Часть 3. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ
Где же Зимний?
А Вы когда-нибудь задавались в Летнем саду детским вопросом: «А где же Зимний?» Конечно, где Зимний дворец мы все знаем, но он был достроен лишь к вступлению на престол внука Петра 1, императора Петра 3. К этому времени уже 30 лет прошло после смерти основателя города. А ведь именно Пётр 1 разделил жизнь горожан на 2 сезона, а не на 4. (И как же оказался прав!) Свой дворец в первом «загородном» саду Пётр назвал Летним. Значит, точно должен был быть петровский Зимний! Конечно, должен и был! Только вот где?
Этим вопросом озадачился ещё Николай 1 в 19 веке. Вернее, теоретически было ясно, ведь сохранились гравюры с изображением петровского зимнего дворца на Неве, напротив Петропавловской крепости. Но вот поверить в то, что дворец основателя Санкт-Петербурга был попросту уничтожен и бесследно исчез в ходе последующей застройки-перестройки набережной, было трудно. Так в 19 веке и не нашли потомки Петра 1 его Зимний дворец, и он считался безвозвратно утерянным. И только в конце 20 века свершилось чудо!
Сегодня каждый желающий, прогуливаясь вдоль Зимней канавки, бывшего Зимнедомного канала, может увидеть часть стены петровского Зимнего дворца, оставленной реставраторами Эрмитажного театра (1783-1787, арх. Дж.Кваренги).
Здание театра входит в череду построек Зимнего императорского дворца и сегодня принадлежит музею Эрмитаж. Именно на месте театра, появившегося при Екатерине 2, и находился прежде Зимний дом царя, основавшего Петербург. Но, нет! Не могла эта императрица, ставшая «Великой» вслед за кумиром дома Романовых, так жестоко расправиться с памятью о Петре 1 и уничтожить его дворец. Тогда что же произошло?
Первый дворец на будущей Дворцовой набережной
Давайте-ка снова заглянем в петровское время. Когда началось строительство Адмиралтейства (1704), у Петра, как обычно, возникла необходимость построить рядом с новой стройкой временный «Дворец Его Величества». Ну, чтоб «не бегать» каждый раз через Неву отдохнуть в Красных хоромцах! Место опять Пётр выбирал осознанно и продуманно. Напротив – строится первая крепость (Петропавловская), слева – вторая (Адмиралтейство), справа ведутся работы по созданию сада-огорода. В ходе этих работ после вырубки деревьев и осушения болота образовался Большой луг (нынешнее Марсово поле), где и рядом с Зимним домом, и рядом с Летним можно устраивать грандиозные праздники с потешными огнями-фейерверками.
К этому времени Пётр уже знал, что в новом городе он останется навсегда. Потому и дом был не совсем уж временным, но, по-прежнему, небольшим, всего из шести покоев. Из камня и кирпича ещё дома не строили. Всё шло на крепости, зато одноэтажный деревянный дом с мезонином и треугольным фронтоном (1707-1709) был покрыт черепицей.
Но мода на черепичные крыши в России продержалась недолго. Несмотря на тяжесть черепичного материала, для петербургской непогоды крыши стали своеобразной забавой. Ураганы нередко сносили черепицу с крыши играючи вертели её обломками над городом. К тому же, производство черепицы было дорогостоящим, наладить его не успели, и очень скоро крыши стали крыть листовым железом. Говорят, промышленник Демидов, владелец металлургических фабрик на Урале, обратился с просьбой к царю поддержать «отечественного производителя». И переменчивый Петр, ещё недавно влюбленный в голландскую черепицу, издаёт указ, согласно которому все кровли в Санкт-Петербурге должны были крыться металлом. С тех пор крыши из листового железа стали настоящей петербургской традицией. Но этот первый Петровский дворец был ещё с черепичной крышей.
Свадебные палаты
Вскоре этот дом оказался в одном ряду с домами сподвижников Петра 1, протянувшимися вдоль левого берега Невы, и не всегда выгодно от них отличался. Зимним он ещё тогда не был. Дом и дом, только царский, но Петра это мало беспокоило. Его, наверное, ещё и за дворец не считали, а потому часто отсчёт дворцов Петра начинают со следующего дворца (отчего в интернете - полная путаница). Но он всё-таки был, это черепичный Первый Зимний дом Петра!
А следующий дворец (1712) Пётр 1 получил в подарок к свадьбе с Екатериной Алексеевной от лучшего друга. Александр Меншиков, первый генерал-губернатор Петербурга, в отличие от Петра, обожал роскошь и к этому времени обзавёлся собственным огромным дворцом на Васильевском острове. Это был первый каменный дворец в Петербурге, поражал роскошью и великолепием, а потому Пётр 1 нередко использовал его в государственных целях.
Вот и решил Меншиков подарить на свадьбу молодым Свадебные палаты (1711-1715), выстроив их на свои собственные средства. Наверное, мечтал Алексашка, чтобы уже семейный Пётр остепенился и имел-таки дом, соответствующий царскому статусу! (Уж вряд ли из корыстных целей! Не жалко же ему было собственного дворца для царственного друга!). Этот трёхэтажный особняк строили из красного кирпича. В Петербурге и его окрестностях уже наладили его производство в достаточных количествах. Затем дворец оштукатурили и окрасили в белый цвет, позолотив рамы окон. И он, в самом деле, напоминал невесту в белом платье. От Мойки ко дворцу прорыли небольшой канал, заканчивающийся прудом-гаванцем, чтобы Пётр из дома мог легко отправляться гулять по Петербургу по его водным дорогам.
Новые Зимние набережные палаты
Свадебные палаты находились за первым царским домом, который разобрали после их постройки. И царская усадьба оказалась в глубине остальных домов, стоявших на набережной. Но город стремительно рос. Появились первые планы его застройки. Когда Пётр издал указ строить дома вдоль Невы «единою фасадой», начинать пришлось с царского дворца. Так в 1716 году начались работы по строительству нового, третьего петровского дворца на Неве. Теперь уже Пётр критически относится к проекту, тщательно изучает его и вносит свои коррективы. Он строит не просто дом, а столичную резиденцию главы русского государства. Она должна соответствовать статусу, образу жизни и вкусам царя. При этом дворец должен стать «лицом» Санкт-Петербурга, быть торжественным, величественным, но не сильно выделяться среди прочих городских построек. Непростая задача. Но именно с этого дворца начинается ансамблевое зодчество Петербурга.
Строительство в этот раз растянулось надолго (1716-1723). В работах принимали участие архитекторы Георг Маттарнови, Николай Гербель и Доминико Трезини. Гаванец засыпали. Вдоль западного корпуса дворца проходил Зимнедомный канал, соединивший теперь Мойку с Невой. Центральная часть дворца была оформлена в виде триумфальной арки и обильно украшена скульптурой. Это уже не первые скромные постройки в стиле петровского барокко. Ведь теперь Пётр строит во славу Отечества на века! К окончанию строительства он уже император, и дворец становится Зимней императорской резиденцией.
Помимо личных покоев во дворце устроен Тронный зал и другие парадные залы для приёмов и праздников. В ноябре 1723 года в Большом зале дворца отпраздновали завершение строительства, а в декабре – помолвку старшей императорской дочери Анны с герцогом Голштинским, будущими родителями третьего по счёту императора с именем Пётр на российском престоле. Пройдёт чуть больше года, и этот же зал станет «Печальной» или «Погребальной» залой…
Он не дожил, не долюбил, не достроил…
...Он уже несколько месяцев был измучен изнурительными болями почечной болезни. Она обострилась после того, как царь во время сильнейшего осеннего наводнения увидел у берегов Лахты терпящую бедствие лодку и кинулся спасать людей. Это был 1724 год. Как станет известно позже, каждые 100 лет 24-й год столетия отмечался сильнейшими, вошедшим в историю, наводнениями! Пётр переохладился в воде и простудился.
Кто не знает: заболел – лежи, пока не поправишься! Но кто из нас так поступает? Всё дела неотложные! К тому же, зная характер Петра, понятно, что не лежал! А потому начались осложнения! Обострились все хронические заболевания. Ему становилось то лучше, то хуже. В январе он принял участие в праздничных гуляниях на Крещение. После этого стало совсем плохо. Лекари, как всегда, спорили о причинах болезни и методах лечения, но, как всегда, с кардинальными мерами затянули. Рядом с умирающим императором всё это время была его любимая женщина, бывшая простолюдинка, будущая императрица Екатерина 1.
...С ней всегда становилось легче. Пётр страдал сильнейшими головными болями. Во время приступа царь клал голову ей на грудь, она гладила его по голове, как ребенка, и он засыпал. А она недвижно охраняла его сон. Когда он просыпался, боль отступала. Это была сила любви...
В страшных мучениях, обессилевший от боли, в ночь с 27 на 28 января (с 8 на 9 февраля по новому стилю) 1725 года Пётр 1 скончался в своём новом Зимнем дворце. Ему было только 53 года. У него ещё было столько планов...
Дворец не ко двору
После постройки нового, третьего петровского дворца, прежний разобрали. После смерти Петра 1 его супруга, став императрицей, за своё недолгое царствование успела дворец перестроить, расширив в сторону современной Миллионной улицы. Но работы завершены не были, и их продолжили. Предполагалось, что во дворце будет жить Пётр 2, но его опекуны юного царя увезли царствовать в Москву.
Вернувшейся в столицу в статусе императрицы Анне Иоанновне «королевство», показалось маловато. Рядом с Зимним дворцом её дядюшки Петра 1 оказался дворец его легендарного сподвижника, первого Президента Адмиралтейств-коллегии, адмирала Фёдора Апраксина. Он, также как и Пётр, неоднократно перестраивал свой дом, и в итоге он превзошёл царский. Если не внешним обликом, то уж размерами точно! К этому времени уехавший вместе с двором Петра 2 Апраксин уже скончался в Москве, и Аннушка заселяется в его дворец. И этот дворец теперь становится Зимним императорским дворцом, а Петровский дом приспосабливают и перестраивают под разные нужды двора. Анна Иоанновна разместила там первую Школу танца, прародительницу знаменитого Русского балета, а Елизавета Петровна Гвардейскую роту, оказавшую ей услугу во время её восхождения на престол. Так что, когда императрицей стала Екатерина 2, сохранять на месте старого петровского дворца уже было нечего, и она решает построить здесь Эрмитажный театр.
Окунуться в атмосферу Петровского Зимнего
Обо всём этом ещё несколько десятилетий назад знали лишь специалисты, изучавшие петровское время. Только чисто теоретически. А сегодня познакомиться с историей петровского Зимнего дворца может любой посетитель Эрмитажа, купив единый билет в музей, или отдельный на посещение Зимнего дома Петра 1. Что здесь можно увидеть? Сохранившиеся стены, оставшиеся от галереи в петровском доме.
Можно ощутить 300-летний налет времени, оказавшись у этих стен и поняв, что находишься глубоко под землёй. А ещё здесь повсюду старинные гравюры петровского времени. Они так наглядно демонстрируют и этапы строительства всех петровских Зимних дворцов, и жизнь под парусами в петровском городе, и давно исчезнувшие постройки той эпохи, что невольно начинаешь погружаться в атмосферу эпохи.
В музее в трёх восстановленных комнатах воссозданы исторические интерьеры, в которых можно увидеть мебель, привезённую Петром из Голландии, и его личные вещи. Здесь же находится «исчезнувший» со своего прежнего места в Эрмитаже трон и восковая фигура Петра Великого. Эту посмертную фигуру в полный рост Екатерина 1 заказала петровскому скульптору Бартоломео Карло Растрелли сразу после смерти мужа в 1725 году. Немного воображения, и последний день императора предстанет перед вами в почти безлюдных полутемных коридорах бывшего петровского дома.
Вот, пожалуй, и всё о городских петровских дворцах. Немного. И не богато. Но ведь были ещё пригородные. Сохранились ли? Если интересно, давайте в следующий раз об этом и поговорим.
Часть 3
От автора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!