От автора.
Настала очередь рассказать о дворцах императора Павла 1. Это снова будет довольно длинная история, но получилась она не совсем обычной. Во-первых, потому что для меня этот император продолжает оставаться загадкой истории, а, во-вторых, потому что с его именем ассоциируется самый загадочный дворец Петербурга. И если остальные дворцы императоров Романовых наследовались, этот дворец так и остался в истории дворцом одного императора. Да и этому императору в нём почти не пришлось пожить! И мой рассказ – это моё переосмысление неразрывного исторического тандема «Павел 1+Михайловский замок», мой взгляд на один из самых непростых периодов в истории нашей страны и один из самых загадочных дворцов Петербурга.
ПАВЕЛ И ЕГО МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК. Исторический тандем. Часть 1
«Архитектурный портрет»
Его называют замком. Само слово в России звучит, по меньшей мере, необычно и уводит в далёкий мир европейского средневековья, странный, непонятный, чужой, а оттого нереальный и призрачный! Замок носит имя святого архангела Михаила. Это обстоятельство ещё более странно. В России имена святых давали только храмам, и нет никакой другой светской постройки, нарушившей это правило. На первый взгляд, название не связано с именем владельца замка. Однако святой Михаил был предводителем войска небесного, а владелец Михайловского замка считал себя предводителем войска земного. Но родилось это название по воле небес. По крайней мере, так считал его хозяин, русский император Павел 1.
Архитектурный стиль Михайловского замка необычен для Петербурга. Специалисты определяют его как «романтический классицизм» или «романтизм». В Европе в конце 18 века этот стиль изменил «классический» классицизм, в основе которого лежат идеи рационализма. Для классицизма характерна стройность форм и совершенство линий – никаких излишеств! Классицизм обращается к античному искусству как к эталону совершенства и, следуя его канонам, демонстрирует стройность и логичность самого мироздания.
Идеальный классический, упорядоченный мир был разрушен Французской революцией (1789-1799). Идеи рационализма больше не казались совершенными. Человек, его внутренний мир, его переменчивая жизнь стали объектами всех видов культурной деятельности. Пришедший на смену классицизму романтизм породил новую систему ценностей, в которой воображение преобладает над рассудком. Этот замок и был порождением воображения, грёзами наяву его владельца – самого противоречивого, непонятного и непонятого русского императора. А потому его называют «архитектурным портретом Павла 1».
Вокруг да около
Михайловский замок является доминантой Марсового поля. Он привлекает внимание сразу! Здание необычного для Петербурга оранжевого цвета словно вырастает из зелени садов, взметнувшись в небо золочёным церковным шпилем. В лучах редкого петербургского солнца на фоне синего неба замок восторженный и радостный! Но стоит небу нахмуриться, и замок начинает вносить таинственную тревогу в окружающий пейзаж. Проходя мимо, каждый раз он открывается вновь и вновь, потому что он – бесконечно разный.
Северный фасад замка, обращенный к Летнему саду, ещё не напрягает своей мощью! Лёгкий, нарядный и праздничный, он напоминает итальянскую виллу с изящной террасой. Невысокая широкая лестница из сердобольского гранита между двумя ризалитами (боковыми выступами здания) неспешно и величественно спускается вниз к реке Мойке. Бронзовые копии античных статуй Геракла и Флоры, установленные на гранитных постаментах по сторонам лестницы, символизируют процветание и мощь Российской державы.
Если, очаровавшись замком, пройти по реке Мойке вдоль северного фасада, завернуть за угол и двигаться вдоль стен замка по набережной Фонтанки, с удивлением обнаруживаешь, что фасад стал другим – строгим и лаконичным. Пожалуй, именно с этой стороны дворец больше всего напоминает строгий и мрачный замок, без причуд и излишеств.
Но вот если с Марсового поля по мостику перейти через Мойку, откроется вид на западную часть замка, к которой пристроена церковь со шпилем. Та самая церковь, освященная во имя архангела Михаила, давшая название замку! Когда-то церковный фасад украшали фигуры апостолов Петра и Павла, весьма символичные для Петербурга статуи. Позже их убрали и установили перед зданием Петрекирхе на Невском проспекте, где они находятся и сейчас.
Статуи были установлены также по всему периметру крыши замка. Как всегда, скульптурное убранство имело смысловое значение. Замок, построенный для царственного монарха, не стал исключением. Часть статуй олицетворяла российские губернии. Но и это скульптурное убранство полностью было снято в 1830-е годы. Дойдя до конца истории, станет ясно, почему они стали не нужны.
Но, с какой стороны ни обходи замок, во всём своём великолепии он открывается с южного фасада. Торжественность и величие Михайловского замка в этом месте звучит полным аккордом. Центральную часть прорезают изготовленные из мрамора Парадные въездные ворота, с двух сторон акцентированные обелисками, вытянувшимися на всю высоту здания. Их украшают воинские доспехи и вензеля владельца. На высоком цоколе возвышается четырех-колонный портик, во фронтоне которого помещён барельеф «История заносит на свои скрижали славу России». Сюжет, достойный жилища монарха! Когда-то в нишах у ворот тоже стояли статуи. Это были фигуры Аполлона и Дианы, с которыми сегодня можно встретиться в Летнем саду. К нему дворец обращён своим северным фасадом. Романтический замок для Павла, построенный на рубеже веков в новом стиле, словно открывал новую эпоху в истории государства! Но для этого нужно было закрыть предыдущую страницу. Именно в этом замке она и была закрыта.
«Бедный-бедный Павел»
Михайловский замок – это замок-мечта, о котором долгие годы в ожидании престола грезил самый загадочный принц в истории России. Вступив на престол в 1796 году, Павел 1 почти сразу издаёт указ о строительстве новой императорской резиденции. Зачем ему нужен был замок? Почему Павлу недостаточно было роскошного Зимнего дворца? Наверное, для него этот дворец был болью из детства.
В новенький Зимний дворец семья Павла въехала в апреле 1762 года. Совсем недавно, в декабре 1761 года, его отец Пётр 3 стал императором. Через несколько месяцев отца не стало! В июне 1762 года его свергла с престола собственная жена. В ходе дворцового переворота бывший император скончался. Маленькому Павлу было тогда 8 лет! В этом возрасте он уже был достаточно взрослым, чтобы, если не всё понимать, то уж точно чувствовать происходящее. Если бы мальчика любили, возможно, всё могло быть иначе. Но он родился и вырос в несчастливой семье. Его мама, императрица Екатерина 2 за 8 лет «фиктивного» материнства стала для него «чужой», а потом в одночасье стала «матерью всея Руси». И ей было уже не до сына! Он остался один на один со своей душевной раной. И с «чужой» мамой! В её сердце не хватило места для маленького принца. И потом им так и не хватило жизни, чтобы полюбить друг друга!
С чего всё началось? Наследника в семье племянника Елизаветы Петровны с нетерпением ждали все, но больше всех сама императрица! Однако за 9 лет ожидания будущие родители успели стать друг другу чужими. Ребёнок для Екатерины мог стать смыслом жизни, радостью, отрадой, но в её судьбу вторглась власть, властная бабушка! Бездетная императрица мечтала о наследнике всю жизнь! Невостребованный инстинкт материнства и право сильнейшей толкнули её на этот шаг. Она забрала ребенка у матери, как только он появился на свет, окружила его своей «бабушкиной» заботой и ревностно оберегала от вторжения в жизнь наследника материнской любви. Это было противостояние двух сильных женщин! Каждая победила! Елизавета – Екатерину, Екатерина – боль утраты материнства! Проигравшим остался маленький мальчик, бедный-бедный Павел.
Детские мысли, страхи и грёзы
После смерти бабушки и вступления на престол сначала его отца Петра 3, а затем матери Екатерины 2, предоставленный сам себе Павел самостоятельно разбирался в происходящем вокруг. Он знал, что его трон заняла его мать, свергнув с него его отца. Он знал, что его отец погиб в ходе государственного переворота при загадочных обстоятельствах. Эти загадочные обстоятельства не давали покоя! Сложив известные ему факты, Павел решил уравнение по-своему. Он был уверен, что отец был убит по приказу матери. С этой страшной мыслью ему пришлось жить, пока он не стал императором. Лишь после смерти Екатерины, которая правила 34 года, Павел получил документальные свидетельства того, что она не отдавала приказ убивать Петра.
Но ещё прежде, чем не стало отца, мать Павла стала императрицей, заняв место сына и «отодвинув» его от принадлежавшего ему по закону престола. Он был укором и упрёком её незаконного поступка! Вместе с тем, она всю жизнь боялась, что сын заявит свои права. А он хотел на престол, но боялся! Боялся повторить судьбу своего отца. Живя рядом в огромном Зимнем дворце, мать и сын были далеки друг от друга. И всё же они оставались под одной крышей. Это, вероятно, тяготило обоих.
Уже в 1765 году Екатерина подарила Павлу Каменный остров, желая «отселить» сына. Для наследника начали возводить собственный дворец. Правда, работы растянулась надолго, и дворец достался следующему императору Александру 1, сыну Павла. Павел получил от матери ещё 2 дворца – в Гатчине и Павловске. Но это были дворцы от матери! Павел же мечтал о собственном необыкновенном дворце.
Будучи одиноким в огромном мамином дворце, Павел оставался наедине со своими мыслями. А значит, сам ставил вопросы и сам на них отвечал. Он страдал от несправедливости окружающего мира и мечтал его переделать! Он вообще был мечтателем и идеалистом! Правда, мир в его детском воображении был утопическим, ненастоящим! Однажды в детстве Павел получил от матери в подарок увлекательную книгу о рыцарях средневековья и с тех пор находился под обаянием славных деяний средневековых рыцарей ордена Святого Иоанна. Павел хотел стать рыцарем и мечтал иметь свой собственный рыцарский замок.
У Павла было 13 вариантов своего замка! Как только Екатерины не стало, он заторопился воплотить свою мечту! Словно чувствовал, что времени ему отпущено совсем мало.
Загадочный старец, повелевший строить замок
Свой вожделенный замок Павел задумал возвести на месте летнего дворца своей бабки, императрицы Елизаветы Петровны. Городской фольклор из уст в уста передавал загадочные истории о происхождении Михайловского замка. Как бы они не отличались друг от друга, суть была одна: замок был создан по велению свыше.
По одной из легенд однажды Павлу явился старец в монашеской рясе (и не испугался же вечно остерегающийся Павел, увидев чужака под своим кабинетом!) Он взглянул на императора и молвил:
«В скором времени супруга родит тебе сына, которого ты, государь, наречёшь Михаилом. Этим же именем святого архангела ты назовёшь дворец, который построишь на месте своего рождения...»
Таинственный гость исчез. Вскоре императрица родила сына, последнего в императорской семье. По воле Павла его нарекли Михаилом. А на месте летнего дворца Елизаветы Петровны, в котором появился на свет Павел, он начал строительство замка во имя архангела Михаила.
По другой легенде в тот день, когда на свет появился порфирородный (так называли детей, родившихся во время царствования монархов) сын Михаил, одному из часовых Павла во сне также явился старец, который велел напомнить императору о том же, что он говорил самому Павлу. Был ещё вариант, согласно которому старец Павлу не являлся, а приснился только охраннику. А когда император узнал об этом сне, посчитал его знамением. Как бы то ни было, и было ли вообще, а события развивались стремительно:
- 06 ноября 1796 года Павел вступил на престол;
- 08 февраля 1797 года родился царевича Михаил:
- 26 февраля 1797 был заложен Михайловский замок.
Проект «опального» архитектора
Воплотить мечту императора в жизнь помог архитектор Василий Баженов (1737-1799). Он создал проект замка, в основу которого был положен план, составленный самим Павлом. Павел приблизил к себе этого архитектора, бывшего в немилости у его матушки. Историки, не переставая, напоминают о том, что при Павле все матушкины фавориты «пали», тогда как опальные вельможи, напротив, «поднялись». Вот и Баженов был из опальных.
Баженов – архитектор с известным именем и непростой судьбой. Он был первым пенсионером Академии художеств. Так называли выпускников с золотой медалью, которые получали пенсион для продолжения обучения за границей. В Париже юный архитектор подпал под очарование французского стиля. Вернувшись в Россию, он получил ответственный государственный заказ – был назначен руководителем проекта строительства императорской резиденции Царицыно в Москве. Но однажды, приехав с ревизией на стройку, Екатерина 2 осталась недовольна всем и велела разобрать уже возведенные постройки. То ли не в духе была, то ли так отреагировала на дошедшие слухи о масонстве Баженова, но архитектора отстранили от работ. Отставка Баженова Екатериной была залогом внимания к нему со стороны Павла Петровича. Ему он и решил доверить строительство своего вожделенного замка.
Самый поспешный и самый дорогой дворец
Но с этим императорским заказом Баженову тоже не повезло! Павел торопился! А Баженов понимал, что спешка при создании столь грандиозного сооружения, не лучший помощник. Он вступил в полемику с государем и снова был отстранён от работ. Продолжить строительство Павел поручает другому архитектору, уже проверенному зодчему Винченцо Бренна (1747-1820). Итальянец оказался более покладистым и согласился строить замок с «поспешанием». С Бренной, будучи ещё цесаревичем, Павел познакомился во время своего путешествия по Европе и пригласил к себе на работу. Архитектор занимался декорированием Павловского и Гатчинского дворцов и был верен своему работодателю. Возглавив руководство строительством замка, Бренна следовал замыслам и чертежам своего предшественника Баженова, но, всё же, внёс в проект свои изменения. Он хорошо знал вкусы Павла и умело добавлял в архитектурный декор военные атрибуты, что, несомненно, нравилось императору.
Строительство велось днём и ночью при свете фонарей и факелов. Число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тысяч человек одновременно. Огромные средства были брошены на строительство за счёт сокращения других государственных расходов. В итоге замок оказался самой дорогой постройкой 18 века (стоимость строительства составила более 6 млн рублей) и был возведён в рекордно короткие сроки – с 1797 по 1800 год.
«Непотопляемый «Титаник»
Но главным условием Павла была надёжность сооружения. Ему нужна была цитадель, которая обеспечила бы его 100-процентную безопасность! Этакий «непотопляемый Титаник»! Павел боялся заговора с первой минуты вступления на престол, боялся повторения судьбы отца, а потому создавал неприступную крепость, резиденцию с несколькими степенями защиты.
Дворец словно вырастал из воды. Он был с четырёх сторон окружён реками и каналами. С севера и востока – Мойкой и Фонтанкой. С западной стороны был специально прорыт Церковный канал, упиравшийся в Мойку, а перед главным фасадом – Воскресенский, входивший в Фонтанку. Через него был перекинут оригинальный Трёхчастный мост, настоящий шедевр архитектуры и инженерной мысли. По нему во двор своего замка мог въезжать только император и его семья. Этот мост был стационарным. Все остальные могли попасть в замок только по подъёмным мостам через рвы, которые охранялись часовыми.
Но этого Павлу показалось мало. Дополнительные степени защиты появились на огромной территории, принадлежавшей замку. Перед въездными воротами во двор замка была устроена огромная площадь. Она тоже была окружена рвом с водой с трёх сторон, через который был перекинут единственный подъёмный мост. По обеим сторонам моста стояли пушки. В итоге площадь также оказалась на острове, который отделялся от замка Воскресенским каналом. И замок имел двойную водную преграду.
Замок, утопающий в зелени садов
А окружала замок огромная территория, которая вместе с различными вспомогательными постройками представляла собой грандиозный дворцово-парковый ансамбль. Она начиналась со стороны Невского проспекта от Итальянской улицы и простирался до Невы, включая территорию всех 3-х Летних садов. Именно столько их было с петровских времен: хорошо всем знакомый Летний сад был Первым, Вторым был сад на месте замкового комплекса Павла, Третий сад находился на месте нынешнего Михайловского сада при Русском музее. Придёт время, и в этом саду для младшего сына Павла, великого князя Михаила Павловича, будет построен дворец, в котором позже и откроется знаменитый Русский музей.
Въезжали на территорию Михайловского замка с Итальянской улицы (со стороны Невского проспекта) через центральный въезд. Там, где сейчас находится Манежная площадь, стояли тройные полуциркульные ворота. Средний их проезд был предназначен только для членов императорской семьи. От ворот к замку вела широкая аллея, нынешняя Кленовая улица, вдоль которой тянулись здания конюшен и манеж. Далее шли трёхэтажные павильоны – кордегардии, также расположенные по обе стороны от центральной аллеи. В них размещались помещения для караула, охраняющего замок. В отличие от ворот, которые были разобраны (в 1830-х годах), эти павильоны сохранились и сегодня включены в ансамбль площади перед дворцом.
За кордегардиями начинались предзамковые укрепления. Проехать к императорскому дворцу можно было по единственному охраняемому подъёмному мосту, перекинутому через ров. За ним начиналась площадь, названная при Павле площадью Коннетабля. Коннетабль – высшая военная государственная должность в ряде средневековых государств. И хотя в российской армии не было официально такой должности, вероятно, Павел считал себя коннетаблем. Любовь к армии он унаследовал от отца, огромное значение придавал армии и лично занимался проблемами укрепления военной мощи государства. На этой площади Павел намеревался устраивать смотры войск и развод караула. А украсил площадь перед дворцом памятником своему великому деду – Петру 1, который был создан самим дедом. Ну, по крайней мере, был задуман им для увековечивания памяти о себе!
Узнать подробнее об этом памятнике можно здесь
Строительство новой императорской резиденции подходило к концу. Павлу не терпелось поскорей заселиться. Совсем скоро императорская семья торжественно переедет в новенький дворец и устроит новоселье, которое запомнится всем гостям своим мистическим предчувствием неизбежности беды. Пройдёт всего несколько дней после этого, и неприступный замок станет местом трагедии, концом императора Павла и началом новой эры Российской империи. Новые обитатели замка в ужасе покинут его стены.
Обо всём этом, а также о том, почему разыгралась эта трагедия, и какая судьба ждала замок, читайте в продолжении:
От автора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!