Дворцовое направление развития Санкт-Петербурга
Разобравшись с петровскими дворцами, можно сделать вывод: Пётр 1 явно задал «дворцовое» направление развития Санкт-Петербурга и определил дворцовую норму для императорского статуса. У государя должен быть представительский дворец в городе, загородный представительский дворец, а также семейные пригородные усадьбы и приватные «Собственного Его Императорского Величества» дворцы. Последние – это уже дело хозяйское. В итоге при первом российском императоре на Неве появились два императорских дворца – Зимний и Летний, а на Петергофской дороге – загородная императорская резиденция Петергоф и небольшая семейная усадьба Стрельна. Собственные петровские дворцы после его смерти, как правило, императорской семьёй не использовались. Став ненужными, оставшись без «хозяйского глаза», они пришли в негодность и постепенно исчезли.
Это – наглядный пример действия закона архитектуры. Вывел его древнеримский архитектор-механик Марк Витрувий (жил в последнем столетии до нашей эры). Не вдаваясь в детали, суть его в следующем. Основу архитектуры составляет триединство понятий: «Польза-Прочность-Красота». Ненужные здания, утратившие своё назначение (пользу), начинают разрушаться, терять внешний облик и с ними приходится расставаться навсегда. Выход – найти новое назначение. Те дворцы, которые дожили до настоящего времени, обретали нового хозяина, и их жизнь продолжалась.
Все представительские императорские дворцы наследовались следующим императором и после смерти Петра 1 достались его супруге, принявшей престол. Екатерина 1 активно взялась перестраивать Зимний императорский дворец и существенно расширила его. При ней появились корпуса, протянувшиеся вдоль нынешней Зимней канавки и Миллионной улицы, образовавшие замкнутый внутренний двор на месте петровского гаванца, который был засыпан. По рекам и каналам ходить под парусами Екатерина 1 не собиралась, а потому пруд во дворе оказался лишним. Зато планировалось сделать парадный въезд во двор дворца со стороны Миллионной улицы для выездов в экипаже. С размахом готовилась жить в новом качестве вдова Петра 1, бывшая прачка-кухарка, да не получилось! Слишком недолго царствовала Екатерина 1.
Недолго и своими собственными дворцами пользовалась, которых у Екатерины было немало, но о них даже воспоминаний почти не осталось. А если вы попробуете озадачить всезнающий ГУГЛ, он с готовностью расскажет вам о знаменитом Екатерининском дворце в Царском Селе, который носит имя первой хозяйки, но никогда её не видел. Дело в том, что Екатерининский дворец в Царском Селе в том виде, каким мы его знаем, появился гораздо позже, при Елизавете Петровне. А что за дворец был у Екатерины 1 в Царском Селе и почему он там появился? К сожалению, даже гуляя по Царскосельскому парку, об этом вспоминают редко. Ведь в роскошной летней семейной усадьбе Романовых сегодня о том времени ничего не напоминает. Но именно с Екатерины Алексеевны, будущей Екатерины 1, начинается история всемирно известной загородной резиденции Романовых.
Забытая история Царского Села
Было бы естественным предположить, что название Царскому Селу дала расположенная в этом петербургском пригороде царская резиденция. Однако это не так. В те времена, когда эти места принадлежали шведам, здесь находилась Саарская мыза. Принято считать, что в переводе, то ли с шведского, но, скорее, с финского «Саарская мыза» означает «место на возвышенности». Но финско-русский переводчик отказывается понимать смысл словосочетания «Saari on myös» («Saari» – остров, «myös» – также). Так или иначе, но в этом месте до начала Северной войны, действительно, находился уединённый шведский дом с хозяйственным двором.
По мере того, как в результате Северной войны у шведов отвоёвывались все новые и новые земли, Пётр раздавал их своим приближенным с целью скорейшего освоения и заселения. Саарская мыза уже в 1703 году досталась генерал-губернатору освобождённого края Александру Даниловичу Меншикову, который с 1708 года активно начал вести здесь планомерное хозяйство, заселяя усадьбу и окрестные земли своими крепостными. Но потом, как обычно, Пётр передумал, и, на общих основаниях, как и другим своим приближённым, выделил Меншикову участки для постройки загородной резиденции на Петергофской дороге. А уже обустроенную Саарскую мызу у друга он отобрал и подарил матери своих детей Марте Скавронской, будущей супруге. 24 июня 1710 года по указу царя Саарская мыза, вместе с приписанными к ней деревнями и угодьями, была подарена будущей супруге Петра 1.
Марта Скавронская, ещё не царица, была на седьмом небе от счастья! Бриллианты да жемчуга девушка из народа могла и не оценить по достоинству, а этот подарок для неё показался поистине царским! Цену земле она отлично знала! Ведь теперь у неё было собственное, принадлежавшее ей хозяйство и крепостные, которые подчинялись её воле! И ей захотелось отблагодарить супруга и тоже сделать для него что-нибудь приятное. Фантазии хватило на маленький Охотничий домик, который её собственные крестьяне быстро построили по указу новой своей хозяйки, пока царь был на войне.
По возвращении Петра из очередного военного похода, Марта привозит его в Саарскую мызу и ведёт в «сказочную избушку». И сюрприз удался! Целых 3 дня влюблённые провели в этом Охотничьем домике в уединении. Вероятно, эти 3 счастливые дня и определили дальнейшую судьбу Саарской мызы. В память о них Пётр повелевает построить здесь вместо Охотничьего домика деревянный дворец для Марты.
Когда началась повсеместная перестройка императорских дворцов в камне, про дворец супруги Пётр не забыл. Она теперь законная жена и уже не Марта, а Екатерина Алексеевна. И в Саарской мызе возводятся «каменные палаты о 16 светлицах». Этот небольшой двухэтажный дворец, позже названный Екатерининским, строился с 1717 по 1724 год в стиле, характерном для русских усадебных домов того времени. Перед дворцом разбили сад. За ним поместили парники и оранжереи, а на запад от дворца устроили модный в то время «Зверинец». И загородное царское имение походило на обычную русскую усадьбу, сохраняя особенности древнерусского бытового уклада.
Императорские дворцы будут принадлежать следующему императору. Саарская мыза была личной собственностью Екатерины 1, и она могла распоряжаться ею по своему усмотрению. Она успела написать завещание, по которому новой хозяйкой Саарской мызы после её кончины стала её дочь Елизавета Петровна. Выросшая в родительской усадьбе будущая императрица всей душой полюбила её. А когда она взошла на престол, решила придать любимому имению блеск, достойный всероссийской славы и развернула здесь грандиозное строительство. Дворец был фактически заново отстроен по проекту Ф.Б.Расстрелли в стиле пышного елизаветинского барокко, а вокруг разбит парк с увеселительными павильонами. С тех пор усадьба становится частным загородным владением российских монархов и переходит по наследству от императора к императору. Каждый будет вносить свой вклад, император Александр 1 переименует усадьбу в Царское Село, и вскоре слава о нём разнесётся по всему миру. Лишь о его первой хозяйке почти не будут здесь вспоминать. И уж тем более, никто не вспомнит о Летнем дворце Екатерины 1 в Летнем саду.
Золотые хоромы для будущей супруги
А Летний сад в петровское время был иным. Он простирался от Невы почти до самого Невского проспекта. К западу от него, на месте нынешнего Марсова поля находилось болото, из которого вытекала неказистая грязная речушка, нынешняя Мойка. Прежние обитатели этих мест так и называли её – Муяйоки («муя» – грязная, «йоки» – речка). Свой каменный Летний дворец Пётр начал строить в 1710 году на пересечении рек Невы и Фонтанки (бывший Безымянный ерик). Примерно в это же время за Мойкой началось строительство Летнего дворца для его будущей супруги (предположительно он находился на месте павильона Росси в Михайловском саду).
Изящный деревянный домик был украшен позолоченным восьмигранным фонариком со шпилем. В каждой комнате стояли изразцовые печи – роскошь петровского времени, потолок был затянут живописным холстом, а стены отделаны золотой тиснёной кожей. Это явно был женский дворец, более легкомысленная и более роскошная постройка, чем петровский Летний домик. Его называли «Золотые хоромы». Но сведений о жизни Екатерины Алексеевны в этом дворце почти не сохранилось. Видимо, в то время, когда дворцы появились, молодожёнам, Петру и Екатерине, ещё хорошо было вместе, и петровский Летний дворец становится семейным.
После того, как были построены Летние дворцы для Петра и Екатерины, для осушения местности от Невы к Мойке прорыли Лебяжью канавку, а Мойку продлили до реки Фонтанки (1711-1716), и петровский Летний сад оказался на острове. Потом его поделили на 2 части, прорыв Поперечный канал от Лебяжьей канавки к Фонтанке. Часть от него до Невы – Первый или Парадный сад, до Мойки – Второй или Хозяйственный. В Парадном саду были устроены фонтаны и развлекательные павильоны. Здесь Пётр принимал гостей. В Хозяйственном саду были пруды и огороды. Там выращивали овощи и разводили рыбу. А вокруг Золотых хором Екатерины высадили фруктовые деревья, ягодные кустарники, построили оранжереи, а вдоль Фонтанки устроили погреба для хранения вин. Это был Третий Летний сад. Принадлежал он супруге царя.
После разрушительного наводнения 1777 года Первый и Второй Летние сады сильно пострадали. Фонтанная система была разрушена, деревянные постройки уничтожены стихией. Поперечный канал в ходе восстановительных работ был засыпан, Первый и Второй Летние сады объединили. Тогда Летний сад и принял известный нам облик.
Второй Летний дворец в Первом Летнем саду
Закончив строительство своего каменного дворца в Летнем саду (1710-1714), Пётр начинает перестраивать в камне один за другим все свои деревянные дома – Зимний дворец и пригородные дворцы. Наконец, после окончания Северной войны в 1721 году дошли руки и до деревянного летнего домика супруги. Только теперь дворец жены Пётр решает разместить поближе к своему Первому Летнему дворцу. И в Первом Летнем саду появляется Второй Летний дворец (арх. Стефан ван Звитен). К этому времени Пётр уже не мелочится, строит с размахом. Новый дворец был задуман больше первого, по форме напоминал латинскую букву «F». Строить начали на месте прежней бани.
В одноэтажном корпусе, протянувшемся вдоль Лебяжьей канавки, располагалось 15 комнат. Всего четыре комнаты разместились в двухэтажном Невском корпусе, откуда был устроен спуск к Неве. За ним, параллельно Неве, к одноэтажному корпусу была пристроена галерея. Вместе с первым Летним дворцом и расположенными с ним рядом Людскими покоями, этот дворец, построенный в том же стиле, составлял единый архитектурный ансамбль и выравнивал симметрию сада. Его строительство было завершено в 1726 году, уже после кончины Петра 1.
Екатерингоф в паре с Петергофом
После победы под Полтавой Пётр задумывает на южном побережье Финского залива создать парадную морскую резиденцию Петергоф (Петров двор), а земли вдоль побережья решает раздать под строительство усадеб. О супруге он не забывает. И хотя в 1710 году он подарил Екатерине Саарскую мызу, в 1711 году он делает ей ещё один подарок: создаёт на Петергофской дороге усадьбу и называет её Екатерингоф (двор Екатерины).
Место это было памятным в историческом плане и весьма символичным. Здесь, 06 мая 1703 года, русскими войсками были взяты в плен 2 шведских корабля. Это была первая в истории Российского флота победа на море. Усадьба Екатерины в этом месте стала началом дороги, ведущей к императорской парадной морской резиденции Петергоф, посвящённой прославлению морских побед России в Северной войне. Как же всё продуманно было у Петра!
Деревянный усадебный дворец построили очень быстро. Предполагают, что Пётр перевёз сюда из Петербурга один из своих разобранных деревянных домов. Но, похоже, Екатерине этот дворец не был особо нужен. Её собственных дворцов хватало, да и с супругом они почти до самой кончины Петра оставались неразлучны и проводили время вместе. После смерти мужа Екатерина в Екатерингоф больше не приезжала. Когда она стала императрицей, Екатерингофский дворец разобрали на дрова.
К сожалению, до нашего времени не сохранился ни один Екатерининский дворец. Зимний дворец исчез в ходе дальнейшей застройки Дворцовой набережной. Екатерининский дворец в Царском селе был уничтожен, а затем отстроен заново, сохранив лишь название. Золотые хоромы в Третьем Летнем саду, вероятно, убрала Анна Иоанновна. Она построит себе новый Летний дворец, перестроив второй Летний Дворец в Первом Летнем саду. Дворцы Анны Иоанновны тоже исчезли. Далеко не каждый знает, где в Петербурге жила эта императрица. Пожалуй, настало время вспомнить её адреса.
От автора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!