Найти в Дзене

ПЕТЕРГОФ. ЛЬВИНЫЙ КАСКАД И МЕМОРИАЛЬНАЯ СКАМЬЯ (Западная часть Нижнего парка)

Предыдущая публикация: Главные аллеи Нижнего парка спроектированы так, чтобы вывести посетителей к миниатюрным парковым дворцам, достойным изумления. Две аллеи в западной части парка, проложенные от Воронихинской колоннады, разделены двумя рядами подстриженных лип. Одна из них выводит к фонтану «Ева», другая, тянется до дворца Эрмитаж, пересекая три главные парковые аллеи (Берёзовую, Марлинскую и Малибанскую). В конце каждой из них виден один и тот же дворец Марли. Двигаясь по аллеям парка, оказываясь в местах их пересечения, посетители постоянно стоят перед выбором – куда свернуть? Как правильно спланировать маршрут? Я ориентируюсь на два фонтана: «Еву» в западной части и «Адама» в восточной. Их нельзя пропустить, и от них всегда можно выйти ко всем главным достопримечательностям Нижнего парка Петергофа. От «Евы» по Марлинской аллее я двигаюсь прямо, к дворцу Марли, оставив «Эрмитаж» на обратный путь. И тут вдруг слева возникает грандиозное сооружение из тёмно-серого гранита, напомина
Оглавление
Львиный каскад /фото из личного архива, 2017/
Львиный каскад /фото из личного архива, 2017/

ВЕЧНЫЙ ПРАЗДНИК под названием «ПЕТЕРГОФ»

ЗАПАДНАЯ ЧАСТЬ НИЖНЕГО ПАРКА

Предыдущая публикация:

ЛЬВИНЫЙ КАСКАД

Каскады Нижнего парка, задуманные Петром

Главные аллеи Нижнего парка спроектированы так, чтобы вывести посетителей к миниатюрным парковым дворцам, достойным изумления. Две аллеи в западной части парка, проложенные от Воронихинской колоннады, разделены двумя рядами подстриженных лип. Одна из них выводит к фонтану «Ева», другая, тянется до дворца Эрмитаж, пересекая три главные парковые аллеи (Берёзовую, Марлинскую и Малибанскую). В конце каждой из них виден один и тот же дворец Марли. Двигаясь по аллеям парка, оказываясь в местах их пересечения, посетители постоянно стоят перед выбором – куда свернуть? Как правильно спланировать маршрут? Я ориентируюсь на два фонтана: «Еву» в западной части и «Адама» в восточной. Их нельзя пропустить, и от них всегда можно выйти ко всем главным достопримечательностям Нижнего парка Петергофа.

От «Евы» по Марлинской аллее я двигаюсь прямо, к дворцу Марли, оставив «Эрмитаж» на обратный путь. И тут вдруг слева возникает грандиозное сооружение из тёмно-серого гранита, напоминающее античный храм. Находясь между двумя аллеями, Берёзовой и Марлинской, его не видно во время движения по ним. Для тех, кто впервые гуляет по парку, оно возникает неожиданно и производит должный эффект. Это – один из петергофских каскадов. Их в Нижнем парке всего четыре. В них вода не поднимается вверх, а падает вниз. Создавая парк, Пётр решил построить в нём четыре дворца: Большой дворец, и три небольших – Марли, Эрмитаж и Монплезир. Каждому дворцу он решил посвятить каскад. Три из них естественным образом размещены на склонах Литоринового уступа. Их создание началось ещё при Петре 1. Четвёртый каскад заложить при жизни царя не успели. И дворец Эрмитаж на долгое время остался без каскада.

Создание первого Эрмитажного каскада

Вернулись к замыслу Петра только на рубеже 18 и 19 столетий, однако от первоначальной идеи разместить каскад на склоне отказались. Что послужило причиной, неизвестно. Возможно, решили создать нечто оригинальное. Эрмитажный каскад появился на исходе 18 столетия (в 1799-1800 годах) и был создан по проекту архитектора Андрея Воронихина. Но не спускался со склона, а был поставлен прямо напротив дворца, чтобы его можно было рассмотреть со всех сторон, не поднимаясь в гору. Выглядел тогда каскад иначе. Он представлял собой конструкцию их двух бассейнов, расположенных один над другим. Верхний бассейн был украшен вазами, из которых поднимались струи фонтанов. Вода переполняла чашу верхнего бассейна и эффектно спускалась в нижний по двум скруглённым ступеням. В 1801 году каскад украсили две статуи бронзовых львов (скул. И. Прокофьев), которые были обращены к зданию Эрмитажа. И каскад получил название «Львиный фонтан».

Он выглядел лаконично, соответствовал наступившей классической моде и атмосфере западной части Нижнего парка и эффектно украсил здание Эрмитажа, расположенное на конце ведущей от него аллеи. Рассмотреть дворец можно было с любого ракурса, обходя каскад вокруг. Особенно эффектно он смотрелся в ажурной пелене водяных струй! Но сложенные из мягкого путиловского известняка бассейны каскада под воздействием постоянно движущейся воды очень быстро стали разрушаться, и уже в середине 19 века (1854-1857) встал вопрос о реконструкции каскада.

Создание «Львиного каскада»

Новый каскад был создан по проекту Андрея Штакеншнейдера. Архитектор сохранил два разноуровневых бассейна. При этом чаша нижнего была увеличена, а по контуру прежнего каскада с трёх сторон выросла колоннада. Новый каскад получился торжественный и величественный. В отличие от традиционного водного декора парка, здесь – никакой позолоты, но и без неё каскад поражает своей изысканностью. Никаких излишеств! Вся красота – в совершенстве форм и пропорций!

Львиный каскад /фото из личного архива, 2017/
Львиный каскад /фото из личного архива, 2017/

Четырнадцать колонн сооружены из серого сердобольского гранита и декорированы беломраморными капителями и карнизами. Из поставленных между колоннами плоских мраморных ваз взлетают вверх водяные струи, поднимаясь на высоту колонн. А в центре каскада установлена статуя нимфы Аганиппы – персонажа древнегреческих мифов. Она – покровительница чудодейственного источника у горы Геликон. Кто пригубит из него, наполнится поэтическим вдохновением! И тянулись к источнику творческие люди.

Львиный каскад /фото из личного архива, 2017/
Львиный каскад /фото из личного архива, 2017/

Вода из источника и водомётов ваз наполняет верхний бассейн, а затем спускается каскадом по двум полукруглым ступеням в основную чашу. Туда же устремляются струи, которые выпускают 22 маскарона, установленные вдоль гранитного цоколя колоннады. Завершают композицию львы, установленные почти у самого Литоринового уступа по обе стороны от разорванной в этом месте колоннады. Они сохранились с первого фонтана и сохранили имя «Львиному каскаду».

Вид на Львиный каскад и дворец Эрмитаж с Берёзовой аллеи /фото из личного архива, 2024/
Вид на Львиный каскад и дворец Эрмитаж с Берёзовой аллеи /фото из личного архива, 2024/

Впрочем, «сохранились» – слово, не подходящее к Петергофу. Ведь война полностью уничтожила его! Львиный каскад дольше всех лежал в руинах.

Руины в мирном Петергофе. Семейная история

Однажды эти руины, как гром среди ясного неба, ворвались в моё счастливое детство. Каждое лето мы ездили в Петергоф. Сначала всей семьёй, потом приезжали гости и мы отправлялись на фонтаны большой компанией. Было шумно и весело. Программа, наверное, была годами отработана родителями: Верхний сад с величавым Нептуном, золото Большого дворца и великолепие Большого каскада, мощная струя Самсона и стройные Воронихинские колоннады. Все эти петергофские персонажи так хорошо были знакомы с детства, что каждое лето не терпелось с ними встретиться!

Годами складывались семейные традиции: фотосессия со львами у ступеней колоннады, потом кидание монеток на уточек, за которыми гоняется собачка Фаворитка. Ну а дальше, конечно, к шутихам! Мы всегда от Большого каскада шли сначала в восточную часть парка. В западную часть, конечно, тоже ходили, но не всегда. Тем не менее, я знала и каскад «Золотая гора», и два миниатюрных дворца тоже всегда с радостью узнавала! Но тогда, казалось, так долго и скучно до них идти! То ли мы уже уставали к этому времени, то ли после весёлых водных развлечений теряли интерес.

Я незаметно выросла, а Петергоф, мне казалось, с годами не менялся. Всё те же персонажи, и всё тот же маршрут. Но однажды на нашем пути возникли руины! Самые настоящие! Разбитые колонны из серого гранита и осколки их капителей грудой лежали совсем рядом с парковой аллеей. Информационная табличка сообщала, что это – «Львиный каскад», разрушенный войной!

До сих пор помню тот ужас, который испытала! Это было реальное страшное свидетельство такой далёкой, казалось, войны! В одну минуту пришло её осознание и накрыло щемящее чувство! Я трогала обломки и ощущала соприкосновение с чем-то, до сей поры незнакомым, словно переносилась туда, где меня не было. Еще не понимая, что это – шаг в историю, я чувствовала её.

Почему я никогда не видела этих руин? Я задавала этот вопрос родителям и никак не могла отойти от груды камней, от которых исходила притягательная сила! А родители торопились! Прогулка затянулась. Пора было уходить. Помню, что я взяла с родителей слово – в следующий раз мы начнем прогулку в Петергофе с разрушенного «Львиного каскада»!

Родители сдержали слово. Но руины исчезли, как будто и не было! На их месте стоял высокий синий забор! Как же было досадно! До слёз! Как будто я что-то упустила, потеряла, не досмотрела! Меня успокаивали, уверяли, что скоро мы увидим настоящий фонтан, восстановленный! А я плакала по утраченным руинам! Ещё много лет я ходила проверять свой «Львиный каскад» – сначала сама, потом с детьми. А его всё не было.

Дети незаметно выросли, а Петергоф перестал быть ежегодным праздником. И вот однажды я пришла в парк и увидела его – «Львиный каскад». Это было волшебство! Это была сказка! Последний воссозданный после войны шедевр Петергофа во всей красе предстал перед посетителями парка на рубеже 21 века в 2000 году. И теперь, бывая в Петергофе, я каждый раз иду к «Львиному каскаду» и с волнением жду, когда он появится на пути.

Львиный каскад /фото из личного архива, 2020/
Львиный каскад /фото из личного архива, 2020/

А потом любуюсь игрой света: лучи солнца то прячутся за колоннами, то играют с водяными струями, а нимфа беспрестанно льёт воду, движением руки, словно отстранившись от происходящего вокруг. Так хочется запечатлеть этот момент, но фотографии не получаются...

Сторожевые львы

В Петергофе не стоит спешить, чтобы не просто пройти мимо фонтанов и других его достопримечательностей, а увидеть его с разных ракурсов, насладиться гармонией воды, зелени парка и рукотворных творений человека. Петергоф надо почувствовать! Поэтому «Львиный каскад» стоит обойти вокруг. Стоя на Марлинской алле, трудно рассмотреть львов, а приблизившись к ним, легко узнать! Это «сторожевые» львы с шариком под лапой. В Петербурге собратьев этой пары с «Львиного каскада» можно встретить в разных местах. Таких львов считали верными стражами. Считается, что пока лев держит шар, он не спит и надёжно охраняет дом.

Прообразами размноженных в бронзе петербургских львов послужили статуи их флорентийских родственников, установленные на главной площади Флоренции. В период увлечения античностью в конце 18 века с найденных при раскопках древних статуй стали делать гипсовые слепки. Россия сумела собрать достаточно большую коллекцию подобных античных копий (пока их не запретили), разместив её в Академии художеств Санкт-Петербурга для обучения будущих мастеров. Среди них оказались и полюбившиеся горожанам сторожевые львы. Добрались они и до Петергофа. Да не уберегли императорскую резиденцию. Их тоже пришлось восстанавливать после войны.

Скамейка скорби среди петергофского праздника

Стоя за «Львиным каскадам, мы оказались практически недалеко от южной границы парка, которая тянется по краю Литоринового уступа. У его подножия привлекает внимание мраморная скамья, огороженная решёткой. Над ней на пьедестале из серого камня возвышается небольшая мраморная головка прекрасной девушки. И почти сразу появляется ощущение мемориального значения этого памятника. Многие не проходят мимо, делают фотографии, читают посвятительную надпись, убеждающую в обоснованности догадок, и идут дальше, немного сконфузившись и не всегда понимая, почему эта скамья появилась в Петергофе, кому и по какому поводу поставлена.

Мемориальная скамья памяти в.кн. Александры Николаевны /фото из личного архива, 2020/
Мемориальная скамья памяти в.кн. Александры Николаевны /фото из личного архива, 2020/

На самом деле, в Петергофе, где царит вечный праздник, её и не должно было быть. Она находилась в Александрии, семейной усадьбе императора Николая 1, расположенной рядом с Нижним парком Петергофа. Скамья была установлена недалеко от дворца Коттедж, в котором в летнее время проживала императорская семья. В 1844 году произошла трагедия. Безвременно скончалась младшая дочь императора Александра Николаевна, в браке принцесса Гессенская. Она была необыкновенна красива, талантлива и нежна. Чахотку у неё обнаружили ещё до замужества, однако диагноз поставили не сразу, и лечение своевременно не было назначено. Беременность осложнила течение болезни. В преждевременных родах, родив мёртвого сына, 19-летняя Александра умерла.

Бюст в.кн. Александры Николаевны /фото из личного архива, 2020/
Бюст в.кн. Александры Николаевны /фото из личного архива, 2020/

Семья скорбела от безутешного горя. В память о дочери Николай решил поставить в летней усадьбе скамью, где можно будет в тишине и покое предаваться воспоминаниям о так рано ушедшей из жизни дочери. Скамья была изготовлена по проекту архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера и установлена в 1845 году в Александрии рядом с домом, где проживали великие князья Николай и Михаил, дети императора. В центре скамьи на небольшой колонне был укреплён мраморный бюст принцессы Гессенской, изготовленный скульптором Иваном Петровичем Витали.

После революции и Александрия, и Петергоф стали «всенародным достоянием» и были открыты в качестве музеев. Однако вскоре планы в отношении Александрии изменились. Вновь музейным комплексом она стала только в послевоенное время. По какой причине эту скамью решили перенести в Петергоф в 1932 году? Могу лишь предположить, что связано это было с творчеством архитектора, изготовившего скамью. Не признать заслуги Штакеншнейдера в облике Петербурга, ставшего к этому времени Ленинградом, было невозможно. А вот о роли и жизни императоров в то время говорить было не принято. И скамья, как архитектурный памятник, была перемещена в Петергоф и поставлена рядом с более грандиозным сооружением того же мастера. В годы войны скамья была разрушена, а бюст императорской дочки сохранился. Сейчас он находится в музее дворца Коттедж. С него и сделали копию, восстановив скамью одновременно с каскадом в 2000 году. И теперь, возникая на пути, она неожиданно возвращает нас в те времена, когда Петергоф принадлежал российским монархам, когда они гуляли по аллеям парка и демонстрировали его своим гостям.

За участком, отведённым дворцу Эрмитаж и «Львиному каскаду», начинается ансамбль Марли. Отдав дань памяти императорской дочери и продолжая дальше прогулку, можно, конечно, пройти по Берёзовой аллее, которая тянется за статуями львов каскада. Но я люблю выходить к Марли по центральной Марлинской аллее.

Вот в следующий раз Марлинская аллея и выведет к ансамблю Марли. Будем любоваться панорамными видами и, как всегда, заглядывать в историю.

Продолжение читайте по ссылке:

А начало прогулки здесь:

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!