Найти в Дзене
PortNews

В глубоководный район порта Архангельск инвестируют 79,5 млрд рублей

Фото с сайта правительства Архангельской области
Фото с сайта правительства Архангельской области

Строительство первой очереди терминала по перевалке генеральных и контейнерных грузов и общих внутрипортовых объектов глубоководного района морского порта Архангельск планируется в 2028‒2035 годах. Инвестиции составят 79,5 млрд рублей, следует из плана социально-экономического развития Архангельской агломерации до 2035 года, утвержденного правительством РФ.

«Архангельская агломерация включает города Архангельск, Северодвинск и Новодвинск в рамках сформированной сети опорных населенных пунктов в Арктике. В ее пределах сосредоточены образовательный и промышленный центры региона, а также один из ключевых транспортно-логистических пунктов Большого Северного морского пути. <…> Планом развития, который рассчитан для реализации до 2035 года, заложен принцип укрепления кооперационных цепочек между городами в разных сферах и отраслях, в том числе в образовании, промышленности, логистике, трудовой миграции. <…> В частности, документ включает строительство нового глубоководного района морского порта, который будет обрабатывать до 25 млн тонн различных грузов», — сказано в комментарии пресс-службы правительства региона.

Всего по разделу «Транспорт и логистика» в 2025‒2033 годах в плане закладывается более 60 млрд рублей: 43,7 млрд рублей из федерального бюджета, 10 млрд рублей из консолидированного бюджета региона и 6,2 млрд рублей из внебюджетных источников.

Согласно документу, в 2025 году правительство региона и министерство транспорта РФ должны завершить проработку вопроса строительства и реконструкции автомобильной дороги Архангельск — глубоководный район морского порта Архангельск. На следующий год Минтранс, Росавтодор, правительство Архангельской области и органы местного самоуправления должны рассмотреть возможность передачи в федеральную собственность автомобильных дорог и искусственных сооружений на маршруте М-8 «Холмогоры» Москва — Ярославль — Вологда — Архангельск — морской порт Архангельск (терминал «Экономия» ООО «Архангельский морской торговый порт»).

Кроме того, на текущий год запланирована разработка технико-экономического обоснования проекта строительства внешней железной дороги Архангельск-город — Новый терминал с подтверждением от грузоотправителей заявляемого количества грузов для перевозки. В 2026 году правительству региона необходимо получить подтверждение от заинтересованных грузоотправителей и компаний-стивидоров морпорта Архангельск планов по наращиванию грузовых перевозок железнодорожным транспортом. Это нужно, чтобы принять решение о целесообразности развития и модернизации железнодорожной станции Соломбалка.

Как сообщало ИАА «ПортНьюс», проект по строительству глубоководного района морского порта Архангельск предусматривает формирование современного логистического узла, способного обеспечить грузооборот до 25 млн тонн в год. Ранее заявлялось, что этот показатель будет достигнут к 2031 году. Глубоководный район будет состоять из пяти терминалов, способных принимать суда с осадкой до 14,5 м и дедвейтом до 75 тыс. тонн. Общая стоимость проекта ориентировочно оценивается в 375,7 млрд рублей, включая 116,8 млрд на подводящую инфраструктуру: автодороги, железнодорожные подходы, транспортно-логистический центр.

В апреле 2025 года в правительстве Архангельской области заявляли, что поэтапная реализация проекта предполагает в 2028–2029 годах строительство контейнерного терминала мощностью 3 млн тонн и автодорожной инфраструктуры. На втором этапе, рассчитанном до 2032 года, планируется обустроить железнодорожные подходы, построить все терминалы и выйти на проектную мощность 31,4 млн тонн в год.