ОРАНИЕНБАУМ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ?
Предыдущие главы:
Глава 5. НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ, НА ГРАНИЦЕ ВРЕМЁН
27. Дворцовое наследие Ораниенбаума
Увлекая читателей в историю Ораниенбаумского парка, я неспешно и последовательно гуляла от дворца к дворцу, следуя хронологии их появления и связывая их с историческими персонажами, обитавшими в усадьбе на протяжении 18-19 веков. Большой дворец, что стоит на возвышении природного уступа и является украшением побережья, называют дворцом Меншикова по фамилии первого владельца и основателя Ораниенбаума. С него в 1711 году началась история усадьбы. Перед дворцом ещё в 18 веке был разбит живописный парк в регулярном французском стиле. После опалы Меншикова, дворец стал достоянием государства и в нём открыли военный госпиталь.
Но в 1743 году владельцем Ораниенбаума становится великий князь Пётр Фёдорович, получив усадьбу от тётушки Елизаветы Петровны после того, как был провозглашён наследником российского престола. Меншиковский дворец стал местом обитания в летнее время его семьи, Малого императорского двора. При Петре Фёдоровиче в Ораниенбауме появляется Картинный дом, совмещающий функции художественной галереи, библиотеки и театра, и крепость Петерштадт. Она была «потешной», не имела стратегического значения и служила для развлечения наследника и его «военных экзерсисов» (занятий), однако представляла собой шедевр дворцово-паркового искусства 18 века. К сожалению, до наших дней сохранились лишь 2 постройки ансамбля крепости – дворец Петра 3 и въездные ворота. Задумав строительство Петерштадта, владелец Ораниенбаума намеревался «играть» здесь в военачальника, представляя себя императором. Однако, став им, защитить себя от дворцового переворота не сумел.
Его свергла с престола собственная супруга, взошедшая на престол как Екатерина 2. Она развернула в Ораниенбауме грандиозное строительство, создав архитектурный ансамбль «Собственной дачи». В него вошли летний Китайский дворец со служебными павильонами (сохранились под названием Китайская кухня и Кавалерский корпус) и развлекательный комплекс Катальной горы, от которого до наших дней дошёл лишь служебный павильон огромных размеров, похожий на дворец.
Все эти постройки в 19 веке достались семье великого князя Михаила Павловича, внука Екатерины 2. До самой революции новых дворцов в парке больше не возводили, а старые лишь незначительно перестраивали «под себя» новые хозяева, стараясь сохранить их внешний облик. Для проживания семьи использовались Большой дворец (дворец Меншикова) и Китайский дворец. Первый, со временем, утеплили, что позволило жить в усадьбе и в холодное время года. При этом внутренние его интерьеры были существенно изменены. Китайский дворец оставался летним, но исторические залы для проживания не использовали, сохраняя их в облике 18 столетия.
Дворец Петра 3 оставался мемориальным памятником, а в павильоне Катальной горки устраивали время от времени семейные праздники и танцевальные вечера. А вот во время войн семья потомков Михаила Павловича, герцогов Мекленбург-Стрелицких, занимаясь благотворительностью, использовала парковые павильоны для военных нужд. В годы Русско-Японской войны в павильоне Катальной горки хранились запасы медикаментов, другие нежилые постройки парка были приспособлены под лазареты.
28. Метаморфозы павильона с загадочным прошлым
Те, кто посещал Ораниенбаум в наши дни, наверное, заметили, что лишь одну парковую постройку я обошла вниманием. Во-первых, она не была дворцом, а во-вторых, не вписалась в хронологию повествования. Однако практически никто, гуляя по парку, мимо неё не проходит. Этот павильон носит название Каменное зало. О том, откуда и когда он появился, кто его автор, историки спорят до сих пор. Известно, что он использовался как театральный зал во время пребывания в Ораниенбауме Малого двора. Поэтому его появление приписывают Растрелли, который работал в усадьбе в середине 18 века, приспосабливая её для новых владельцев. Но есть предположение, что здание было построено раньше по проекту Михаила Земцова (1683-1748) и лишь перестраивалось Растрелли, после чего получило сначала название Новый дворец, а потом – Маскарадный театр. Так или иначе, первое упоминание об этой постройке относится к середине 1750-х годов.
Первоначально от центрального каменного павильона отходили деревянные галереи. Если представить, как это выглядело, станет ясно, что здание напоминало традиционный усадебный дом 18 века. Возможно, оно им когда-то и было, а поставлен этот дом был ещё на землях, выданных кому-то из приближённых Петра 1, по соседству с землями Меншикова. Развёрнутый к зданию с южной стороны П-образный пруд – нередкий спутник особняков 18 века. Вспомним теперь, что в начале 1750-х годов супруга великого князя Екатерина Алексеевна приобрела у князей Голициных участок западнее Большого дворца под строительство своей Собственной дачи. Сложив эти факты, напрашивается мысль, что это был усадебный дом в заброшенной усадьбе Голицыных, однако подтверждения этому пока не нашла.
Информация об этом павильоне начинается с его театральной жизни в Ораниенбауме. Здесь великая княгиня Екатерина Алексеевна устраивала праздники для своего мужа, пытаясь вызвать его расположение и вернуть внимание к себе. А вот когда после восшествия на престол Екатерины 2 творивший в Ораниенбауме архитектор Ринальди начал работы по созданию Собственной дачи, это здание он включил в архитектурный ансамбль.
К 19 веку деревянные галереи старого паркового павильона обветшали. По поручению Александра 1 работы по перестройке здания и приспособлению его под лазарет были поручены работавшему в Ораниенбауме Василию Стасову. Он разобрал галереи, а сохранившийся центральный корпус, в котором раньше располагался зал со сценой, Стасов называл «Каменное зало». Название так и закрепилось за этим павильоном.
А для семейства великого князя Михаила Павловича Каменное зало стало «центром притяжения», где все любили собираться на уютные семейные праздники в фамильной лютеранской церкви. Ещё великая княгиня Елена Павловна перестроила Каменное зало под лютеранскую кирху святой Елены (в 1847 году). Приехав в Россию из Германии, став русской княгиней, она приняла православие. Но её придворные, прибывшие с ней, веру не меняли. О них и позаботилась великая княгиня, и оказалась дальновидной. Очень скоро почти все её потомки станут лютеранами.
Когда в начале 20 века производили ремонт кирхи, над алтарной частью возвели небольшую колокольню. Она сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны и при очередной реставрации её демонтировали.
29. Герцог, навсегда оставшийся в Ораниенбауме
В Ораниенбаумской кирхе в 1909 году состоялось отпевание герцога Георгия Георгиевича Мекленбург-Стрелицкого. Он скончался в своём доме на Фонтанке неожиданно. Ему было всего 50 лет (примерно столько же лет на земле было отпущено его отцу и деду). Похоронили герцога в его любимом Ораниенбаумском парке, выполняя его волю. Над могилой установили крест из чёрного мрамора, надпись на котором сообщала: «Здесь покоится глубоко почитаемый муж и отец и великий гражданин Ораниенбаума». Спустя 4 года в этой же могиле похоронили его младшую и любимую дочь Наталью. Она умерла в 19 лет, повторив печальную судьбу своих двоюродных бабушек, сестёр Екатерины Михайловны, которые ушли из жизни в юном возрасте.
Герцог навсегда остался в своем парке! Он не узнал, что пройдёт совсем немного времени, и Ораниенбаум уже не будет семейной усадьбой! Он станет народным достоянием! Этот народ разорит его могилу и надолго забудет о том, что здесь покоится «великий гражданин Ораниенбаума»! Исчезнет мраморный крест над могилой, пройдет полвека, и рядом появится лёгкая летняя эстрада с танцплощадкой, где будет звучать музыка и танцевать молодёжь, которая по чьей-то недоброй воле должна была вычеркнуть из памяти дворянское прошлое своей страны.
Но времена меняются! Место захоронения ораниенбаумского герцога было найдено, на могилу возложен мемориальный камень-валун, на котором укреплена памятная табличка. Однако до сих пор не каждый посетитель парка подходит к камню, а прочитав имя погребенного под ним, не каждый отдаёт дань памяти герцогу. Кто знает его теперь?! Для большинства гостей Ораниенбаум так и остаётся Меньшиковским да Екатерининским. Вряд ли посетители Большого дворца во время часовой экскурсии успевают разобраться в родословной герцогов Мекленбург-Стрелицких, где в воссозданном кабинете Георгия Георгиевича экскурсоводы рассказывают об этом ораниенбаумском семействе.
А герцог не мог даже представить, что наступят времена, когда родные и любимые люди больше не придут к его могиле! Они навсегда покинут Россию, и судьба его потомков больше не будет связана с его родиной. А ещё герцог никогда не узнает, что отказавшись однажды от своих герцогских прав ради любви, именно его сын, лишённый династических прав, встанет во главе дома Мекленбургского в Европе.
30. Судьба герцогов из Ораниенбаумского парка
Ораниенбаумские герцоги Мекленбург-Стрелицкие (Елена и Михаил) и жена их покойного брата Георгия графиня Карлова с детьми покинули Россию после революции. Перебравшись в 1919 году в Европу, после скитаний они, наконец, обосновались в Англии. Их дом всегда был открыт для эмигрантов из России. Наталья Фёдоровна не переставала заниматься благотворительностью, принимая участие в деятельности Красного Креста. Скончалась графиня Карлова в Каннах в 1921 году, не узнав, что её младший сын Георгий Карлов вскоре станет герцогом Мекленбург-Стрелицким.
Михаил Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий был уволен из российской армии сразу после падения дома Романовых в ходе февральской революции 1917 года. В 1918 году в герцогстве Мекленбург-Стрелицком тоже была свергнута монархия. После смерти в этом же году последнего бездетного герцога Адольфа Фридриха 6 Михаил Георгиевич, тоже бездетный, остался последним представителем мужской линии этого европейского династического дома. В 1928 году он усыновил племянника Георгия Георгиевича Карлова, сына своего умершего брата Георгия, вернул ему фамилию и все династические права, которых тот был лишён, родившись в морганатическом браке.
После этого Михаил Георгиевич вместе со своим усыновлённым племянником поселился в Мекленбурге, в старом семейном имении Ремплин, где они находились в крайне бедственном положении. Туда же переехала их сестра и тётушка Елена Георгиевна. Её падчерицы, дети рано умершего мужа принца Саксен-Альтенбургского от первого брака, помогали семье в эти трудные времена. В семейном Ремплине и ушли из жизни ораниенбаумские герцоги, буквально друг за другом: Михаил умер в 1934, Елена – в 1936 году. Их племянник Георг с 1934 года стал главой дома Мекленбург-Стрелицких и оставался им до самой смерти в 1963 году. Затем высший герцогский титул последовательно переходил его потомкам по мужской линии: сначала сыну Георгу Александру (1921-1996), затем внуку Борвину (род. 1956)
Дочери Натальи Фёдоровны к моменту эмиграции уже были замужем за представителями рода князей Голицыных. Екатерина Георгиевна (1891-1940) выехала из России вместе с мужем и, добравшись до Англии, осталась проживать там со своим семейством. У нее было трое сыновей. Один из них, Георгий Владимирович Голицын (1916-1994), успел родиться в России. Он посвятил свою жизнь изучению истории и налаживанию дружеских связей со своей прежней родиной. Граф завещал захоронить его прах в Ораниенбауме. В 1994 году его воля была исполнена. Потомки сыновей Екатерины Голицыной живут и сейчас в Европе.
Рассказ о былых временах Ораниенбаумского парка подошёл к тому самому месту истории, когда мир перевернулся! Прежние хозяева жизни страдали, новые торжествовали! Но жизнь продолжалась, и парк остался жить! Просто он стал другим, и его полюбили другие люди! Ораниенбаум входил в 20 век в новом качестве – он стал всенародным достоянием! И это тоже уже история, о которой, непременно, стоит рассказать.
Продолжение здесь:
А здесь начало книги:
От автора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!