Перед Великой Отечественной войной тридцатитрёхлетняя выпускница заочного отделения строительного техникума Александра Макаровна Дрейман 1908 г.р. работала начальником дорожного отдела при исполкоме в посёлке Уваровка в Подмосковном Поречье (Можайского района Московской области) и весной 1941 г. вступила в долгожданный брак с недавно приехавшим в эту местность сотрудником организации «Заготзерно» Ермоленко.
Она была среднего роста, крепкая, плотная, ходила быстро, широко. Лицо у неё было круглое, краснощёкое, волосы она коротко стригла, и гребёнка всегда в волосах была. Весёлая была, жизнерадостная, носила юбку и гимнастёрку. (Е. Голикова)
После вторжения гитлеровской Германии немцы за неделю захватили Белоруссию и в Уваровке стали формировать партизанский отряд на случай оккупации посёлка нацистами. Мужа Александры в него не приняли по причине плохого знания о его прошлом, а вот её записали с радостью как единственного специалиста по минно-взрывному делу.
Маме он не понравился — красивый, но болтун, обещает много, хвастает. Шура перешла к нему жить на Ленинградскую улицу, а мама осталась на Советской. (Старшая сестра Александры Дрейман Анна Дрейман.)
Неоднократно Уваровка подвергалась немецким авиабомбардировкам и Александра отправила мать к сестре в Москву. 12.10.1941 партизанское соединение пос. Уваровка ушло в лес — за день до прихода в посёлок фашистов — и уже в конце месяца за одну ночь успешно подорвало сразу четыре моста в тылу противника.
Дрейман взяли потому,что она умела обращаться с толом и партизан могла обучить подрывному делу. (Разведчик Уваровского партизанского отряда Д. Егерев) Александра Мартыновна целыми днями обучала бойцов технике подрывного дела, тактике огневой защиты подрывников, умению быстро уйти с места взрыва и передислоцироваться на другой участок. (Командир Уваровского партизанского отряда В.Кусков)
Но после этой акции Александра неожиданно вернулась домой в Уваровку, перестала выходить на связь с командирами и была заподозрена в переходе на сторону врага. В её дом направили партизан с целью выяснить, что с ней случилось, и... ликвидировать в случае предательства. Однако в доме оказалась... глубоко беременная женщина. Александра скрывала ото всех, что носит под сердцем ребёнка, до самого последнего момента.
Нам с Новиковым дано было задание Хлебутиным и Фоминым (комиссаром отряда) уничтожить её: думали, что она дезертировала, у нас такие случаи уже были. Я тогда ещё был командиром разведчиков, потом уже меня избрали командиром отряда: Хлебутин (бывший предисполкома) совсем в армии не служил, а я демобилизовался в 1938 году. Пришли мы поздним вечером на квартиру Дрейман. Она лежала на постели, а муж её всё порывался выйти, но мы ему запретили. Две гранаты у него изъяли и пистолет. "Ты чего, — говорю, — не в отряде и не в армии?" — "Жена родит,— отвечает, — тогда пойду". Надо было мерзавца пристрелить, но кто знал... Потом мы узнали, что Дрейман взяли в ту же ночь. (Командир Уваровского партизанского отряда В.Кусков)
Успокоенные партизаны отправились обратно в лес на базу своего отряда и не знали, что буквально через несколько часов в дом Александры пришли фашисты. Это было 11.11.1941. Оказалось, что... её выдал её собственный муж и отец её первого долгожданного ребёнка.
Ермоленко куда-то пропал перед самым приходом немцев. Потом, когда те уже мародёрствовали, объявился вновь и сразу пришёл к Александре. О чём говорили? Этого никто не знает. Но в наступившую ночь немцы увели её, в чём была — в гимнастёрке и юбке. А утром люди увидели в немецкой форме мужа Дрейман, бодро шагавшего по посёлку. (Жительница Уваровки Е.Коленова)
По другим данным, на неё также указала некая озлобленная на неё Дуся:
Я у Дуськи спрашиваю: «Зачем про Дрейман доказала? Что тебе от этого легче?» — «Я, — говорит, — злая на неё, что она мне квартиру не дала, когда я работала у неё». Я ей: «Да где же она тебе квартиру взяла бы? Она сама в комнате жила!» (Д.В.Теребеева)
Немецкий комендант Уваровки обер-лейтенант Хаазе предложил Александре простой и жестокий выбор — предать Родину или лишиться первенца. Почти уже рожавшую женщину избивали, гоняли в одной рубашке босой на морозе по улицам с требованиями указать дома партизан и постоянно допрашивали.
Мы с сестрой смотрели в окно и видели, как босиком по снегу Дрейман повели в центр Уваровки, где у немцев был штаб. (Жительница д. Твердики Шалюкова, очевидец ареста А.М.Дрейман)
Потом это снова повторялось. Александра родила мальчика в сарае, в котором её держали между допросами. Она не питала никаких иллюзий по поводу своей судьбы.
«Мальчик у меня, Нюра, очень плохо мне — хотя бы конец скорее наступил»... (Последние переданные А.Минаевой слова А.Дрейман) Она еле доползла к стене, говорила еле-еле, а ребенка и не слышно. (А.Минаева).
Нацистские выродки снова потребовали от неё выдать партизан. Получив отказ, на её глазах они штыками закололи новорожденного. Потом её снова избили и 13.11.1941 расстреляли вслед за сыном, так и не выпытав из неё никакой информации.
В пос. Уваровка они схватили верную патриотку Родины, преданного члена большевистской партии Дрейман Александру Мартыновну, которая имела беременность последнего месяца, в это время она родила сына, её начали пытать и всячески издеваться, они стремились получить от неё сведения о партизанах, парторганизациях и советских активистах, но враги ничего не добились, она ни одного слова не проронила, все истязания и дикие издевательства мужественно и стойко переносила. Враги остервенели и зверски убили Дрейман-мать и её новорождённого сына. (Акт о зверствах немецких оккупантов [Из сводного акта Уваровского райсовета о преступлениях, совершенных немецко-фашистскими захватчиками во время оккупации Уваровского района Московской области] // ЦГАМО. Ф.548. Оп1. Д.23. Л.33, 34.)
По данным другого советского акта, арестованную 11.11.1941 Александру Дрейман нацисты раздели догола и двое суток избивали и держали в сарае, её родившийся 12.11.1941 ребёнок умер от холода, она сама была расстреляна 13.11.1941 и тело её сброшено в пруд у поселковой больницы.
После контрнаступления советских войск под Москвой гитлеровцы бежали из Уваровки уже 22.01.1942 и военный корреспондент газеты «Правды» О.И.Курганов узнал скорбную историю Александры Дрейман и её ребёнка. 07.02.1942 он опубликовал очерк «Мать».
20 января 1942 года был освобождён Можайск. Я получил задание: побывать в наступающих частях и срочно дать репортаж. Проехал Можайск, остановился в следующем районном центре — посёлке Уваровка. И тут мне неожиданно рассказали о потрясшем меня событии. На свой страх и риск решил немедленно возвращаться в Москву. Приехал в редакцию, влетел в кабинет П.Н.Поспелова, главного редактора, и сообщил, что имею материал о беспримерном подвиге и трагической гибели партизанки. П.Н. Поспелов тут же пригласил секретаря редакции Л.Ф.Ильичёва и других сотрудников и попросил ещё раз поподробнее поведать о том, что я узнал. Я рассказал об А.М. Дрейман — известном в Уваровке человеке, а когда закончил, все некоторое время молчали. Потом П.Н.Поспелов сказал: «Даю сутки. Пиши». Вскоре после публикации в газете, очерк вышел отдельным изданием, а к концу 1942 года общий тираж очерка составил пять миллионов экземпляров. (О.И.Курганов)
Указом Президиума Верховного Совета СССР №605/156 от 16.02.1942 за беспримерные доблесть и мужество, проявленные в партизанской борьбе в тылу против немецких захватчиков, Александра Мартыновна Дрейман посмертно была удостоена высшего в советской наградной иерархии Ордена Ленина.
Через несколько дней после публикации очерка меня вызвали в наградной отдел Президиума Верховного Совета СССР. Сотрудник сказал: «Мы читали вашу статью. Готовится указ о награждении партизан Подмосковья. Дрейман посмертно представлена к награждению орденом Ленина, однако мы считаем, что её следует представлять к званию Героя Советского Союза. Как вы считаете?» Я ответил, что Дрейман, несомненно, заслуживает звания Героя. Тогда сотрудник спросил: «А кто она по национальности?» Я ответил: «Не знаю». До сих пор не могу простить себе этот профессиональный «прокол». Когда я разыскал в Москве старшую сестру Александры Мартыновны и узнал от неё, что Дрейманы — латыши, было уже поздно. Вскоре увидел в «Правде» указы о награждении партизан. Звание Героя было присвоено партизанам Гурьянову и Кузину. Фамилию Дрейман нашёл среди награждённых орденом Ленина. (О.И.Курганов)
Весной 1942 г. обнаруженное непогребённым после схода снега тело Александры Дрейман и тела ещё двух казнённых нацистами партизан Уваровки И. Климова и В. Коркина были перезахоронены в братской могиле с воинскими почестями.
Гроб я ей делал. Когда стали его обивать, немцы начали обстрел. Снаряд прямо в гроб попал, нас в разные стороны раскидало. (Партизан А.Г.Назаров)
По данным отчёта заведующего организационно-инструкторским отделом Московского обкома ВКП (б) В.А. Сорокина о поездке в Уварово 21—23.01.1942 (ЦГАМО. Ф.437. Оп.1. Д.21. Л.21об–25.), гитлеровцы утопили тела А.М.Дрейман и её ребёнка в пруду.
25.08.1942 газета «Известия» начала публиковать повесть писательницы Ванды Василевской по мотивам подвига и скорбной судьбы Александры Дрейман под названием «Радуга». В предисловии к первому изданию повести «Радуга» указывалось:
Олена Костюк. Это настоящая героиня советского народа. Её образ, созданный Вандой Василевской на основе реальных фактов, незабываем. Именно такие муки претерпела известная героиня-партизанка Александра Мартыновна Дрейман…
В 1944 г. по этой повести был снят одноимённый чёрно-белый художественный фильм (режиссёр М.Донской). Его премьерный показ состоялся 29.01.1944. Его показывали бойцам Красной Армии во время пребывания во втором эшелоне.
Судьба Олены Костюк, которая без единого стона перенесла нечеловеческие муки, пытки, смерть новорождённого ребенка, убитого фашистским офицером, не выдала своих товарищей, никого не оставила равнодушным. Она воспринималась как символ, как обобщённое изображение народной силы, великого мужества и страстной материнской любви… «Радуга» задевала за живое, звучала как гневная речь прокурора… Она вызывала ненависть к врагу, желание бороться до конца. (Исполнительница главной роли Н.Ужвий)
В США этому фильму были присуждены Главный приз ассоциации кинокритиков США, Высшая премия газеты «Daily News» в номинации «За лучший иностранный фильм в американском прокате 1944 года» и приз Национального совета кинообозревателей США. В Белом доме его лично посмотрел президент Рузвельт.
См. также:
Люба Карцева: чтобы помнили (кликнуть)
Катя Петлюк: Малютка на «Малютке» (кликнуть)
Сапоги и орден от Рокоссовского: Маша Таранина (кликнуть)
«Голубоглазая, весёлая, смелая»: с гранатой против «Тигра» (кликнуть)
С револьвером против танка, или Ворошиловский стрелок Мариупольского драмтеатра (кликнуть)
Убить Кабана, или Трое смелых (кликнуть)
99 русских героинь против батальона нацистов: кто кого (кликнуть)