Найти в Дзене

ДВОРЦОВАЯ ИСТОРИЯ АЛЕКСАНДРА 1

От автора Однажды на моём канале стали появляться истории о дворцах Петербурга и пригородов, построенных для императоров. Шаг за шагом, переходя от императора к императору, от эпохи к эпохе, я остановилась на рубеже 18-19 столетий. Последний дворец, возведённый по воле императора Павла, императорским так и не стал. С ним завершилась история строительства «именных» императорских резиденций. Однако история императорского двора продолжалась ещё более ста лет. И хотя в 19 веке практически закончилась практика строительства индивидуальных дворцов, у каждого императора продолжили складываться свои «дворцовые истории». Какие дворцы остались императорскими, кто где жил, как менялся облик монарших резиденций, какие дворцы создавались по воле императоров для членов императорской семьи? Продолжая начатую рубрику, я решила попробовать со всем этим разобраться. Историю монарших дворцов в Петербурге начал основатель города, император Пётр 1 (1672-1725), построив на берегу Невы два дворца – Зимний и
Оглавление
Фигура Ангела на Александровской колонне /фото из личного архива, 2017/
Фигура Ангела на Александровской колонне /фото из личного архива, 2017/

От автора

Однажды на моём канале стали появляться истории о дворцах Петербурга и пригородов, построенных для императоров. Шаг за шагом, переходя от императора к императору, от эпохи к эпохе, я остановилась на рубеже 18-19 столетий. Последний дворец, возведённый по воле императора Павла, императорским так и не стал. С ним завершилась история строительства «именных» императорских резиденций.

Однако история императорского двора продолжалась ещё более ста лет. И хотя в 19 веке практически закончилась практика строительства индивидуальных дворцов, у каждого императора продолжили складываться свои «дворцовые истории». Какие дворцы остались императорскими, кто где жил, как менялся облик монарших резиденций, какие дворцы создавались по воле императоров для членов императорской семьи? Продолжая начатую рубрику, я решила попробовать со всем этим разобраться.

От именных дворцов к официальным резиденциям

Историю монарших дворцов в Петербурге начал основатель города, император Пётр 1 (1672-1725), построив на берегу Невы два дворца – Зимний и Летний, а на южном берегу Финского залива – парадную морскую резиденцию Петергоф. Он же ввёл практику строительства дворцов для членов своей семьи, а также небольших собственных дворцов, которые строили в местах временного пребывания императора и рядом со стратегическими объектами. Эти дворцы называли «запасными».

Сменявшие друг друга императоры наследовали только те дворцы и резиденции, которые принадлежали предшественнику на престоле в качестве официальных резиденций. И эта практика сохранялась до последних дней существования империи. Однако по традиции в 18 веке новые монархи продолжали строить собственные дворцы. Эту практику начала менять Екатерина 2 (1729-1796). Дворцы которые возводила эта императрица, расширяли уже имеющуюся императорскую «жилплощадь». Зато Екатерина возродила традицию возведения дворцов для членов императорской семьи, утраченную в предыдущие десятилетия просто потому, что у её предшественниц на троне фактически не было прямых наследников.

Екатерина 2 обеспечила дворцами не только единственного сына Павла (1754-1801), но и задумалась о дворцах для его сыновей. Император Павел, сменивший на престоле мать, попытался вернуться к традиции «именных» императорских дворцов и построил собственную резиденцию – Михайловский замок. Но последовавшие в нём трагические события, связанные с убийством Павла, окончательно закрыли этот вопрос. С этого момента дворцы, находящиеся в распоряжении императорской семьи, можно разделить на официальные императорские резиденции, которые могли передаваться только от императора к императору, и собственные дворцы, которые наследовались, как правило, по завещанию, или по наследственному праву.

В итоге к началу 19 столетия официальными резиденциями российских монархов оставались Зимний дворец в Петербурге, и две летние резиденции – Царское Село и Петергоф. После смерти Павла их владельцем стал император Александр 1 (1777-1825).

ДВОРЦОВАЯ ИСТОРИЯ АЛЕКСАНДРА 1

В Зимнем дворце

Мало что изменилось в дворцовой жизни императора Александра 1, вступившего на престол после трагической гибели отца. Во времена царствования Павла он проживал в покоях Зимнего дворца, отведённых для него ещё при жизни Екатерины 2. Они располагались вдоль фасада, обращённого к Адмиралтейству. В них новый император и оставался проживать вместе со своей супругой Елизаветой Алексеевной (1779-1826) на протяжении всего правления. И с тех пор эта часть Зимнего дворца оставалась «императорской». В ней проживали все последующие монархи Российской империи.

Фасад Зимнего дворца, обращённый к Адмиралтейству, где располагались покои Александра 1 и всех последующих императоров /фото из личного архива, 2023/
Фасад Зимнего дворца, обращённый к Адмиралтейству, где располагались покои Александра 1 и всех последующих императоров /фото из личного архива, 2023/

Во дворце также сохранялись покои матери Александра 1, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны (1759-1828), окнами обращённые к Дворцовой площади. Поскольку две дочери Александра умерли в младенчестве, о детях ему заботиться не пришлось, а потому Зимний дворец перестраивать надобности не было.

Однако после победоносного завершения Отечественной войны 1812 года Александр 1 в Зимнем дворце задумал увековечить память о её героях. В 1819 году по его указу начались работы по созданию Военной мемориальной галереи. Под её размещение были отведены несколько залов, расположенных в восточной части дворца, где прежде поочерёдно размещались покои сменявших друг друга императоров Петра 3 (1728-1762), Екатерины 2 и Павла. Каждый, кто направлялся в Большой тронный зал, созданный при Екатерине 2, должен был пройти через галерею и отдать дань памяти русским героям.

Военная галлерея, созданная в Зимнем дворце по инициативе Александра 1 в Зимнем дворце, худ. Г. Г. Чернецов  /фото с сайта Википедия/
Военная галлерея, созданная в Зимнем дворце по инициативе Александра 1 в Зимнем дворце, худ. Г. Г. Чернецов /фото с сайта Википедия/

Над проектом интерьеров работал Карл Иванович Росси (1775-1849). Для написания портретов участников войны в Россию был приглашён английский живописец Джордж Доу (1781-1729). Он привлёк внимание российского императора поразительным портретным сходством его работ и удивительной скоростью их создания. Над списком военных офицеров, отличившихся в Отечественной войне, работал Главный штаб (военное ведомство). В итоге было принято решение разместить в Зимнем дворце портреты только тех, кто принимал участие в боевых действиях в генеральском чине, либо получил его по итогам войны после её окончания. Список из 332 человек был лично утверждён императором. В помощь Доу направлены русские художники А.В. Поляков (1801-1835) и В. А. Голике (1790-1848). Работы по созданию галереи растянулись на несколько лет и завершились после смерти Александра 1. Открывал Военную галерею уже следующий император.

Портрет Александра 1 в Военной галерее, худ. Ф Крюгер, 1837 /фото с сайта Википедия/
Портрет Александра 1 в Военной галерее, худ. Ф Крюгер, 1837 /фото с сайта Википедия/

Но главные изменения в правление Александра 1 произошли перед Зимним дворцом. Ему мы обязаны появлением ансамбля Дворцовой площади (арх. К. Росси), которая была обустроена по инициативе императора после победы в войне с Наполеоном. Завершением ансамбля стала Александровская колонна (1834, арх. О. Монферран), установленная уже после смерти Александра 1, навсегда увековечившая память о нём. На вершине колонны из красного гранита – фигура Ангела (скул. Б. Орловский) с чертами императора победителя. Ангел, попирающий крестом змею, символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над Наполеоном.

 Панорама Дворцовой площади /фото с сайта https://adresaspb.com /
Панорама Дворцовой площади /фото с сайта https://adresaspb.com /

В Царском Селе

Летняя императорская резиденция располагалась в Царском Селе. Здесь также, как и в Зимнем дворце, Александру 1 ничего не понадобилось менять с его вступлением на престол. И хотя рядом со старым Царскосельским (Екатерининским) дворцом (1743-1756, арх. Ф-Б Растрелли) находился его собственный Александровский дворец (1792-1796, арх. Дж. Кваренги), ставший подарком от бабушки Екатерины к его свадьбе, Александр в нём никогда не жил. Он с самого детства проживал под боком у бабушки Екатерины, забравшей внука у родителей для воспитания в духе наследника престола. Окончание строительства Александровского дворца совпало со смертью Екатерины 2. Но поскольку Павел во время своего царствования в Царское Село не переехал, предпочитая собственную загородную резиденцию в Гатчине, Царское село оставалось в полном распоряжении цесаревича Александра Павловича. И в новый дворец необходимости переезжать не было. С восшествием Александра на престол в Царском Селе практически ничего не изменилось.

Екатерининский дворец в Царском селе /фото из личного архива, 2019/
Екатерининский дворец в Царском селе /фото из личного архива, 2019/

Покои Александра 1 располагались во дворце к северу от Янтарной комнаты (по ходу движения к дворцовой церкви). Как и его бабушка, император очень любил работать в Царском Селе. Он говорил, что здесь, в своём рабочем кабинете, успевает за день сделать больше, чем за неделю в Петербурге. Комнаты Александра 1 последующими императорами сохранялись во дворце как мемориальные. Уничтоженный в годы Великой Отечественной войны, Екатерининский дворец восстанавливать начали только во второй половине 20 века. Помещения, в которых находились покои Александра 1, частично были перестроены, когда их отдали военному училищу. Позже в процессе реставрации воссоздали лишь часть этих интерьеров: Китайскую гостиную, Малую белую столовую и Парадный кабинет Александра 1.

Но если в дворцовых интерьерах Царского Села новый император практически ничего не изменил, облик самого Екатерининского дворца преобразился после того, как Александр 1 в 1810 году издал указ о создании Царскосельского императорского лицея (1811, арх. В. Стасов). Это решение было вызвано заботой о младших братьях, Николае (1796-1855) и Михаиле (1798-1849), в малолетнем возрасте оставшихся без отца. Под лицей перестроили дворцовый флигель, появившийся ещё при Екатерине 2 для её внучек, дочерей Павла. Однако Мария Фёдоровна предпочла домашнее обучение младших сыновей, а основанное её сыном учебное заведение стало принимать на обучение дворянских детей. И первый же выпуск оказался звёздным. Из стен императорского лицея вышли известные деятели русской культуры, но главной звездой его стал великий Пушкин.

Царскосельский императорский лицей (справа) при Екатерининском дворце (слева), худ. В. Алексеев, 1985 /фото с сайта https://informpskov.ru  /
Царскосельский императорский лицей (справа) при Екатерининском дворце (слева), худ. В. Алексеев, 1985 /фото с сайта https://informpskov.ru /

Лицей оставался при императорском дворце до 1843 года, а потом был переведён в Петербург на Каменноостровский проспект. В честь своего основателя он был переименован в Александровский лицей. Но здание Царскосельского императорского лицея навсегда осталось неотъемлемой частью императорского Екатерининского дворца.

В Петергофе

Петергоф никогда не был местом проживания монархов, оставаясь парадной резиденцией. Сюда возили гостей демонстрировать величие и славу империи. Каждый монарх своим долгом считал поддержание этой традиции и преумножение великолепия Петергофа. Александр 1 не инициировал здесь масштабных работ. При нём продолжались начатые ещё при его отце проекты: возводились Воронихинские колоннады (1801-1803, арх. А.Н. Воронихин), создавался новый Львиный каскад (1799-1801, арх. А.Н. Воронихин) и др.

Зато Александр возродил в Петергофе традицию масштабных петергофских праздников. Прежде здесь торжественно отмечались петровские именины (Петра 1 и Петра 3), а в 1802 году Александр 1 распорядился ежегодно 22 июля в день именин матушки Марии Фёдоровны устраивать масштабные петергофские праздники с иллюминацией, маскарадом и праздничным застольем. Очень скоро петергофские гулянья по поводу именин членов императорской семьи стали необычайно популярными и продолжались до конца 19 столетия.

Во время пребывания в Петергофе Александр 1 останавливался там же, где его предшественницы, императрицы Елизавета Петровна и Екатерина 2, в Екатерининском корпусе Монплезирского ансамбля, где для него был устроен рабочий кабинет, воссозданный после Великой Отечественной войны.

Таким образом, для проживания и исполнения императорских обязанностей Александру 1 вполне хватило официальных императорских резиденций. Но ему, как императору, перешли и другие дворцы, которые, скорее, стали нагрузкой к основным и в, какой-то мере, проблемой. С ними надо было разбираться или, хотя бы, определить их место в жизни императорского двора. Вот им и уделял внимание Александр 1 во время своего царствования.

В Ораниенбауме

Любимые резиденции Павла, Павловск и Гатчина, после смерти отца императору Александру 1 не достались. Они перешли во владение его матери: Павловск Павел подарил жене ещё до вступления на престол, а Гатчину оставил по завещанию. А вот унаследованную им летнюю матушкину усадьбу Ораниенбаум Павел вниманием не жаловал, за время своего царствования побывал там однажды, заехав по пути во время деловой поездки к форту Красная Горка. В одноимённый город, разросшийся вокруг усадьбы, Павел для порядка ввёл военный гарнизон. И после смерти отца Ораниенбаум перешёл во владение Александра 1. Усадьба бабушки внуку Екатерины 2 пришлась по душе, и он нередко бывал здесь, любил в одиночестве прогуливаться по парку и любоваться морскими пейзажами. При нём современный облик приобрёл павильон Каменное зало, а в пейзажной части парка появилась Английская аллея.

Каменное зало, Ораниенбаум /фот из личного архива, 2018/
Каменное зало, Ораниенбаум /фот из личного архива, 2018/

В годы наполеоновских войн Александр отдал парковые постройки своей усадьбы под размещения раненых, которым не хватало мест в госпиталях Кронштадта и Ораниенбаума. А после Отечественной войны 1812 года император пригласил в город Ораниенбаум (ныне – Ломоносов) архитектора Василия Стасова (1769-1848), поручив ему создать первый генеральный план застройки города. С именем Александра 1 связано сохранившееся здание Дома городских учреждений и Городские въездные ворота, построенные по инициативе императора.

Городские ворота в Ораниенбауме (Ломоносов) /фото из личного архива, 2020 /
Городские ворота в Ораниенбауме (Ломоносов) /фото из личного архива, 2020 /

Каменный остров

От отца Александру достался Каменноостровский дворец, который Павел не любил. Усадьбу на Каменном острове Екатерина 2 в своё время приобрела по случаю и в 1765 году презентовала своему 11-летнему сыну. Строительство нового усадебного дворца в классическом стиле началось в 1775 году – в тот год, когда Павел женился во второй раз. Автор проекта Каменноостровского дворца неизвестен, работами руководили известные архитекторы екатерининской эпохи – сначала Юрий Фельтен (1730-1801), а после наводнения 1777 года Джакомо Кваренги (1744-1817). Ещё не завершились отделочные работы, а Екатерина в 1780 году устроила в оранжерее дворца грандиозный бал в честь себя. Может, потому Павел и не жаловал этот дворец? А может, к окончанию его строительства в 1782 году, был слишком увлечён строительством своей загородной усадьбы Павловск? По крайней мере, сведений о его пребывании в Каменноостровском дворце не нашлось.

Каменноостровский дворец /фото с сайта Википедия Авторство: Екатерина Борисова. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=43127603 /
Каменноостровский дворец /фото с сайта Википедия Авторство: Екатерина Борисова. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=43127603 /

После смерти Екатерины 2 Павел решил предоставить свою Каменноостровскую резиденцию для прибывшего в Петербург свергнутого польского короля Станислава Августа Понятовского (1732-1798). С этой целью в 1797 году он отправил своего архитектора Винченцо Бренна (1747-1820) подготовить интерьеры Каменноостровского дворца для нового постояльца, но бывший король неожиданно умер, и дворец снова остался необитаемым.

Получив его в качестве отцовского наследства, Александр решил использовать дворец для государственных целей. С первых дней его царствования им был создан Негласный комитет, состоящий из единомышленников государя, на поддержку и помощь которых он рассчитывал в начале преобразований государственного аппарата. Первое заседание Негласного комитета прошло на Каменном острове уже летом 1801 года.

Александр снова затеял перестройку дворца и перепланировку усадебного парка. В это время на Каменном острове работали архитекторы Луиджи Руска (1762-1822), Василий Стасов (1769-1848), Жан-Франсуа Тома де Томон (1760-1813). Был надстроен третий этаж, где находился рабочий кабинет императора. Но уже в 1802 году Негласный комитет был упразднён. Однако Каменноостровский дворец оставался любимым дворцом Александра 1, который он использовал в качестве делового центра.

Аничков дворец

А ещё Александру 1 пришлось вмешаться в судьбу дворцов бабушкиных фаворитов. В личных целях они императору были не нужны, но всё же когда-то были императорскими, а потому избавляться от них было жалко. Уж больно дорого они обошлись в своё время государственной казне!

Аничков дворец (1741-1753, арх. М.Земцов, Ф-Б. Растрелли) на Фонтанке был построен для императрицы Елизаветы Петровны в качестве её загородной резиденции, но потом подарен её фавориту Алексею Разумовскому (1709-1771), а после смерти Алексея дворец перешёл его брату Кириллу Разумовскому (1728-1803).

Екатерина 2 щедро одаривала своих фаворитов. Она выкупала для них дома и строила дворцы за казённый счёт. В 1776 году Екатерина 2 Аничков дворец выкупила у Кирилла Разумовского и подарила своему фавориту Григорию Потёмкину (1739-1791). Перестраивался дворец для нового хозяина архитектором И.Е. Старовым (1745-1808) также за счёт казны. Екатерина на эти цели подарила Потёмкину в придачу к дворцу 100 тысяч рублей. И из старомодного барочного дворец превратился в модный классический. Однако Потёмкин по долгу службы часто отсутствовал в Петербурге, а когда приезжал в столицу, по воле императрицы жил в специально отведенных для него квартирах в Зимнем дворце. Вполне резонно Потёмкин посчитал Аничков дворец ненужным и продал его какому-то купцу. Вероятно, князь сильно разгневал императрицу, потому что она вновь приобрела дворец и демонстративно вернула фавориту.

Однако в 1785 году после постройки для Потёмкина на Неве нового дворца (Таврического) Аничков дворец был снова выкуплен в казну. В нём разместили Кабинет Его Императорского Величества – учреждение, ведавшее личным имуществом императора и членов императорской семьи, а также осуществлявшее управление государственной казной. История бывшего императорского дворца продолжилась в правление Александра 1.

В 1809 году сестра императора Екатерина Павловна (1788-1819) выходила замуж за герцога Петра Георга Ольденбургского (1784-1812). Молодые намеревались жить в России. Кабинету Его Императорского Величества было передано построенное прямо перед дворцом специальное здание (1803-1805, арх. Дж. Кваренги, 1809-1811, арх. Л.Руска), а Аничков дворец император подарил сестре в качестве приданого. Однако брак оказался недолгим. Овдовев, Екатерина вскоре вышла замуж за Вюртембергского короля Вильгельма 1 (1781-1864) и в 1816 году уехала из России навсегда. Дворец снова пришлось выкупать, но в казне он оставался недолго. В следующем, 1817 году Александр 1 подарил дворец на бракосочетание своему брату Николаю Павловичу, будущему Николаю 1. И Аничков дворец перешёл в дворцовую историю следующего монарха.

Таврический дворец

Ещё один дворец бабушкиного фаворита, чуть не погибший в правление Павла, возродился благодаря Александру 1. Потёмкин, вероятно так и не полюбил расположенный в центре столицы Аничков дворец. Он пожелал иметь собственную загородную усадьбу, и Екатерина 2 распорядилась её построить, выделив огромную сумму на строительство, которое продолжалось с 1783 по 1789 год. Вот тогда Аничков дворец и отошёл в казну.

Таврический дворец /фото из личного архива, 2017/
Таврический дворец /фото из личного архива, 2017/

Место под усадьбу было выбрано на Шпалерной улице, за Литейной частью, где в то время находились загородные виллы богатых горожан, а также был расквартирован Конногвардейский полк. Усадебный дворец, получивший название Конногвардейский дом, создавался по проекту Ивана Старова, который перестраивал для Потёмкина Аничков дворец. Но и этот дворец в 1790 году князь решил продать в казну, не прожив нём и года. К этому времени его место рядом с императрицей, сменяя друг друга, занимали другие молодые люди. Потёмкин, получивший отставку в сердце Екатерины, решил уехать из Петербурга. Но императрица снова выкупает дворец и возвращает прежнему владельцу за его заслуги при взятии крепости Измаил.

Вернувшись во дворец, Потёмкин в 1791 году устроил во дворце грандиозный бал в стиле «Тысячи и одной ночи», который долго обсуждали в Петербурге. На торжестве присутствовала практически вся столичная знать – три тысячи человек. Не забыли и простой народ – у входа во дворец поставили бочки с вином и столы с закуской.

Вскоре после этого праздника Потёмкин вновь покинул Петербург и по дороге скоропостижно скончался. Екатерина 2 выкупила дворец у наследников князя. Так она всегда поступала с дворцами, построенными за казённый счёт для фаворитов. Но на этот раз дворец она оставила его себе. В память о прежнем владельце по воле императрицы он получил название Таврический. Этого титула князь был удостоен ещё в 1787 году за свои заслуги в присоединении к России Крыма (древнее название – Таврида).

Таврический дворец стал одним из самых любимых мест Екатерины 2. Может быть, именно поэтому придя к власти, Павел избавился от дворца, связанного с именем матери и её фаворита, отношения с которыми у Павла были весьма напряжёнными. Он вывез из Таврического замка (так Павел называл дворец) ценности, а наборные паркеты были использованы при строительстве Михайловского замка, после чего передал здание Конногвардейскому полку, расквартированному в этой части города. Гвардейцы обустроили внутри дворца казармы, манеж, а часть залов перестроили под конюшни.

Александр 1 в память о бабушке, любившей Таврический дворец, решил его возродить. Конногвардейский полк он перевёл ближе к императорскому Зимнему дворцу, где между Исаакиевским собором и Новой Голландией со временем разросся гвардейский городок. А Таврический дворец был отреставрирован (1802-1818, арх. Л. Руска, К. Росси). Часть комнат были предназначены для императора, другие – для его матери, Марии Фёдоровны. Однако нередко дворец использовали для проживания в нём заслуженных деятелей государства. При Александре 1 здесь некоторое время проживал писатель историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826).

Для семьи

Завершая дворцовую историю Александра 1, пожалуй, стоит вспомнить ещё об одном дворце, который появился благодаря этому императору. Своих сыновей у Александра не было, но вступив на престол, он принял заботу о малолетних братьях и решил их обеспечить собственными дворцами. В своё время этот пример ему подала бабушка, которая позаботилась о дворцах для сына Павла и внуков Александра и Константина. Поэтому, став императором, Александр 1 счёл своим долгом обеспечить собственной жилплощадью братьев, великих князей Николая Павловича и Михаила Павловича. Для Николая кстати пришёлся освободившийся к его свадьбе Аничков дворец. А вот для Михаила дворец пришлось строить.

Памятник Пушкину у Михайловского дворца /фото из личного архива, 2019/
Памятник Пушкину у Михайловского дворца /фото из личного архива, 2019/

И в Петербурге благодаря Александру 1 появился великолепный Михайловский дворец (1818-1825, арх. К.И. Росси), в котором сегодня расположен Русский музей. Традицию строить дворцы для членов императорской семьи продолжил следующий император, Николай 1, у которого сложилась своя «дворцовая история».

Надеюсь, и до неё дойду...

Истории об императорских дворцах и императорские дворцовые истории собраны здесь:

ДВОРЦЫ РОМАНОВЫХ | Виртуальные прогулки в историю | Дзен

Спасибо, что дочитали до конца! Если было интересно -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!

До новых встреч на канале!