РУССКИЙ МУЗЕЙ
Оказывается, здесь не скучно!
Давно не были в Русском музее? Кто-то, знаю, со школьной скамьи не заглядывал! А уж какого школьника сюда не водили! Помните, что рассказывали? Я – не очень! В мои школьные годы слушать экскурсовода было скучно! Но грандиозные полотна даже тогда впечатляли – Айвазовский, Брюллов, Иванов, Куинджи, Репин! Меня завораживали масштабы и сюжеты, а лица незнакомых исторических персонажей вызывали интерес, приглашая заглянуть в историю. В те годы я только-только начинала ходить по её краю!
Но я училась в детской художественной школе, где в историю искусства нас погружала увлечённая дама. И все имена художников и картины, о которых она рассказывала, в Русском музее обретали смысл. А потому сюда тянуло. Потом на протяжении многих лет я знакомила с музеем своих детей и приезжающих родственников. Они быстро уставали, и визит в Русский, как и в другие музеи, был очередным «культурным мероприятием». Погрузиться в историю опять не удавалось.
Дети выросли, родственники утомились окончательно. Я успевала «сбегать» в музей на популярные выставки. На основную экспозицию ни сил, ни времени не хватало! И вот, после большого перерыва, я гуляю по залам Русского музея! Многое изменилось, пока меня не было! Раньше незнакомые дамы и кавалеры взирали со стен из прошлого. А сегодня я словно в гости к знакомым пришла! Пётр 1, обе Екатерины, Елизавета Петровна, Павел единственный, два Николая и все три Александра! Ну ладно, это наши императоры, и их нужно знать в лицо! Но и незнакомые, на первый взгляд лица, взирающие со стен, словно оживали, и истории из их жизни всплывали в памяти.
Фельдмаршалы, канцлеры, министры, дворянские дочери на выданье – Волконские, Шереметевы, Голицыны, Строгановы и пр. Вот и фавориты любвеобильной Екатерины – хочешь в портрете, хочешь в «бюсте»! Потёмкин и Зубов рядышком – можно критически оценить! Ой, а это Катенька Нелидова! Подружка Павла или фаворитка? Мы эту «должность» уже воспринимаем с подтекстом, хотя она совсем не обязательно означает «любовница». Смолянка Нелидова была другом эпатажного Павла, такого одинокого и потерянного в его имперском мире.
Огромное и эффектное полотно во всю стену: «Портрет Жозефины Фридрихс с сыном, Павлом Константиновичем Александровым» обращает внимание, как только входишь в этот зал. Так вот она какая, эта женщина с сомнительной биографией, которая сумела покорить непокорного цесаревича Константина и поселиться с ним в его летней усадьбе в Стрельне. А этот мальчик – Павел Константинович Александров, которого цесаревич воспитывал как сына. Он создал в Стрельне рядом с Константиновским дворцом собственную усадьбу, в которой сохранился Львовский дворец в стиле викторианской готики. Его последний владелец князь Львов был внуком этого мальчика на картине. Я прошла по парадным залам музея, словно семейный альбом русского императорского двора перелистала! Как же здесь теперь интересно!
И рассказывают сегодня в Русском не скучно! От картины к картине передвигаются молодые люди. Они здесь явно не случайно – садятся на свои складные скамеечки, слушают, пристально вглядываются в картины, что-то записывают. В зале с красными стенами и световым окном я тоже немного послушала экскурсовода. Подробно разбирали сюжет картины «Последний день Помпеи». Пожалуй, можно было бы посетить музей только ради одной картины, если изучать её так детально! А ведь напротив еще и Айвазовский! А в соседнем зале – Иванов с «Явлением» и бесконечным количеством фрагментов и портретных зарисовок персонажей! А потом надо к передвижникам. Мне хочется всё успеть, ведь я давно здесь не была.
Ну а красиво-то как! Если не спеша пройти по анфиладе парадных залов, вглядеться в зеркала и захлебнуться от восторга, рассматривая детали этого бесконечного праздника золота и утончённого вкуса, можно незаметно перешагнуть ту грань, за которой и начинается история.
История появления дворца, ставшего Русским музеем
Русский императорский музей имени Александра 3 был основан в апреле 1895 года, а открыт для посетителей в марте 1898. Основал его император Николай 2 в память о своём отце. Александр 3 был самым «русским» из всех русских императоров. В отличие от своих предшественников, которые увлекались западно-европейским искусством, он начал собирать коллекцию произведений, созданных соотечественниками, и был страстным коллекционером.
Для размещения Русского музея строить новое здание не пришлось. Очень кстати пришёлся дворец, который фактически принадлежал дому Романовых и в своё время должен был перейти в семью, но его пришлось выкупать у владельцев, которым он достался по недоразумению! А построен этот великолепный дворец был ещё при Александре 1 (1777-1825) в первой четверти 19 века (1818-1825) для его младшего брата – великого князя Михаила Павловича Романова (1798-1749). Михаил был порфирородным сыном императора Павла 1. Это значит, что родился он в семье царствующих на тот момент родителей. Когда Павел погиб и на престол вступил его старший сын Александр, заботу о младшем брате он взял на себя.
Работу над созданием дворца Александр 1 поручил архитектору Карлу Росси (1775-1849). Этому гениальному зодчему мы обязаны неповторимым архитектурным обликом Петербурга. Росси мыслил не линиями и формами, он работал с пространством! Он украсил город уникальными ансамблями площадей. Один из них – площадь Искусств, началом и доминантой которой был и остаётся Михайловский дворец.
Место под великокняжеский дворец выбрали на территории Третьего Летнего императорского сада. Он находился за рекой Мойкой, (Первый и Второй сады располагались на территории нынешнего Летнего сада) и ещё с 18 века тянулся почти до Невского проспекта. В саду стояли оранжереи, которые к 19 веку обветшали и не украшали город. Было решено их разобрать и на их месте поставить дворец. В итоге он оказался совсем рядом со знаменитым Михайловским замком. Их разделяла продлённая до Марсова поля Садовая улица. Участок третьего Летнего сада, оказавшийся за дворцом и принадлежавший ему, получил название Михайловский сад. А перед дворцом образовалась открытая площадь, обустройством которой также занялся России. По собственном проекту он возвёл великолепный дворец с парадным двором, разбил перед ним сквер и подготовил проекты типовых домов для дальнейшей застройки площади.
Михайловский дворец – шедевр гениального Росси
Рассматривать творения Росси – бесконечное удовольствие! Это – совершенная классика, гимн стилю и вкусу! Дворец с двумя боковыми флигелями, образующими внутренний парадный двор, отделён от площади красивой оградой. Восьмиколонный портик, опирающийся на аркаду, делает здание величественным и торжественным. Эффект добавляют многочисленные барельефы на античные сюжеты. Широкая лестница ведёт во дворец как в античный храм! Вход охраняют не дремлющие стражи – Сторожевые львы! Эти львы, как и классические формы дворца, – из Древнего Рима.
Лев – царь зверей, а потому установленный у входа в дом, он символизировал высокий статус хозяина. В античные и средние века существовало поверье, что лев спит с открытыми глазами, и именно поэтому он и превратился в идеального охранника. Сторожевых львов можно узнать по шарику, который они вынуждены держать в лапах. Заснут – и шарик выскользнет! Пока шар под лапой – дом под надёжной охраной. А потому Сторожевые львы вынуждены не спать вечно. Бронзовые львы у Михайловского дворца (1824) являются копией античных статуй, найденных в начале 16 века при раскопках в Риме. Эти статуи украшали один из итальянских дворцов. В конце 18 века были изготовлены их гипсовые копии и привезены в Россию в Академию художеств. С этих-то копий и были изготовлены львы для Михайловского дворца и поставлены для его охраны.
Восхищая с первой встречи, ещё более дворец поражает изнутри своей утончённой изысканной роскошью. Интерьеры, как и фасады дворца, отделаны в классическом стиле. Торжественными и величественными их делает встречающиеся повсюду в декоре военные атрибуты. Их в архитектуру принесла победа России над армией Наполеона, и классицизм достиг своей кульминационной стадии. Это была эпоха ампира – прославления мощи и величия Российской империи. Золото, хрусталь, люстры, рисунок паркета, росписи стен и потолков, даже дверные ручки, – всё пребывает в полной гармонии!
Эти залы нового дворца, принадлежащего семейству Романовых, в 19 веке были включены в жизнь элиты Петербурга. Здесь устраивались балы, проходили военные советы, собиралась творческая элита, готовились политические документы.
Владельцы дворца
К тому моменту, когда великий князь Михаил Павлович женился (в 1824 году), дворец уже был почти готов. Супругой Михаила стала немецкая принцесса, получившая русское имя Елена Павловна (1806-1873). Пара была красивая, но отношения между супругами не сложились! Михаил был шутник! Этакий серьёзный балагур – бывают такие острословы без улыбки. При этом характером, как и его брат Константин, он пошёл в папеньку Павла – был резок, вспыльчив, и при этом ужасно педантичен! Это не помешало Михаилу сделать военную карьеру. Он был настоящий «солдафон», из тех Романовых, кто всю жизнь читал одну книгу – воинский устав. А Елена Павловна была необыкновенная красавица и умница! Её красотой и умом восхищались все члены дома Романовых. И сочувствовали! Но время шлифует отношения, как вода камни. Надо только набраться терпения. Со временем, супруги смирились и немного успокоились!
Михайловский дворец стал популярным местом в имперской столице. При Михаиле Павловиче здесь обсуждались военные и политические дела, а после его смерти супруга продолжила эту традицию. Елена Павловна и её гости внесли немалый вклад в закон об отмене крепостного права. Но при этом великая княгиня превратила свой дворец в светский салон, который посещали творческие деятели – художники, поэты, писатели.
Единственная наследница первых владельцев Михайловского дворца великая княжна Екатерина Михайловна (1827-1894) вышла замуж за герцога Георга Мекленбург-Стрелицкого. Он прибыл в Россию по приглашению своей кузины, русской императрицы Александры Фёдоровны, супруги императора Николая 1. Здесь герцог женился и остался навсегда, однако российским подданным не стал. Вступив в брак, по законам того времени, Екатерина Михайловна стала герцогиней и лишилась российского подданства. Молодые проживали в Михайловском дворце, а на лето выезжали в Ораниенбаум, в унаследованную у родителей Екатерины Михайловны летнюю усадьбу. Это был счастливый брак, супруги воспитали двух сыновей и дочь.
Это было так естественно проживать со своей семьёй в своём доме с самого своего рождения. А когда Екатерина Михайловна овдовела, так естественно было передать семейный дом во владение детям. Им Екатерина Михайловна и завещала Михайловский дворец. Александр 3, доверяя нотариусу, составившему завещание, не глядя его подписал. А когда герцогиня скончалась, выяснилось, что она, перестав быть российской подданной, прав на недвижимость, принадлежавшую императорской семье, не имела. Но император, когда всплыла ошибка, поступил по-царски. Он не стал «конфисковывать» имущество у герцогов, а повелел выкупить у них дворец. Волю отца пришлось исполнять уже новому императору, Николаю 2. Вот тогда он и решил отдать дворец под музей имени своего отца.
Коллекция музея и его корпуса
К открытию музея в парадных залах дворца разместили 450 картин. Их собирали по всем императорским резиденциям. Особенно много работ привезли из Гатчины, где жил Александр 3 с семьёй, и из Александровского дворца в Царском Селе. Огромный вклад в создание Русского музея внесла Академия художеств, передав в дар 122 работы своих выпускников. Поступали в новый музей картины русских художников и из частных коллекций.
Цель музея была определена ещё в указе императора Николая 2 от 13 апреля 1895 года. Музей должен был знакомить с личностью императора Александра 3 и историей его царствования, а также демонстрировать художественное и культурное развитие России. С этой целью в музеи изначально были созданы три отдела:
– отдел памяти Императора Александра 3;
– художественный отдел;
– этнографический и художественно-промышленный отделы.
Художественный отдел было решено разместить в здании Михайловского дворца. Для остальных отделов, с учётом будущего увеличения музейных фондов, нужно было построить новый корпус. Началось строительство здания Этнографического музея (1903-1916, арх. В.Ф. Свиньин). В начале 20 века рядом с Михайловским дворцом появился ещё один корпус, получивший название по фамилии строившего его архитектора – это корпус Бенуа (1910-1912, Л.Н. Бенуа). В нём открылся Дворец искусств. Его предполагалось использовать для организации временных выставок. Все три корпуса, построенные рядом, единым фасадом развёрнуты к площади Искусств.
После открытия Русского музея он содержался за счёт специально выделяемых из казны ассигнований и на средства, поступающие в качестве пожертвований. Из этих же денег выделялись суммы на приобретение новых экспонатов. И уже через 10 лет коллекция музея увеличилась вдвое.
Октябрьская революция 1917 года вмешалась в судьбу музея, начав стремительно пополнять его фонды за счёт национализации дворянского имущества. Сюда поступали картины, скульптура, иконы, бытовая утварь, костюмы и разные художественные безделушки, обнаруженные в интерьерах дворянских особняков и усадеб. Коллекция разрослась так, что требовала новых площадей. В 1934 Государственный музей этнографии народов СССР, созданный на базе этнографического отдела Русского музея, был выделен в самостоятельную структуру. А корпус Бенуа, напротив, был объединён с Русским музеем.
Сегодня Русский музей насчитывает более 400 тысяч экспонатов. Они представлены в четырёх постоянных экспозициях, посвящённых разным этапам развития русского искусства, начиная с 12 века до второй половины 19, а также в экспозиции, которая демонстрирует развитие крестьянского искусства и местных ремёсел в России.
У нас есть чем гордиться!
Михайловский дворец давно уже получил новое имя – Русский музей. Но он не перестаёт очаровывать и восхищать каждый раз, когда оказываешься рядом! Сюда надо постоянно возвращаться, чтобы любоваться интерьерами, вспоминать историю государства Российского и знакомиться с теми историческими личностями, которые её формировали. И, конечно, здесь надо постепенно погружаться в историю русского искусства. Не спешить, не бежать, вдохновляться, восхищаться! Наполнять себя впечатлениями и удивляться, как творчество умеет воспроизводить чувства.
Особый колорит в залах, где представлены иконы. Из века 21 трудно постичь, каким представлялся человеку иной мир много столетий назад, когда и думали, и чувствовали иначе! Но, разглядывая иконы, можно попробовать понять. Пройдёт несколько столетий, и на полотнах оживут библейские истории. Рисуют эпоху парадные портреты: платья, украшения, интерьеры – всё то, о чём мечтали наши предки в былые времена. Другие портреты позволяют заглянуть в душу. Жанровые картины воссоздают атмосферу быта. На пейзажах плещется море, шумят леса, цветут и увядают цветы.
В Русском музее – наше наследие, наша история и непостижимая русская душа. У нас есть чем гордиться! Не забывайте сюда возвращаться, друзья.
От автора.
Если Вам интересны мои заметки о музеях, их можно отыскать в подборке "Музеи" на канале "Виртуальные прогулки в историю:
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!