Авиакомпании столкнулись с кратным ростом расходов на обслуживание в аэропортах после модернизации, заявил генеральный директор «Аэрофлота» Сергей Александровский. И это, по его мнению, может привести к существенному увеличению стоимости авиабилетов.
Почему растут цены?
Действительно, терминалы становятся просторнее, светлее, современнее. Появляются новые зоны ожидания, электронные системы досмотра, дополнительные выходы на посадку, и даже открываются новые аэропорты.
«При существующих банковских ставках нагрузка на инфраструктурные проекты существенна. Поэтому было принято решение о дополнительном инфраструктурном сборе как источнике поддержания (аэродромов в РФ - ИФ). Но со своей стороны хотел бы отметить, что нужно очень внимательно относиться к количеству таких инфраструктурных проектов в нынешних условиях. То, с чем мы сейчас сталкиваемся: ввод каждого нового аэропорта приводит к кратному увеличению расходов перевозчиков», — отметил Сергей Александровский.
«Любой аэропорт рано или поздно подходит к такой стадии развития, что необходимо вкладывать деньги в модернизацию. И после того, как это происходит, те сборы, которые аэропорт регументирует сам, которые он собирает с авиакомпании, обычно всегда увеличиваются. А поскольку авиакомпании хоть и летают в воздухе, но деньги из воздуха делать не умеют, и основной, самый главный источник дохода любой авиакомпании, это пассажиры. И чем больше у авиакомпании расходов, тем больше она это перекладывает на плечи авиапассажиров, а именно увеличивает стоимость билета», — пояснил авиационный эксперт Михаил Вахнеев.
На некоторых направлениях расходы доходят до 30% стоимости билета.
«Невозможно всё это переложить на пассажиров в конечном итоге. А у нас нет других источников, кроме того, что мы получаем от пассажиров. Поэтому всё это может привести к увеличению стоимости перевозки, и в определенных моментах это может быть очень существенно», — подчеркнул Сергей Александровский.
Это становится налогом?
Модернизация аэропортов давно вошла в национальные планы развития транспортной системы России. До 2030 года предстоит обновить 129 аэродромов. Работы уже идут на 76 из них, включая строительство новых терминалов и взлётно-посадочных полос.
Чтобы частные инвесторы не несли убытки, в сентябре этого года был введён специальный инфраструктурный сбор с авиакомпаний. Ещё более 50 региональных аэродромов ждёт капитальный ремонт, а его финансирование планируется за счёт повышенных аэронавигационных сборов, которые начали взиматься с конца прошлого года. Каждая новая реконструкция, каждая отремонтированная полоса или терминал в итоге оплачиваются пассажирами. Средняя тарифная нагрузка, по оценке авиационных властей, составит около 150 рублей с каждого проданного билета.
Многие перевозчики уже предупреждали о возможном подорожании, когда Министерство транспорта предложило взимать с авиакомпаний дополнительный сбор на будущую модернизацию аэропорта.
«Авиакомпании не до конца понимают, как этот сбор будет работать. По сути, это не сбор, а новый вид налога, который прямо ведёт к росту стоимости авиабилетов. Любые дополнительные расходы компании вынуждены перекладывать на пассажиров», — отметил Михаил Вахнеев.
Почему цены растут по-разному?
Рост стоимости авиабилетов ощущается неравномерно. На одних направлениях билеты дорожают заметно, на других, чуть меньше. Это связано с расстоянием, типом аэропорта, маршрутом и даже погодными условиями.
«Всё зависит от направления, дальности рейса, а также от конкретного аэропорта. В каждом аэропорту свои расценки на обслуживание. Кроме того, внутренние и международные рейсы отличаются по доходности. Международные направления приносят больше прибыли, а внутренние — более чувствительны к росту издержек. Поэтому сборы и тарифы в структуре билета действительно могут доходить до 30%», — объяснил Михаил Вахнеев.
Воздушная арифметика
Авиаперевозки — один из самых низкомаржинальных бизнесов.
«Если у авиакомпании по итогам года чистая прибыль в районе составляет 3-5%, то это очень успешная авиакомпания. Если вдруг 7%, это «мегауспешная» авиакомпания. Поэтому любое увеличение расходов, любые новые сборы авиакомпании вынуждены перекладывать на пассажиров», — подчеркнул Михаил Вахнеев.
Что ждёт пассажиров?
За первое полугодие 2025 года средний билет «Аэрофлота» подорожал всего на 6%, но при продолжающемся росте инфраструктурных расходов избежать дальнейшего подорожания будет сложно.
С одной стороны, пассажиры получают более современные аэропорты с новым комфортом и сервисом. С другой, за каждую модернизацию придётся платить из собственного кармана.