пространство равноправных субъектов. Только тогда мы начнём по-настоящему общаться.

Берлинская стена со стороны Западного Берлина
Берлинская стена со стороны Западного Берлина

«Париж, Техас» Вендерса явным образом выпадает из нашей темы о немецком кино как попытке преодоления нацистского прошлого. Но дело можно поправить с помощью неявных смыслов, какие можно извлечь из картины. Ведь стена отчуждения, которая здесь представлена полупрозрачным стеклом в кабинке пип-шоу, имеет множество выражений, как материального, так и нематериального свойства: это и разделяющий два мира «железный занавес», и знаменитая Берлинская стена, и всевозможные языковые, культурные, идеологические барьеры. Да и само отчуждение проявляется не только между разными людьми, но и в одном и том же сознании – например, в блокировании неприятных воспоминаний, уходе от ответственности, нежелании извлекать опыт. В судьбе послевоенной Германии такое отчуждение можно обнаружить в явном нежелании большинства немцев рефлектировать и дискутировать о событиях 1930-40-х годов, в некоем молчаливо установившемся табу на подобные разговоры. Дескать, это были не мы, это было не с нами, и вообще это было давно. Это не что иное, как отчуждение от своего прошлого, обрезание собственной истории. Но тут вступает в силу неумолимый закон: тот, у кого нет прошлого, не имеет и будущего. Если то, что происходило с вами какое-то время назад, становится чужим для вас, то это означает, что вы утратили непрерывность своего развития, свои истоки, и ваше теперешнее состояние словно повисает в воздухе. Но тогда вы не можете претендовать ни на какое устойчивое будущее: все последующие ваши состояния становятся такими же случайными, как и нынешнее. Другими словами, неизвлечение немцами опыта из событий первой половины двадцатого века делает всю эту горделивую нацию подобной бесцельному бродяге Трэвису, идущему никуда из ниоткуда и стремящемуся лишь оказаться там, где нет ни домов, ни людей, ничего…

Другие киноразборы по данной теме могут существенно дополнить картину:

Ценимый мною читатель! Если ты хоть что-то почерпнул из моего не слишком простого и, может быть, даже странного текста, если проделанная мной работа хоть в чём-то оказалась тебе полезной, то я на всякий случай напоминаю, что продемонстрировать это лучше всего лайком. Если же, наоборот, мои взгляды и мысли вызвали у тебя резкое отторжение, раздражение и, может быть, даже ненависть, то дизлайк также приветствуется. Поверь, читатель, я сильно тоскую по обратной связи с тобой…