03.09.1942 2-я стрелковая дивизия 59-й армии Волховского фронта, в которой офицером связи служил капитан Александр Васильевич Невский, была переброшена из неглубокого тыла на боевой участок у дороги Селищи — Спасская Полисть вместо отправленной в резерв 65-и стрелковой дивизии.
Сменой частей немедленно воспользовались гитлеровцы — они нанесли внезапный удар, прорвали первую линию обороны, захватили сразу 16 ДОТов и стали прижимать только что подошедшие подразделения 2-й стрелковой дивизии к западному берегу р. Волхов, грозя сбросить их в воду.
Командарм И.Т.Коровников сразу приказал перебросить к месту прорыва нацистов два полка артиллерии Резерва Главного Командования и две резервные стрелковые дивизии — но в момент отдачи этого распоряжения они находились на расстоянии 40 километров от места боёв и фактически не успевали оказать помощь растерявшимся бойцам и командирам. Не помогало и личное присутствие командарма в боевых порядках — советские и немецкие войска перемешались и вели ожесточённые схватки прямо в окопах, так что наши орудия не могли стрелять. Командарм И.Т.Коровников приказал бросить в бой все нестроевые части 2-й стрелковой дивизии — поваров, кладовщиков, писарей — и тотчас же остановить, развернуть и отправить на подмогу только что вышедшую с линии фронта 65-ю стрелковую дивизию.
Незадолго перед этим новым начальником штаба 2-й стрелковой дивизии стал недавно прибывший в неё полковник, который умел только выделываться, но оказался неспособным управлять полками в сложившейся ситуации. Почему-то комдив генерал-майор Д.А.Лукьянов защищал его и приказал в нарушение субординации возглавить штаб дивизии... капитану А.В.Невскому. Тот пытался возражать, что на командном пункте присутствуют офицеры старше его по званию — несколько майоров — но комдив ещё раз повторил своё распоряжение.
Тогда А.В.Невский собрал у себя всех командиров полков и начальников полковых штабов и других начальников и провёл с ними совещание, потом проверил готовность системы дивизионной связи и на всякий случай распорядился подготовить к переправе на восточный берег Волхова все штабные документы и верховых лошадей для старших офицеров. В этот момент его вызвал к себе недавно назначенный начальником штаба дивизии полковник. Но А.В.Невский никак не ожидал увидеть того, что предстало перед его глазами.
Бегу и думаю, наверное, только что вернулся, проводил где-нибудь проверку, а возможно, был в штабе армии. Захожу в блиндаж и не верю своим глазам. Этот мерзавец сидит голый, в чём мать родила, пьяный в стельку и требует от меня выдать ему аттестат. Он-де получил 5 литров водки в ДОПе, и ему нужно отчитаться... О фашистском наступлении он даже не вспомнил... Так вот почему комдив оставил меня за старшего, прикрывал своего начальника штаба.
Между тем гитлеровцы продолжали прямо в этот момент яростно атаковать подразделения 2-й стрелковой дивизии — а все её резервы уже были исчерпаны и брошены в бой. И тут комдив и сотрудники оперативного отдела вдруг вспомнили, что осталась ещё... женская — вернее, девичья — снайперская рота численностью 99 бойцов. Из них только ротный командир, политрук и старшина были взрослого возраста.
Остальные — зелёные девчонки.
Но на счастье всей дивизии эти юные девочки со снайперскими винтовками оказались на редкость профессиональными и стойкими бойцами.
Они обладали исключительной выдержкой, хладнокровием, мужеством, великолепно владели оружием, были прекрасно физически подготовлены и хорошо обучены снайперскому делу.
Но то, что они станут спасительницами целой дивизии, стало известно потом. А пока у командования не оставалось никакой иной возможности переломить ситуацию и остановить отход к Волхову, кроме как бросить эту сотню юных воительниц на самый опасный участок гитлеровского прорыва — туда, где немцев уже было просто некому останавливать.
Отважные девчонки всё сделали так, как их месяцами тренировали в снайперской школе — совершенно незаметно для фашистов заняли оборонительные позиции и искусно замаскировались на них так, что были практически невидимыми.
В этот момент воодушевлённый прорывом и предвкушением окончательного разгрома советских войск на западном берегу Волхова батальон гитлеровцев пьяным бросился в психическую атаку в полный рост.
С диким воем и криком, с гиканьем и беспорядочной стрельбой лавина фашистов неслась на наших маленьких женщин. Со стороны казалось, что этот смерч сметёт все на своём пути.
Они пробежали почти всю нейтральную полосу. В них никто не стрелял... до тех пор, пока они не подбежали на расстояние кинжального огня — от снайперских позиций их отделяли всего какие-то 50—100 метров. А потом наши девочки открыли огонь и стали снимать их как в тире — одного за другим, не тратя впустую в буквальном смысле слова ни одного патрона.
Девушки расстреливали в упор зарвавшихся врагов, ни одна пуля не пропала даром. Наступающий батальон был остановлен и обращён в бегство.
Не давая фашистам опомниться, 99 девчонок вскочили на ноги и стремглав бросились в контратаку, прикрывая огнём друг друга и снимая теперь уже расчёты миномётов и пулемётных гнёзд во втором эшелоне ударной гитлеровской группировки.
Девчата... на плечах фашистов ворвались в их окопы.
Бойцы 2-й стрелковой дивизии воспользовались этой ситуацией и тоже поднялись в контратаку. Нацисты бежали из своих окопов, оставив вооружение, боеприпасы, а многие попали в плен.
Самое главное — что ни одна из геройских девчонок не погибла в том бою и даже не получила тяжёлого ранения. Среди них было только четверо легкораненых.
Командующий армией генерал-лейтенант Коровников И.Т. наградил всю роту в полном составе орденами Красной Звезды.
А поганца—алкаша полковника вскоре сняли с должности начальника штаба дивизии с формулировкой за трусость.
Вечная Слава Великим Русским Женщинам!
Источник: Невский А.В. Мои дела военные // Мухин Ю.И. По повестке и по призыву. Некадровые солдаты Великой Отечественной. — М.: Яуза; Эксмо, 2005. — С. 118—119.
См. также:
Люба Карцева: чтобы помнили (кликнуть)
Христос в юбке и новый Иуда: Александра Дрейман и её муж (кликнуть)
Катя Петлюк: Малютка на «Малютке» (кликнуть)
Сапоги и орден от Рокоссовского: Маша Таранина (кликнуть)
«Голубоглазая, весёлая, смелая»: с гранатой против «Тигра» (кликнуть)
Убить Кабана, или Трое смелых (кликнуть)
С револьвером против танка, или Ворошиловский стрелок Мариупольского драмтеатра (кликнуть)
Герой Советского Союза Тоня Зубкова (кликнуть)
Советская мученица Ксения Константинова: чтобы помнили (кликнуть)
«Я из Сталинабада, снайпер Нина Лобковская» (кликнуть)
Белая Лилия Сталинграда: полёт в Бессмертие (кликнуть)
«Отличный разведчик» и звезда театра Соня (кликнуть)
Бесстрашная Маша: чтобы помнили (кликнуть)
Ангел—Хранитель Ленинграда Нина (кликнуть)
Алька, или Как желторотый птенец стал чёрным коршуном (кликнуть)
Принцесса Я—Не—Знаю или Как не предать свою Родину (кликнуть)
Ангел по имени Надежда (кликнуть)
Гуля Королёва: кинозвезда и героиня Великой Отечественной войны (кликнуть)
Танкистка Саша: чтобы помнили (кликнуть)
Ангел по имени Ангелина (кликнуть)
Ангел Любви и Мести по имени Екатерина (кликнуть)
Легенда по имени Евдокия Завалий или Фрау Чёрная Смерть (кликнуть)
Снайпер Л. Макарова о гитлеровцах: «Не люди это, а двуногие скоты» (кликнуть)