Найти в Дзене

«Горькая жатва» (1985) Агнешки Холланд. Как герои и спасители оборачиваются злодеями и губителями

Тема цикла объединена введением в двух частях: «Вы ещё хуже немцев с вашей лживой моралью!» (Роза Эккарт, героиня фильма) Режиссёр – Агнешка Холланд. Сценарий: Пауль Хенге, Агнешка Холланд, Хэрман Х. Филд и Станислав Меженьский (роман). Оператор – Йозеф Орт-Шнеп. Художник: Вернер Швенке, Ханнелор Вессель. В ролях: Армин Мюллер-Шталь, Элизабет Триссенар, Войцех Пшоняк, Анита Хёфер, Курт Рааб и др. О Холокосте писали и снимали многие, в самых разных странах. Однако довольно быстро сложился определённый тренд в освещении катастрофы еврейского народа в Западной Европе 1930-40-х годов, и он был связан с известной тягой к упрощению, к представлению любой ситуации в простейшем чёрно-белом варианте. В сложившейся картине произошедшей трагедии зло и добро были чётко разведены в разные стороны: по одну сторону оказались негодяи и мерзавцы – нацисты и их пособники, – преследовавшие, мучившие и убивавшие ни в чём не повинных людей, по другую – как открытые борцы с нацизмом, так и их тайные помощ

Из цикла «Трагедия немецкого народа. Кинематограф Германии как попытка преодоления прошлого»

Тема цикла объединена введением в двух частях:

«Вы ещё хуже немцев с вашей лживой моралью!» (Роза Эккарт, героиня фильма)

Режиссёр – Агнешка Холланд. Сценарий: Пауль Хенге, Агнешка Холланд, Хэрман Х. Филд и Станислав Меженьский (роман). Оператор – Йозеф Орт-Шнеп. Художник: Вернер Швенке, Ханнелор Вессель. В ролях: Армин Мюллер-Шталь, Элизабет Триссенар, Войцех Пшоняк, Анита Хёфер, Курт Рааб и др.

Реальный Оскар Шиндлер, член НСДАП, промышленник, авантюрист и спаситель евреев
Реальный Оскар Шиндлер, член НСДАП, промышленник, авантюрист и спаситель евреев

О Холокосте писали и снимали многие, в самых разных странах. Однако довольно быстро сложился определённый тренд в освещении катастрофы еврейского народа в Западной Европе 1930-40-х годов, и он был связан с известной тягой к упрощению, к представлению любой ситуации в простейшем чёрно-белом варианте. В сложившейся картине произошедшей трагедии зло и добро были чётко разведены в разные стороны: по одну сторону оказались негодяи и мерзавцы – нацисты и их пособники, – преследовавшие, мучившие и убивавшие ни в чём не повинных людей, по другую – как открытые борцы с нацизмом, так и их тайные помощники, любыми средствами способствовавшие спасению людей и приближавшие падение бесчеловечного режима. В качестве образца такого изображения событий можно привести знаменитый фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера», где хороший бизнесмен Оскар Шиндлер, пользуясь своими связями с плохими нацистскими бонзами, спасает множество других хороших людей еврейской национальности от уничтожения в концлагерях. Но уже и здесь простое ознакомление с историческим контекстом позволяет понять, что реальный Оскар Шиндлер не был ни ангелом, ни героем и в оказании помощи людям руководствовался вовсе не любовью к человечеству, а своими личными потребностями и интересами бизнеса. Больше того, настоящий Шиндлер, сотрудничавший с нацистами и бывший даже членом НСДАП, участвовал если не в преступлениях, то в явных махинациях и неблаговидных делах. С другой стороны, не стоит забывать, что далеко не все евреи были невинными жертвами, чистыми душой и ни в чём не замешанными: многие из них в личных интересах сотрудничали с режимом и даже выдавали собратьев по вере (возможно, по принципу выбора меньшего из двух зол). Об этом не любят вспоминать и даже не принято говорить, но это правда. Люди всегда остаются людьми, а человек – это всегда сложное смешение добра и зла, отличить которые друг от друга не так уж и просто, а разделить и вовсе невозможно.

Леон Вольны, главный герой фильма (Армин Мюллер-Шталь)
Леон Вольны, главный герой фильма (Армин Мюллер-Шталь)

Заслуженный кинорежиссёр Агнешка Холланд (род. в 1948 г.), дочь еврея и польки, всегда интересовалась темой Холокоста. Здесь были, конечно, личные причины: родители её отца погибли в гетто во время Второй мировой войны, а мать помогла нескольким евреям и получила израильскую медаль «Праведник народов мира». Снятая на западногерманской студии и вышедшая в 1985 году «Горькая жатва» – один из ранних фильмов Холланд и первый, в котором она подняла трагическую тему судьбы евреев в последнюю войну. Но уже здесь женщина-режиссёр обнаружила нестандартный подход к историческим событиям, представив произошедшее не просто как преследование и уничтожение нежелательных людей, а как масштабное нарушение некоего естественного порядка и хода вещей, которое внесло возмущение в жизни и покалечило судьбы огромного множества людей. Дело не только в том, что людей сгоняли с обжитых мест, лишали состояния, социального статуса и самого права на жизнь по одному лишь признаку национальной принадлежности, но и в том, что перед другими людьми, получившими возможность пользоваться имуществом репрессированных и даже распоряжаться самой их судьбой, вставали большущие соблазны, преодолеть которые простым людям очень нелегко. Можно сказать, что происходившее в Европе во второй половине 1930-х – первой половине 1940-х было великим моральным испытанием для всех людей, неким экзаменом на внутреннюю прочность, и тогда придётся утверждать, что выдержали этот экзамен далеко не все. Для многих и многих людей совесть действительно оказалась химерой, и многие избавились от этой химеры – не благодаря Гитлеру, заменившему традиционную мораль национал-социалистической идеологией, а силой течения времени, размывшего, разорвавшего связи между людьми и оставившего каждого наедине со своими потребностями, желаниями и стремлениями. В «Горькой жатве» Агнешка Холланд как раз и рассказала одну историю – сугубо личную, но сфокусировавшую в себе общую трагедию этого времени.

Леон и Роза (Элизабет Триссенар)
Леон и Роза (Элизабет Триссенар)

История эта проста, как и её герои. Разбогатевший перед войной польский крестьянин Леон Вольны в 1943 году случайно находит в лесу измождённую женщину, бежавшую из проходившего неподалёку эшелона с евреями. Руководствуясь естественным для человека чувством сострадания, Леон приводит женщину в свой дом и выхаживает её, пытаясь, как может, вылечить её горячку. Женщина, которую зовут Роза, поправляется и остаётся в доме, так как не знает, где ей искать мужа и дочь, а появляться в деревне опасно. Она понимает, что Леон, приютив её, рискует головой, и благодарна своему спасителю. У Леона же, кроме спасения беглой еврейки, проявляются другие желания. Этот физически здоровый и хорошо питающийся пятидесятилетний мужчина, имеющий крепкое хозяйство с наёмными работниками, до сих пор не женат, поскольку якобы боится женщин и не знает, как с ними разговаривать. Ему хочется… понятно, чего, а тут образовалась такая удобная возможность. О нет, этот человек вовсе не маньяк и не злодей, он искренне стремится к добру, но усмирить свою плоть не может. Он убеждает себя, что полюбил свою невольную гостью, и фактически принуждает её к сожительству, а той, конечно, ничего не остаётся, кроме выбора меньшего из двух зол. Леон, как человек простой и искренний, всерьёз собирается жениться на Розе, несмотря на её некатолическое вероисповедание, и даже заставляет её учить евангелия. Роза же принимает происходящее как неизбежную плату за безопасность, но не оставляет мыслей о поиске пропавшего мужа. Эти люди, которых свела случайность, явно не подходят друг другу, но у неё нет лучшего выбора, а его это нисколько не заботит и он просто пользуется возможностью. В конце концов существенное неравенство в положении женщины и мужчины проявляется в том, что у Леона появляется шанс заключить выгодный брак, и он предлагает своей фактической пленнице сменить убежище. Восприняв это как предательство, Роза вскрывает себе вены…

Финал фильма: Леон читает письмо из Америки от еврейки с благодарностью за спасение
Финал фильма: Леон читает письмо из Америки от еврейки с благодарностью за спасение

Показателен финал картины: после войны Леон получает письмо из Америки, и в нём его благодарит за спасение дочь расстрелянного немцами еврея, которая получила от Леона тысячу долларов в счёт долга перед её отцом. Кроме того, она вышла замуж за бывшего мужа Розы, который так и не нашёл свою жену. Таким образом, с формальной, внешней стороны Леон Вольны остаётся героем, спасителем евреев (и даже, наверное, может претендовать на медаль «Праведник народов мира»). Но по сути, он не только не спас Розу, а способствовал её гибели и искалечил судьбу её родных. Да и того еврея, которому он задолжал тысячу долларов, он не спас, хотя имел полную возможность сделать это. Всё это Леон совершил не со зла, не из ненависти к евреям и не потому, что разделял нацистскую идеологию. Просто в нём, потомственном крестьянине, инстинкт собственника оказался сильнее всех прочих побуждений, и именно он определил характер и направление его поступков. Все добрые жесты являлись для Леона второстепенными поступками и совершались лишь тогда, когда ему не нужно было жертвовать чем-то существенным. Так было и в случае, когда Леон не отказался помогать повстанцам, но в последний момент подставил вместо себя благоволившую к нему сестру пастора, в результате чего последняя погибла. Леон Вольны, как и любой собственник, преследующий в первую очередь свои собственные интересы, является некой противоположностью Мефистофелю, который сетовал, что, желая зла, ему вечно приходится творить добро. Напротив, простой собственник искренне желает блага, но фактически творит зло. И маленькое зло, творимое миллионами собственников исключительно из-за своей зацикленности на личных интересах, собирается в прочную основу, на которой вырастает великое зло – такое, как нацизм, геноцид и мировая война. Убеждённых злодеев, в сущности, немного, большинство людей слишком обыкновенны для этого. Но именно обыкновенные люди становятся хотя и маленькими, но настоящими злодеями, когда в ситуации необходимости принесения жертвы продолжают преследовать личные интересы. Кинорежиссёр Агнешка Холланд – одна из немногих, кто обратил на это внимание.

Предлагаю обратить внимание и на другие фильмы, избранные для темы цикла:

Ценимый мною читатель! Если ты хоть что-то почерпнул из моего не слишком простого и, может быть, даже странного текста, если проделанная мной работа хоть в чём-то оказалась тебе полезной, то я на всякий случай напоминаю, что продемонстрировать это лучше всего лайком. Если же, наоборот, мои взгляды и мысли вызвали у тебя резкое отторжение, раздражение и, может быть, даже ненависть, то дизлайк также приветствуется. Поверь, читатель, я сильно тоскую по обратной связи с тобой…