Рассказывает о тотальной коррупции и непотизме при Хазрате Османе, профессор, доктор теологических наук Исрафил Балджы (Prof. Dr. İsrafil Balcı)
Приветствую всех вас с любовью и уважением.
В сегодняшнем материале я расскажу о правлении Хазрата Османа и постараюсь рассмотреть некоторые детали, связанные с его управленческой политикой. В особенности речь пойдёт о личных расходах халифа, о назначении им родственников на ответственные посты и о том, какие критические замечания в его адрес вызывали общественный резонанс.
Если рассмотреть ситуацию в целом, видно, что Хазрат Осман нередко действовал, руководствуясь племенными чувствами, и именно за это — за продвижение своих родственников во власть, иначе говоря, за покровительство родне — он подвергался резкой критике. Его обвиняли в том, что, назначая близких на высокие должности, он открыл путь к становлению династии Омейядов и тем самым заложил основу будущей монархии.
Кроме того, Хазрат Осман щедро одаривал своих родственников средствами из государственной казны, что также стало причиной недовольства со стороны сподвижников. Хотя, становясь халифом, он поклялся следовать Корану и сунне, а также идти по стопам своих предшественников — Хазрата Абубакра и Хазрата Омара, — после прихода к власти он стал вести себя иначе, рисуя совершенно иную картину правления.
Одной из наиболее отличительных черт Хазрата Омара и Хазрата Абубакра было то, что они никогда не назначали своих родственников на государственные должности. Об этом свидетельствуют практически все исторические источники.
Даже находясь на смертном одре, Хазрат Омар завещал: «Если кто-либо из вас станет правителем, остерегайтесь, не допускайте “зиль-курба” — близких родственников — к делам управления».
Тем самым он предостерёг мусульман от вовлечения родственных связей в государственные дела.
Более того, он даже предвидел: «Если останутся Хазрат Али и Хазрат Осман, то один из них станет халифом», — сказал он, поэтому особенно им оставил это наставление.
Однако Хазрат Осман, придя к власти, не последовал этому завету и предпринял шаги, вызвавшие недовольство и тревогу среди людей.
Осман возвратил из ссылки своего дядю Хакема бин Абуль-Аса, в которую его отправил сам пророк (с.а.с)
Одним из поступков, который вызвал наибольшее возмущение среди народа, стал случай с его дядей — Хакемом бин Абу-ль-Асом.
Хакем бин Абу-ль-Ас был одним из тех, кто в Мекканский период активно противостоял Посланнику Аллаха, причинял ему страдания и насмехался над ним. После завоевания Мекки он формально принял Ислам, переехал в Медину, однако своё прежнее недоброжелательное поведение не изменил.
Он подсматривал за домом Пророка, распространял сплетни и даже подражал его походке, выставляя всё это в насмешливом виде. Более того, Хакем передавал язычникам слова, сказанные Пророком в доверии, и распространял их среди народа. Узнав об этом, Посланник Аллаха изгнал его в Таиф.
После смерти Пророка, когда Хазрат Абубакр стал халифом, Осман обратился к нему с просьбой простить дядю и разрешить тому вернуться в Медину. Однако Абубакр отказал, сказав: «Мы не можем сделать того, чего не сделал Посланник Аллаха. Поэтому этого не будет».
Позже Осман с той же просьбой обратился к Хазрату Омару, но и тот отказал, ответив теми же словами.
Тем не менее, когда Хазрат Осман сам стал халифом, одним из первых его решений было вернуть любимого дядю в Медину.
Но на этом он не остановился: Осман не только позволил Хакему вернуться, но и пожаловал ему ежегодный доход в размере 300 000 (трёхсот тысяч) дирхамов с земель клана Куда, которые ранее относились к государственной казне. Иными словами, средства, принадлежавшие всем мусульманам, были переданы в личное пользование человеку, некогда оскорблявшему и высмеивавшему Пророка.
Это решение вызвало серьёзное возмущение в обществе. Некоторые сподвижники открыто осудили Османа за этот поступок.
В ответ на критику Осман пытался оправдаться, говоря: «Я получил разрешение от Посланника Аллаха ещё при его жизни вернуть дядю в Медину. Поэтому я лишь исполнил это обещание».
Однако во времена, когда он обращался с этой просьбой к Абубакру и Омару, он никогда не упоминал о таком разрешении.
Таким образом, его слова были скорее попыткой защититься от критики, чем реальным основанием для оправдания своих действий.
Назначил сына своего дяди Хакема бин Абуль-Аса – Марвана своим помощником и секретарем.
Хазрат Осман не ограничился тем, что пожаловал своему дяде Хакему имущество. Он также назначил сына Хакема — Марвана — своим ближайшим помощником, советником и личным секретарём. Этот Марван впоследствии стал одним из тех людей, кто доставил Осману немало бед и неприятностей.
Марван вырос в Таифе. После того как его привезли в Медину, Хазрат Осман доверил двоюродному брату столь высокую должность — фактически ввёл его в свой ближайший круг управления. Более того, он назначил другого сына своего дяди, Хариса, ответственным за рынок Медины.
Подумайте только!
Люди, которые ещё совсем недавно были язычниками, лишь внешне приняли ислам, а теперь Хазрат Осман вручает им управление важнейшими делами мусульман — контролем над рынком Медины.
Харис, заняв этот пост, стал действовать по племенным, бедуинским обычаям, а не по законам шариата. Он самовольно устанавливал правила: кому где стоять, сколько платить, кого штрафовать.
Когда такие люди, едва приобщившиеся к Исламу, начали распоряжаться делами верующих, это вызвало глубокое возмущение и раздражение среди жителей Медины.
Незаконная передача Хазратом Османом поступавших в казну драгоценных камней Марвану (двоюродному брату) и не только
Однако управление теперь полностью оказалось в их руках. Хазрат Осман не ограничился тем, что назначил Марвана своим секретарём или доверенным лицом — он также поручил ему распоряжаться товарами, прибывавшими из Египта.
Ранее драгоценности и другие ценные предметы, поступавшие в казну, продавались с аукциона, а вырученные средства направлялись в государственную казну. Это имущество считалось общей собственностью всех мусульман.
Но Хазрат Осман поступил иначе, он продал Марвану эти драгоценности лишь формально, для видимости, а затем подарил ему всю выручку от продажи — 200 000 (двести тысяч) дирхамов. На эти деньги Марван приобрёл в Медине обширный участок земли и построил на нём роскошный особняк.
Подумайте сами…
Что могли чувствовать мусульмане, которые с первых лет Ислама терпели лишения и страдания, когда видели, как такие люди, как Хакем бин Абу-ль-Ас — вчерашние враги Пророка, — и их потомки живут теперь в Медине в роскоши и довольстве?
Разве это не подрывало веру в справедливость и равенство, которые провозглашал ислам?
Хазрат Осман на этом не остановился. Он не только подарил Марвану огромные суммы, но и передал ему доходы с земель Федека — участков, которые по закону относились к государственной собственности, а их прибыль поступала в казну.
Во времена Пророка часть доходов с этих земель выделялась его жёнам. При Хазрате Абубакре и Хазрате Омаре эта практика продолжалась: после смерти одной из жён её доля возвращалась в казну, чтобы снова использоваться на нужды общины.
Однако Хазрат Осман изменил этот порядок — все доходы от Федекских земель он передал Марвану. Более того, как будет сказано далее, он сократил выплаты, положенные жёнам Посланника Аллаха, что вызвало протест со стороны Айши. Возмущённая этим поступком, она покинула Медину и отправилась в Мекку.
Подумайте обо всём этом. Почему Хазрата Османа так сильно критиковали?
Традиционные толкования часто сводят всё к тому, что он «слишком любил своих родственников» и потому назначал их на должности. Но если взглянуть глубже, становится ясно: в основе критики лежали не эмоции, а конкретные, серьёзные действия, подрывавшие принципы справедливости и доверия в мусульманском обществе.
Избиение Ибн Масуда людьми Хазрата Османа
Действия Хазрата Османа не ограничивались Марваном. Его щедрые дары и назначения родственников и приближённых становились всё более заметными и вызывали всё больший резонанс.
Так, например, своему родственнику Саиду бин Аласу, которого он назначил на пост наместника Куфы, Осман подарил 100 000 (сто тысяч) дирхамов. Более того, Саид бин Алас, занимая должность правителя, взял из государственной казны крупный заём.
В то время хранителем казны в Куфе был сподвижник Ибн Масуд — один из первых мусульман, лично учившийся у Пророка.
Когда подошёл срок возврата долга, Ибн Масуд потребовал вернуть казённые деньги. Но Саид бин Алас не только отказался платить, но и написал Осману письмо, в котором пожаловался: «Он меня донимает, подрывает мой авторитет. Нужно заставить его замолчать».
Ибн Масуд же, не боясь, открыто говорил народу: «Ваш наместник расходует ваше имущество и не возвращает долги».
Эти слова быстро распространились среди жителей, и Осман отправил распоряжение в духе: «Не оказывай давление на наместника».
Ибн Масуд не согласился с таким беззаконием, оставил свой пост и отправился в Медину.
Однако, когда он прибыл туда, случилось страшное. Войдя в мечеть, он столкнулся с людьми Османа, которые, увидев его, набросились на него и жестоко избили. Избивали так, что, по переданным риваятам, у него сломались два ребра, а сам он потерял сознание.
При этом, они издевались над ним, говоря с насмешкой: «Посмотрите-ка на это насекомое! Кого ты осмелился критиковать? Нашего наместника? Да кто ты вообще такой?»
Это избиение Ибн Масуда стало не просто физическим насилием, а символическим переломным моментом. Того самого сподвижника, который одним из первых принял Ислам, знал Коран наизусть и был известен праведностью, публично унизили и избили — это потрясло весь народ.
Более того, Хазрат Осман приказал прекратить выплаты жалования, которое Ибн Масуд получал ещё со времён Хазрата Омара, и тот два года оставался без средств к существованию.
Позже, когда Ибн Масуд тяжело заболел, Осман пришёл его навестить и сказал: «Помолись за нас».
На что Ибн Масуд ответил: «Моя молитва — чтобы Господь взыскал с тебя мой долг».
Перед смертью он оставил завещание: «Когда я умру, пусть Осман не приходит на мои похороны».
И действительно, когда Ибн Масуд скончался, Аммар бин Ясир поспешно похоронил его, не уведомив Османа и не позволив ему присутствовать на похоронах.
О выделении Хазаратом Османом своему зятю, крупной суммы денег из казны.
Другой показательный случай связан с назначенным Османом наместником Басры — Абдуллой бин Амиром.
В одном из своих писем Осман приказал ему выдать из казны города Басры 600 000 (шестьсот тысяч) дирхамов своему родственнику и одновременно зятю — Абдулле бин Халиду.
Таким образом, Хазрат Осман неоднократно брал крупные суммы из государственной казны, передавая их своим родственникам под видом займов или подарков, формально оформленных как «долговые обязательства».
На деле же всё это представляло собой систематическое перераспределение общественных средств в пользу своего ближайшего окружения.
Эти случаи были зафиксированы и переданы историками, а в некоторых преданиях даже упоминаются ещё более астрономические суммы, чем те, что дошли до нас.
При этом следует отметить, что часть подобных сообщений могла быть преувеличена — особенно источниками, настроенными против Омейядов, — однако сам факт многочисленных пожертвований из казны родственникам Османа признаётся всеми историками.
О том, как Хазрат Осман взял из казны деньги, как бы в долг и НЕ вернул. Его публичное обличение – Абдуллахом бин Аркамом
В то время казначеем Медины был Абдуллах бин Аркам — сын того самого Эркама бин Абу-ль-Аркама, в доме которого когда-то, ещё в Мекке, проживал Пророк (мир ему и благословение).
Абдуллах бин Аркам занимал должность хранителя казны ещё со времён Хазрата Омара. Хазрат Осман также взял у него деньги взаймы, но, когда пришло время вернуть долг, Осман отказался это сделать.
Когда Абдуллах бин Аркам потребовал возврата, Осман ответил ему с раздражением: «Кто ты такой, чтобы требовать у меня долг? Ты ведь мой подчинённый!»
После этих слов Аркам не выдержал, бросил ключи от казны к ногам Османа и сказал: «Я думал, что служу мусульманам, но оказывается, я казначей Омейядов. Мне это больше не нужно», — и покинул свой пост.
Этот поступок стал переломным моментом в политической жизни того времени. Впервые государственный чиновник открыто обвинил халифа в использовании общественных средств для личных целей.
После этого Осман назначил на освободившееся место Зайда бин Сабита. Зайд принадлежал к числу тех, кого в народе называли «облагодетельствованными людьми Османа» — то есть получавшими от него щедрые дары и преимущества.
Характерно, что когда Осман оказался в осаде, Зайд бин Сабит был одним из немногих, кто пытался его защитить. Однако народ встретил его с презрением: «Осман наполнил твой желудок, вот ты и защищай его. А нам он ничего не дал!»
В первые годы своего правления Осман раздавал деньги под видом «займов» своим родственникам и сторонникам, и это не вызывало особого внимания. Но после отставки Абдуллаха бин Аркама масштабы проблемы стали очевидными: долги не возвращались, а казённые средства безвозвратно распределялись между приближёнными.
Такое положение вызвало растущее недовольство среди народа. Из-за обилия пожертвований и растрат доходы казны стали снижаться, что привело к сокращению выплат, включая те, что выделялись жёнам Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
Эти меры экономии ещё больше усилили возмущение. Люди всё громче говорили, что Бейтульмаль — общая казна мусульман — превратился в личное достояние нескольких человек.
Когда Османа упрекали в этом, он отвечал: «У меня тоже есть право на Бейтульмал. Я могу распоряжаться им, как сочту нужным».
Эти слова свидетельствовали о том, что халиф начал воспринимать государственную казну как личную собственность.
Такой подход вызвал открытое возражение со стороны Хазрата Али, который сказал: «Бейтульмал — это общее достояние всей уммы. Никто не имеет права тратить его по собственному усмотрению».
Однако, несмотря на это предупреждение, Хазрат Осман не изменил своего отношения и продолжал прежнюю политику.
Избиение Аммара ибн Ясира, сторонниками и родственниками Халифа Османа.
Раздача драгоценностей и ценных предметов из казны родственникам перешла все границы терпения. Наиболее решительный протест против этого проявил Аммар бин Ясир.
Аммар открыто обвинил халифа в несправедливости и злоупотреблении властью. За это люди Османа схватили его и избили до потери сознания.
В преданиях говорится, что били его так жестоко, что у него сломались рёбра, и он, простите, потерял способность удерживать мочу.
После этого над ним издевались, насмехаясь и называя: «Старикашка, который даже свою мочу держать не может!»
Это происшествие вызвало огромный общественный резонанс.
Люди были потрясены тем, что халиф, которого считали хранителем справедливости, позволил своим сторонникам так унизить одного из первых и уважаемых сподвижников Пророка.
Халиф Осман урезал положенные выплаты женам пророка (с.а.с), вследствие обнищания казны, в которой он был сам виноват.
Щедрые дары, которыми Осман осыпал своих сторонников и родственников, привели к заметному сокращению доходов казны. Когда поступления уменьшились, Осман был вынужден урезать денежные выплаты.
Среди тех, кого затронули эти сокращения, оказались и жёны Посланника Аллаха. Уменьшение их долей вызвало сильное возмущение.
Хазрат Айша открыто выразила недовольство тем, что Осман сократил её долю. По некоторым источникам, она показала рубашку Пророка и сказала: «Запах Посланника Аллаха всё ещё на этой одежде, а его сунна уже забыта!» — тем самым публично обвинив Османа в отходе от традиций Пророка.
В некоторых ранних источниках встречается ещё более резкая версия: будто Айша, возмущённая поступками Османа, сказала: «Убейте этого старика — на'саля!» — где слово на'саль употреблено в значении «дряхлый, лишившийся разума старик».
Эти слова передаются в разных хрониках, но их достоверность вызывает споры среди учёных.
В конечном итоге Айша, воспользовавшись приближением сезона хаджа, покинула Медину и отправилась в Мекку.
Однако после убийства Османа ситуация приняла неожиданный оборот: та же Айша выступила в его защиту. По преданию, весть об убийстве Османа в Мекку принёс Абдуллах бин Умму Килаб.
Услышав это, Айша начала произносить речи в защиту Османа, призывая мусульман оплакивать его смерть.
Тогда Абдуллах сказал ей: «Когда ты была в Медине, ты сама говорила “убейте этого выжившего с ума старика”, и вот твоё желание исполнилось. Почему же теперь ты защищаешь его?»
Этот эпизод — один из самых спорных и драматичных фрагментов ранних исламских хроник, свидетельствующий о глубоком политическом и моральном разладе в общине в конце правления Хазрата Османа.
О возможной причине поступков Халифа Османа
Так почему же Хазрат Осман ощущал столь сильную необходимость защищать и возвышать своих родственников? Ведь он мог бы поступать, как Хазрат Абубакр или Хазрат Омар. Почему он выбрал иной путь?
За этим стояла довольно очевидная причина.
Род Хазрата Османа — Бану Умайя (Омейяды) — во время завоевания Мекки был вынужден подчиниться. Из многочисленного клана Бану Умайя лишь немногие — такие как сам Осман и Халид бин Саид — приняли ислам ещё в ранний период. Остальные же оставались язычниками до самого покорения Мекки.
Когда Пророк (мир ему и благословение) вошёл в Мекку как победитель, он не применил к ним законы войны и не взял их в плен, а напротив, простил. Он сказал: «Вы — тулека, то есть освобождённые».
Это слово происходит от корня талак — «освобождать, отпускать». Оно означало, что им даровано прощение и свобода.
Однако среди мусульман это слово постепенно стало приобретать пренебрежительный оттенок: тех, кто когда-то воевал против Пророка, стали называть тулека в уничижительном смысле.
Таким образом, Бану Умайя ощущали клеймо «прощённых», считаясь в глазах общества менее достойными.
Хазрат Осман, сам происходивший из этого рода, стремился смыть этот позор и восстановить честь своей семьи. Он хотел показать, что Бану Умайя достойны уважения и руководящих постов.
Следовательно, его мотивация исходила не столько из религиозных побуждений, сколько из племенной солидарности (асабиййа) — чувства родовой принадлежности и гордости.
По этой причине он приглашал родственников в Медину, давал им должности, назначал на высокие посты, стараясь укрепить их положение в обществе. Однако эти действия вызывали новые волны недовольства.
Чем больше его критиковали, тем сильнее Осман полагался на поддержку своей родни. Чем больше они его защищали, тем зависимее он становился от них.
А чем больше зависел — тем больше ошибок совершал. Так Хазрат Осман попал в замкнутый круг, из которого уже не мог выбраться.
Омейяды (Бану Умайя) — люди, не обладавшие глубокими религиозными знаниями и воспитанные на бедуинских традициях, — начали занимать руководящие посты. Это привело к возрождению старых племенных инстинктов в обществе и усилило внутренние противоречия.
Когда Османа упрекали в этом, он стал оправдываться, ссылаясь на Коран: «В Коране сказано помогать зиль-курба — близким родственникам. Я лишь исполняю это повеление и совершаю “сыла-и рахим” — поддерживаю родственные связи».
Однако здесь была допущена ошибка в толковании.
Коран действительно призывает помогать родственникам, но из личных средств, а не за счёт общественного достояния — не из имущества уммы.
Хазрат Осман же истолковал этот аят в свою пользу, заявив: «Я не поступаю несправедливо. Посланник Аллаха тоже помогал своим родственникам».
Таким образом, он использовал религиозный аргумент, чтобы оправдать поступки, продиктованные не благочестием, а племенной привязанностью.
Халиф Осман на все должности назначал только своих родственников
Одним из важнейших пунктов критики в адрес Хазрата Османа было то, что он назначал на высшие государственные должности исключительно своих родственников. Некоторые примеры этого особенно показательные:
- Он снял завоевателя Египта Амра бин Аса и назначил на его место своего молочного брата Абдуллу бин Саада бин Аби Сарха;
- В Куфе он сместил Сада бин Аби Ваккаса и поставил вместо него своего сводного брата по матери — Валида бин Укбу. Этот Валид был сыном Укбы бин Абу Муайта — одного из самых ожесточённых врагов Ислама.
Валид бин Укба вырос в духе доисламской (Джахилийской) культуры. Однажды он, перебрав с вином, утром во время намаза вместо чтения аятов Корана начал петь песни из питейных домов. Когда это стало известно, в народе поднялось возмущение. Даже сам Осман не смог его защитить и был вынужден отстранить его от должности.
Однако на его место он вновь поставил своего родственника — Саида бин Аласа.
Такое цепное назначение одних и тех же родственных лиц всё больше разжигало народное негодование.
Деятельность Османа не ограничивалась только Куфой и Египтом. Та же политика проявлялась и в Басре, Шаме (Сирии) и Медине. Таким образом, критерий родства и близости окончательно вытеснил принцип заслуг и компетентности.
В то время одним из наиболее решительных критиков Османа был Хазрат Али.
Также члены шуры (совета) резко возражали против его действий. Среди них был Абдуррахман бин Ауф, который сказал Осману: «Разве ради этого мы привели тебя к власти?»
Эта фраза ясно показывает, насколько глубоким стало внутреннее недовольство даже в ближайших кругах.
Тем временем такие сподвижники, как Аммар бин Ясир и Ибн Масуд, подвергались давлению, избиениям и притеснению.
То, что людей, принадлежавших к числу первых мусульман, унижали и наказывали, нанесло глубокую рану в совести общества.
Среди жителей Медины распространилось убеждение: «Теперь халиф защищает только Омейядов».
Эти слова стали выражением народного разочарования и подорвали доверие к власти Османа, усилив раскол внутри мусульманской общины.
Ссылка Абу Зарра аль-Гифари, обличавшего коррупцию Халифа Османа
Одним из самых заметных и уважаемых людей того периода был Абу Зарр аль-Гифари. Во времена Хазрата Омара он участвовал в завоеваниях Шама (Сирии), затем совершил хадж и вернулся в Медину.
Однако, увидев действия Хазрата Османа, Абу Зарр открыто стал его критиковать. Он обратился к халифу с резкими словами: «Ты оказываешь покровительство тулека — “освобождённым”, помогаешь им накапливать богатства. Ты поступаешь вопреки аяту о кензе (о запрете сребролюбия и накопления богатства). Будь осторжен — ведь тебя может постигнуть наказание!»
Эти слова превысили предел терпения Османа. В итоге, Абу Зарра вновь отправили в Шам. Там он стал свидетелем того, как Муавия — наместник Шама — построил себе великолепный дворец.
Увидев это, Абу Зарр произнёс ставшую легендарной фразу: «Если ты построил этот дворец на средства мусульман — это харам (запрещено); а если на свои личные деньги — это расточительство».
Эти слова вошли в историю как символ прямоты и бесстрашия. Муавия, раздражённый его упрёками, сообщил об этом Осману.
Тогда Осман вновь вызвал Абу Зарра в Медину, но, когда тот продолжил открыто критиковать несправедливость и расточительство, его сослали в пустыню — в место под названием Ребеза.
Там Абу Зарр был оставлен в одиночестве и вскоре умер — в изгнании, вдали от людей, в крайней бедности.
Подумайте только!
Один из первых мусульман, известный своей аскетичностью, праведностью и честностью, оказался сослан и забыт в далеком краю.
Эти события ясно показывают, насколько изменилось управление в эпоху Османа.
Вместо принципов справедливости и скромности, характерных для времён Пророка, власть всё больше основывалась на племенной солидарности, личных связях и материальной выгоде.
В окружении Османа уже не было тех, кто когда-то страдал ради Ислама — его окружали Омейяды (Бану Умайя), люди, ещё недавно бывшие язычниками, а теперь жившие в роскоши и богатстве.
Из-за этого в обществе росло недовольство и напряжение.
В Медине усиливались протесты, и Бейтульмаль — общая казна мусульман — превратился, по сути, в личный фонд династии Омейядов. Чувство справедливости и доверия было серьёзно подорвано.
Терпение людей иссякло, и в итоге дом Османа был окружён. Даже многие из числа ансаров и мухаджиров отказались вмешиваться. Когда народ увидел, что Зайд бин Сабит пытается защитить халифа, ему сказали: «Осман набил тебе живот — теперь сам его и защищай».
С этого момента события пошли к трагическому завершению. Хазрат Осман был убит у себя дома во время чтения Корана. Так он вошёл в историю — как благочестивый, но противоречивый правитель, чьё правление стало одной из самых тяжёлых страниц ранней Исламской истории.
Заключение
Период правления Хазрата Османа — один из переломных моментов в истории Ислама.
С одной стороны, он был халифом, служившим делу Корана, внёсшим огромный вклад в распространение ислама и укрепление мусульманского государства.
С другой стороны, его стиль управления, склонность к родственному фаворитизму и произвольные расходы стали причиной жёсткой критики и общественного недовольства.
События того времени нельзя рассматривать лишь, как ошибки одного человека. Они отражали новую социально-экономическую реальность — процесс стремительного обогащения и изменения восприятия власти в мусульманском обществе.
Ведь Исламская умма больше не была небольшой общиной верующих; она превратилась в великую державу, объединяющую разные народы и культуры. А вместе с этим возникли вопросы справедливости, распределения богатства и власти.
Хазрат Осман, движимый чувством родственной привязанности, считал свои действия проявлением «сыла-и рахим» — поддержания родственных связей.
Однако подобная позиция подорвала принципы справедливости и равенства, лежавшие в основе раннего исламского правления.
В результате, он утратил поддержку народа и многих сподвижников, а его эпоха открыла путь первому крупному внутреннему кризису в Исламской истории — Фитне.
Итак, дорогие друзья…
В этом повествовании я постарался осветить основные критические точки управления Хазрата Османа, показать социально-политические условия того времени и глубинные причины нарастающего недовольства.
Разумеется, всё это — лишь часть большой и сложной темы. Остались ещё многие важные детали, но, чтобы не затягивать рассказ, я не стал останавливаться на всех. Возможно, позже, если представится возможность, я продолжу эту тему в отдельной лекции. Благодарю вас за внимание.
Пусть следующая встреча принесёт новые размышления и понимание. Берегите себя. Всего вам доброго.
P.S. Данная статья является переводом, этой краткой лекции от профессора Исрафила Балджы, размещенной на его YouTube канале.
Дополнительно от автора блога:
Важно, прошу вас прочесть нижеуказанные статьи, связанные с данной темой, и на которые я ссылался в статье:
ВАЖНО!!!
Исрафил Балджы, передает, что Хазрат Осман подарил своему дяде Хакему бин Абу-ль-Асу — ежегодный доход в виде 300 000 дирхамов. Конечно же он ссылается на источники, эти сведения я не слышал.
Однако, мы точно знаем, что Хазрат Осман подарил своему дяде одноразово и безвозмездно из государственной казны – 100 000 (сто тысяч) дирхамов! Данное проходит и в Исламской энциклопедии, сведения надежные.
Чтобы вы понимали о каких суммах идет речь, приведем краткий расчет:
В то время, 10 (десять) дирхамов = 1 (одному) мискалю.
Мискаль – был равен золотой монете Римской Империи. Обладатель 20 мискалей Золота, считался богатым и был обязан платить закят!
Нисаб закята, тогда рассчитывался так:
5 верблюдов = 30 коров = 40 овец = 200 дирхемов = 20 мискалей золота
На 20 мискалей золота можно было купить 30 коров или 40 овец.
100 000 дирхамов (серебра) / 10 мискалей (золота) = 10 000 мискалей в золоте.
10 000 мискалей золота / 20 мискалей мискалей золота = 500 нисабов по золоту
500 нисабов по золоту X 30 коров = 15 000 (пятнадцать тысяч) коров.
15 000 коров X 1 000 USD (средняя стоимость коровы, хотя они даже дороже) = 15 000 000 (пятнадцать миллионов) USD.
То есть, Хазрат Осман подарил своему родному дяде из казны, сумму эквивалентную как минимум 15 миллионам долларов в наши дни.
Понравилась статья?
Сделайте репост в Твиттере, поделитесь с друзьями и родственниками в Whatsapp, Телеграмм и Инстаграм.
Самоличное творение добра, и затем побуждение к хорошему; самоличное препятствование всему плохому и затем побуждение других к такому же – является фарзом для каждого мусульманина!
Возможно, вам понравятся следующие статьи:
Три самые важные статьи, которые иншАллах спасут ваш Ахират:
Важные статьи, на тему верного понимания Корана:
Статьи, касающиеся женщин и мужчин:
Не забывайте подписываться на канал!
Ваша подписка, будет вкладом на распространение настоящего Ислама, и вкладом на очищение Ислама от искажений и фальсификаций!
Благодаря вашим подпискам, Дзен будет рекомендовать статьи большему числу людей, соответственно, это будет и вашим вкладом в общее дело.
Напоминаю всем, канал НЕ преследует цели монетизации или извлечения какой-либо выгоды. Монетизация никогда НЕ будет подключена.
Если, вы видите какую-либо рекламу, то она НЕ имеет отношения к каналу, это вставки самого Дзена. Платформа Дзен – бесплатно позволяет вести блог, однако, они вставляют свою рекламу. К блогу, такая реклама НЕ имеет никакого отношения, я НЕ получаю ничего.
Прося подписаться на канал, я лишь хочу, чтобы Дзен рекомендовал канал как можно больше, чтобы еще больше людей могли познакомиться с настоящим Исламом!