Книга 2. ЛОМОНОСОВ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ?
Предыдущие главы:
У ГОРОДСКИХ ВОРОТ
Между двумя воротами
Я всё ещё стою у городской границы старого Ораниенбаума. Когда ещё не было Дома культуры, а на его месте был расквартирован военный гарнизон, в начале 19 века в этом месте были поставлены новые въездные Городские ворота. Раньше города окружали леса, в которых немало было разбойников. Поэтому охранять их от «недобрых людей» было просто необходимо, и на въезде в город стояла охрана и проверяла у въезжающих документы! Возможно, эта традиция пошла ещё с тех времен, когда города были окружены крепостной стеной. Потом стены исчезли, а ворота остались, необходимость отпала, но привычка сохранилась.
Ворота в Ораниенбауме появились ещё в середине 18 века. Причём, с двух сторон – на въезде и выезде. Первые стояли примерно в том месте, где сегодня церковь Архангела Михаила и широкий городской мост через речку Карасту, а вторые уже за Красной слободой, где сохранилась Троицкая церковь. Так между воротами и жили поначалу. Шутили, что охранники на восточных и западных воротах переговаривались, докладывая друг другу обстановку! Анекдот ходил, что когда охранник на одних воротах чихнёт, коллеги с других ворот ему здравия желали! Но город так стремительно разрастался на восток, к Петербургу, что вскоре восточные ворота оказались в его центре. Пора было переносить городскую границу.
Так кто же новые ворота построил?
Задуманы новые ворота были как Триумфальная арка, посвящённая победе над Наполеоном. Строительство их началось в 1826 году. Автором их проекта во многих источниках значится архитектор Алексей Максимович Горностаев (1808-1862). Однако на мемориальной доске указан архитектор В.М. Горностаев. В интернете нашла разумное объяснение – просто допустили ошибку на мемориальной доске! Ну что ж, бывает!
И всё же озадачилась! Первое, что удивило – возраст архитектора. Уж больно был юн! Мог ли опытный Стасов, который в это время руководил застройкой Ораниенбаума, доверить 18-летнему ученику самостоятельный проект? Засомневалась. Познакомилась с биографией Алексея Горностаева. Опять появились вопросы. Задавая их «всезнающему» Гуглу, выяснила, что с 14 лет Алексей учился у архитектора Доменико Жилярди в Москве. Там же по протекции своего учителя устроился работать копиистом (раньше копиисты заменяли ксерокс в конторах), и только в 1826 году переехал в Петербург (это как раз год начала строительства ворот в Ораниенбауме). Год Алексей проработал, действительно, под руководством Стасова, и уехал на 2 года путешествовать по России, откуда вернулся в Москву к Жилярди. Потом снова приехал в Петербург, но работал уже с архитектором Александром Брюлловым. Только с этого времени, с 30-х годов, он начинает самостоятельную карьеру. А кто же тогда строил ворота в Ораниенбауме?
Цитирую научный комментарий к недавно опубликованной рукописи 1872 года «Историческое обозрение и хроника Ораниенбаума»:
«Первые каменные ворота были построены в 1750 году на границе дворцовой территории и слободы. Их пилоны сохранялись еще в 1930-е. Вторые – на въезде в город со с стороны С.-Петербурга – возвели в 1760-х гг. (арх. П. Патон). В 1825 г., в связи с расширением города на восток, император Александр 1 распорядился о том, «чтобы каменные ворота при въезде в Ораниенбаум перенесены были далее». Новые городские ворота, построенные по проекту арх. В.М. Горностаева в 1820-е гг., сохранились до настоящего времени».
Теперь уверена, что никакой ошибки на мемориальной доске Городских ворот Ораниенбаума нет! Осталось только выяснить, кто такой В.М. Горностаев!
Братья Горностаевы
Известный архитектор Алексей Горностаев был младшим из 4-х братьев. Их отец был управляющим металлургическими заводами в городе Выкса Нижегородской губернии. После рождения Алексея отец вскоре умер, и его воспитанием занимались старшие братья. Василий был старше на 8 лет. Он хорошо рисовал. Этот же талант проявился у Алексея. Его первым наставником и стал старший брат.
Василий первым переехал в Петербург и устроился на должность старшего помощника архитектора Стасова. В постройках в Царском Селе того времени он упомянут в соавторстве со Стасовым. А вот о том, что Стасов в эти же годы работал и в Ораниенбауме, почти не вспоминают, и уж тем более, позабыли про его помощника – Василия Горностаева. Самостоятельных работ у Василия Горностаева сохранилось не много. Среди них Царскосельские Московские ворота, поставленные на въезде в город Пушкин с Московского шоссе, и Ораниенбаумские ворота на въезде в Ораниенбаум! Рассмотрев внимательно оба памятника архитектуры, сомнений в авторстве не остаётся. А после корректировки страницы в Википедии, где Василия Горностаева «восстановили» в правах, сомнений больше не остаётся.
Достраивал Ораниенбаумские городские ворота архитектор И.И. Шарлемань, работавший при Николае 1 в Петергофе и Ораниенбауме. Возможно, это связано с тем, Горностаев был занят на работах в Царском Селе и как раз начал работать над проектом Московских ворот, а перемещаться между пригородами в то время было не так-то просто! Но уже в 30-х годах Василий Горностаев начал работать под началом другого выдающегося архитектора – Александра Брюллова. Он сделал протекцию своему брату, вернувшемуся из путешествия по России. Оба брата работали на строительстве Михайловского театра. Брюллов высоко оценил талант Алексея Горностаева. С этого момента началась его стремительная карьера. А старший брат ушёл в тень, и его чуть не позабыли!
А не «посягнуть» ли нам на сравнение с Триумфальной аркой?
Ворота в Ораниенбауме по задумке Александра 1 должны были прославлять победу над Наполеоном в Отечественной войне 1812. Эта же задача была поставлена перед другим архитектором: Карл Росси начал строительство здания Главного штаба со своей знаменитой аркой перед императорским дворцом в Петербурге. Строительство этих объектов завершилось одновременно в 1829 году. И, хотя Ораниенбаумские ворота по размаху и величию не сравнимы с творением Росси (Росси – величина великая, но и финансирование было разным!), всё же их роднит идея и время!
Парадный и торжественный классицизм, как нельзя кстати, подошёл для увековечивания славы русского оружия. Воинские доспехи, знамёна, пушки на Городских воротах перекликаются с убранством арки Росси. Да и розетки, украшающие дуги арки, если и не подсмотрены у Росси, то явно свидетельствуют о моде на этот вид декора! Кстати, скорее, подсмотрели розетки у Горностаева строители Дома культуры в середине следующего века. Трудно не заметить повторяющийся рисунок розеток на своде арки над входом в ДК. И это никак не в упрёк! По-моему, в Ораниенбауме снова прослеживается перекличка времен! Отличная идея!
Ворота в «никуда»!
Глядя на простую конструкцию въездных ворот, становится очевидно, что помещения с двух сторон от арки предназначались для размещения в них караула. Их в архитектуре называют кордегардии. Дежурившие на воротах постовые пропускали экипажи в город через арку. Надобность в охране въезда в город со временем отпала, и уже в начале 20 века в кордегардиях разместились мастерские по починке бытовых приборов, а после революции – гаражи. Позже через кордегардии устроили сквозные проходы для пешеходов. А во второй половине 20 века Ломоносов, бывший Ораниенбаум, вновь перешагнул очередную свою границу. И ворота опять оказались в городской черте. В это время по дороге, проходящей под аркой Городских ворот уже мчались автомобили, а горожане ходили через кордегардии. Ворота всегда были на пути и оставались символической границей между старым центром города и новеньким городским микрорайоном, появившемся за воротами в середине 20 века.
Но всему своё время! Началась Перестройка, а с ней – новые перемены. Неактуальные Городские ворота превратились в памятник! Дорогу развернули дугой вокруг них, и ворота отгородили от трассы! И стоят они теперь не функциональные, вызывающие недоуменный вопрос у детей: «А куда эти ворота?» А ворота в «никуда»! Они же – памятник!
На границе, на перепутье
Я дошла до ворот и остановилась. Перепутье дорог – это всегда выбор! Главное, не ошибиться! Вот и стою в раздумье! Куда двигаться? Вверх по горке, или за ворота вперёд, на выход из центра города. Пожалуй, перешагну, наконец, границу, и окажусь в «пригородной зоне».
Когда-то за Городскими воротами располагались усадьбы приближённых ко двору, затем они сменились небольшими дачными домиками, которые на лето снимали петербуржцы. А в середине 20 века их снесли, и на горе за городскими воротами образовался современный микрорайон, с типовыми домами того времени. Там жила моя семья, туда я вскоре, отправлюсь в своей виртуальной прогулке, если по пути не передумаю!
В моём детском сознании ворота, в самом деле, были границей. Через них проходил путь «из дома в город». Если шли гулять, в кино или по магазинам, путь лежал вдоль холма по живописной тропинке, выводящей к Дому Культуры. Если же шли на рынок или спешили на электричку, приходилось переходить дорогу и идти по противоположной стороне. Вдоль этого тротуара до самых ворот тянулись серенькие покосившиеся деревянные домики! Тогда я ещё не знала, что это то самое наследие старого Ораниенбаума, а лишь с любопытством наблюдала за тем, что происходило во дворах. А жизнь в них была совсем иная, чем во дворах многоквартирных домов с удобствами. И мелькала в голове неосознанная тогда еще детская мысль: «Как хорошо, что мы живём в лучшем доме!». Наверное, эта мысль мелькала не только у меня, потому что домики со временем исчезли, их обитатели перебрались в «лучшие дома», а участок между железной и шоссейной дорогами «быльём порос»! Кстати, лишь недавно узнала, что быльё – это трава! И в этом смысле поговорка подходит к месту не меньше, чем в переносном!
Сегодня дорогу у Городских ворот перейти не удастся. Пешеходные переходы по обе стороны от них довольно далеко. Зато, если идти вдоль домов, расположенных напротив Дома культуры, можно походить под аркой Городских ворот, а выйдя за них оказаться в «мёртвой зоне». Ворота ведь в «никуда». Здесь, словно случайно брошенная, лежит железобетонная конструкция, состоящая из нескольких пирамидок. За них во все времена невольно цеплялся и цепляется глаз! А вместе с тем, они здесь не случайно! У городских ворот в годы Великой Отечественной войны проходила заградительная противотанковая линия! Граница Ораниенбаумского пятачка! Четыре пирамидки – память о тех тяжёлых временах в этой нынешней мёртвой зоне!
Но я не буду переходить дорогу. Скоро я поднимусь по склону Литоринового уступа и буду гулять в верхней части города Ломоносова. А пока загляну в историю «пригорода пригорода»!
Продолжение здесь:
А начало книги здесь! Переходите по ссылкам, читайте всю книгу:
От автора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!