Соня Аверичева родилась в 1914 г. в Амурской области в многодетной семье начальника экспедиции по поиску золоторудных месторождений, рано потеряла маму, из-за высылки отца воспитывалась старшим братом и выросла сорванцом — до такой степени, что с детства ездила на лыжах по сопкам в тайге с охотничьим ружьём и уже в 4-м [!] классе на уроках начальной военной подготовки умела отлично стрелять из... пулемёта [!], о чём в школе ей выдали соответствующую справку. А в 14 лет Соня увлеклась автослесарным мастерством и в итоге стала... слесарем 6-го разряда бригады ударников социалистического труда авторемонтного завода.
Потом она увлеклась автомобильным делом и после окончания курсов шофёров при Народном комиссариате труда Якутии Соня стала работать... водителем грузовика системы «АМО» на трассе Большой Невер — Алдан.
И параллельно... начала играть в Театре рабочей молодёжи (ТРАМе) на приисках в Алдане в спектакле «Девчонка из семнадцатого».
Артистов привезу, машину поставлю — и за кулисы. Текст учу, запоминаю, куда на какой реплике актриса пошла. А раз... исполнительница главной роли заболела. Как отменить спектакль, когда рабочие через снежные заносы — до телеграфных столбов сугробы поднимались! — до зимовки ради него шли? Упросила, чтобы меня на сцену выпустили. (С.П.Аверичева.)
Это увлечение пересилило все остальные и Соня стала выступать на подмостках театров Уфы, Ленинграда, Орла и Ростова Великого. И вот новое достижение — после блистательного исполнения с ростовской труппой роли Норы в пьесе Ибсена на театральном слёте в 1939 г. искромётную и обворожительную девушку принимают в труппу старейшего в России Ярославского театра имени Ф. Г. Волкова.
Вскоре ей уже доверяют играть главные роли репертуара — Луизы в «Коварстве и любви» Шиллера (сезон 1939—1940 театрального года), Машеньки в одноимённой пьесе Афиногенова и Анны Фёдоровны в «Варварах» (сезон 1940—1941 театрального года), Лидочки в «Свадьбе Кречинского» и Берты в «Вильгельме Телля» Шиллера (сезон 1941—1942 театрального года)...
Премьера «Вильгельма Телля»... я знаю роль и на русском и на немецком... В первом акте... я в сиреневом платье, с серебряным поясом на бёдрах... Копьё в руке! ... Во втором акте платье из панбархата, тёмное бордо, с длиннющим треном, широкие рукава, подол отделан горностаем, высокий берет с пером... Берта призывает своего жениха бороться с угнетателями родины. (С.П.Аверичева. Дневник. 09.02.1942.)
22.06.1941 Соня со своим коллективом находилась на гастролях в Рыбинске. После объявления В.М.Молотовым о вероломном вторжении фашистской Германии в СССР вечером на их представление в огромный зал городского дворца культуры едва ли пришло два десятка человек. Это настолько поразило молодую актрису, что по возвращении в Ярославль она сразу направилась в районный военкомат и написала заявление о своём желании уйти добровольцем на фронт. Ей не ответили.
В часы грозной опасности, плечом к плечу со всем народом, встала советская молодёжь на защиту отчизны. Единая воля к победе сцементировала наши тесные ряды, одно большой, горячее сердце бьётся в груди миллионов патриотов. Среди нас нет и не может быть пассивных, равнодушных. Каждый в меру своих сил и способностей, где бы и кем бы он ни работал, помогает отстаивать независимость родины, свободу и счастье народа... Все мы чувствуем себя, как на передовой линии огня, все мы живём одной мыслью, одним желанием: отдать все силы и знания, весь опыт и талант священной борьбе с варварами, с разнузданными и презренными фашистами... Не быть Гитлеру хозяином на нашей земле, не быть советской молодёжи рабами! — вот наша клятва, скреплённая кровью лучших сынов страны. (Речь артистки театра им. Волкова тов. Аверичевой на антифашистском митинге молодёжи Ярославля // Северный рабочий. — 04.10.1941.)
Девушка обратилась в областной военкомат. Там ей предложили для начала получить воинскую специальность. Соня пошла на курсы мотоциклистов и получила соответствующее удостоверение. Но её опять не взяли в Красную Армию. Тогда она вступила в народное ополчение и стала вместе с ним изучать сборку и разборку стрелкового оружия и уход за ним и санитарное дело — а вечерами... выступала на сцене в срывавшем аплодисменты переполненного зала спектакле «Парень из нашего города» по пьесе Константина Симонова. Соню упорно не хотели призывать в действующую армию. Она писала письма с требованием отправить её на фронт — первому секретарю обкома, в райком комсомола. Ей не отвечали.
С питанием всё хуже и хуже. Чёрный хлеб, чечевичный суп без мяса. У меня часто кружится голова. С утра обливаюсь холодной водой, закаляюсь, чтобы легче было на фронте. (С.П.Аверичева. Дневник.)
С приближением фронта к Ярославлю в городе начали готовить антифашистское подполье на случай его захвата гитлеровцами. На её радость Соне предложили стать членом формируемой ячейки подпольщиков. Ежедневно она совмещала работу в театре с интенсивной подготовкой двумя инструкторами — по немецкому языку и по обращению с оружием, в т.ч. пистолетами различных систем.
В театр привезли бочку глюкозы, колбасу, яйца, хлеб. Я получила целых два килограмма глюкозы, килограмм колбасы и буханку чёрного хлеба. Ах, как всё вкусно пахнет! Слюнки бегут. Вместо положенных десяти яиц мне выдали два килограмма картофеля. (С.П.Аверичева. Дневник. 07.11.1941.)
Но в первых числах декабря 1941 г. началось советское контрнаступление под Москвой и Ярославль вскоре снова из прифронтового превратился в тыловой город. Работу по подготовке подполья свернули. Тогда Соня отправилась на личный приём к первому секретарю обкома партии и снова настаивала на отправке её в состав действующей армии. И, наконец, добилась своего — 06.06.1942 её зачислили в сформированную в городе 225-ю отдельную мотострелковую роту Ярославской 234-й Коммунистической стрелковой дивизии численностью 11.700 добровольцев (из них — 5.311 коммунистов и 2.487 комсомольцев). 09.06.1941 состоялось партбюро по вопросу утверждения Сони кандадатом в члены ВКП(б).
Долго молчат. Недоумевают... как можно принять такую легкомысленную девицу в партию. Признают за мной кое-какие достоинства, но... но... и но... Актриса Магницкая подчёркивает, что я слишком много внимания уделяю своей внешности. А ведь и верно! Вот и сейчас на ресницах у меня целый пуд краски. Голова — модерн с коком. Недоедаю, а платьишки шью и все по последней моде. А время суровое, советуют быть серьёзнее. Всех слушаю и думаю: они, наверно, правы. А в голове одно: скоро буду в армии, там не нужна краска. Вдруг зазвонил телефон. Директор долго слушает, потом сообщает... Отправляют на фронт... Наступила тишина. А потом возгласы, расспросы: почему молчала, скрывала, даже сегодня ничего не сказала. Постановили кандидатом в члены партии принять. (С.П.Аверичева. Дневник. 09.06.1942.)
12.06.1942 Соню приняли в ВКП(б), а 14.06.1942 она стала солдатом. После прибытия на фронт на станцию Ломоносово 11.07.1942 во время общего построения для распределения по частям вновь прибывшего пополнения Соня с подругой вышли из строя и безапелляционно и наивно заявили командованию о том, что пришли служить добровольцами именно в разведроту и ни в какое другое подразделение не пойдут. Их просьба удивлёнными командирами была удовлетворена. И Соня сразу же проявила себя лихим и дерзким бойцом:
В операции под деревней Крутой товарищ Аверичева первая ворвалась в траншею противника, захватила языка, но захваченного пленного из второй траншеи застрелили сами немцы, и красноармеец Аверичева взяла документы и оружие, первой бросилась на приближающихся немцев и в упор начала расстреливать их. Её примеру последовала остальная группа. Звание разведчика красноармеец Авричева оправдала за короткое время и среди разведчиков пользуется заслуженным авторитетом. Старший батальонный комиссар Маров. (Донесение политотдела 234-й стр.див. 07.1942.)
06.09.1942 во время боя у д. Кузьмино на Смоленщине при походе за «языками» Соня первой заметила зашедшую им в тыл группу гитлеровцев, предупредила об этом командира, забросала фашистов гранатами, убила троих нацистов и захватила их документы и трофеи — винтовку и два запасных пулемётных ствола.
За этот подвиг 19.09.1942 приказом №26 войскам 41-й армии Калининского фронта разведчица 225-й отдельной мотострелковой роты 234-й стрелковой дивизии, рядовой Софья Петровна Аверичева была удостоена медали «За отвагу».
На фронте всякое бывало — и тяжело, и страшно. Но какие люди воевали рядом со мной! И какое рождалось в душе чувство, когда ты осознавала, что ты — рядом с друзьями, ты защищаешь Родину! Это были самые счастливые годы в моей жизни. (С.П.Аверичева. Воспоминания.)
30.04.1943 Соня с группой автоматчиков зашла в тыл гитлеровцам, первой бросилась на врага и гранатами уничтожила немецкий пулемётный расчёт, была тяжело ранена осколком немецкой гранаты, но не покинула поле боя и даже вытащила с него потерявшего сознание бойца.
Вытащила его из траншеи и поволокла по полю. Так я ползла и тащила Макурина, ничего не соображая. Макурин приходил в себя, тихо стонал, а потом снова терял сознание. Он был весь в крови. А я тащила, тащила, тащила. Потом у меня стало темнеть в глазах… Очнулась я насквозь мокрая от крови. Лежу в телогрейке, трясусь, как в жуткий мороз. Нас везут в медсанбат. (С.П.Аверичева. Воспоминания.)
После излечения 17.06.1943 Соня в составе разведгруппы бесшумно пробралась через болото, три минных поля и замаскированные проволочные заграждения, закидала гранатами пулемётное гнездо фашистов и вместе с другими разведчиками захватила пленного.
В нашей части есть Соня Аверичева, она тоже из Ярославля, работала артисткой в Волковском театре, а сейчас целый год активно действует по разгрому немецко-фашистских банд... Несколько дней назад наши разведчики и автоматчики ходили доставать «языка», среди них была и Соня, она только что вернулась из госпиталя, после ранения... Стрельба, взрывы гранат, а затем условная ракета об отходе... Вскоре смелые возвращались, таща с собой двух подстреленных немцев и их оружие. Соня... ползла, так как немцы открыли ураганный огонь, рядом с фрицами и что-то говорила на немецком языке... Соня уже имела две награды, одну «За боевые заслуги», другую «За отвагу», а сейчас представлена к ордену Красного Знамени. Вот как воюют девушки из Ярославля. В мирное время она носила крепдешиновые платья, вечно пудреная и крашеная, за десять шагов несло приятно одеколоном, а сейчас — в засаленной от грязи гимнастёрке и брюках, с перетрескавшимися от ветра губами, в поту, но она счастлива. (Однополчанин С.П.Аверичевой Костя. Письмо с фронта. 25.06.1943. Найдено случайно в старой квартире в Масляном проломе в Ярославле.)
Через несколько дней после отправки этого письма 28.06.1943 приказом № 413/н по войскам 39-й армии автоматчик С.П.Аверичева была удостоена ордена Красного Знамени, хотя командир 234-й стрелковой дивизии предложил наградить её орденом Отечественной войны II степени.
Наше наступление — это радость всего советского народа и вместе с тем — моя личная радость. (С.П.Аверичева. Дневник. 30.01.1944.)
Вторую медаль «За отвагу» приказом №17 по 1342-му стрелковому полку 234-й стрелковой дивизии от 06.04.1944 стрелок роты автоматчиков С.П.Аверичева получила за свой подвиг 01.04.1944, когда она у местечка Новая Выжва на Волыни со своим отрядом приняла участие в уничтожении в четыре раза превосходящей их по численности банды бандеровцев и убила двух из них.
28—29.04.1945 при форсировании канала в Германии Соня осталась на наблюдательном пункте под огнём нацистов и с риском для жизни выявила три их пулемётных и два миномётных расчёта и доложила о них командованию, благодаря чему они были уничтожены.
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Соня получила 09.05.1945.
Также она была удостоена медали «За взятие Берлина» и награждена нагрудным знаком «Отличный разведчик».
Медаль «За боевые заслуги» ефрейтор Софья Аверичева получила 11.05.1945 за выявление десятков огневых точек нацистов гитлеровцев во время своей службы разведчиком-наблюдателем пешей разведки 1340-го стрелкового полка 234-й стрелковой дивизии, хотя командир полка представлял её повторно к награждению орденом Отечественной войны II степени.
Орден Красной Звезды Соне вручили 07.06.1945.
А 09.06.1945 Соня была удостоена медали «За освобождение Варшавы».
Увешанная боевыми орденами и медалями прославленная разведчица Софья Аверичева в 1945 г. вернулась в Ярославль и до 1991 г. работала актрисой Ярославского драматического театра имени Ф. Г. Волкова. Указом Президиума Верховного Совета СССР 11.07.1950 С.П.Аверичева была удостоена медали «За трудовую доблесть».
В театральном сезоне 1946—1947 гг. она играла роли Софьи в «Горе от ума» Грибоедова и Любки Шевцовой в «Молодой Гвардии», в 1952 г. — роль Шелавиной в пьесе «Без вины виноватые» А. Н. Островского, в 1957 г. — Маруси в «Гостинице „Астория“», в 1971 г. — Тамары в «Зимней балладе», в 1975 г. — императрицы Елизаветы в спектакле Фирса Шишигина «Фёдор Волков» и т.д.
Также она снялась в двух художественных фильмах — «Люди, как реки» (1968) и «Чужие» (1978). Написала книгу воспоминаний «Дневник разведчицы».
Позднее её всё-таки наградили орденом Отечественной войны I степени (06.04.1985) и присвоили почётное звание Ветерана Труда.
Шесть раз Софью Петровну переизбирали депутатом Ярославского городского совета.
Софья вышла замуж за однополчанина из своей дивизии, кавалера ордена Александра Невского, ордена Ленина, двух орденов Боевого Красного знамени, ордена Отечественной войны I степени и ордена Красной звезды, двух медалей «За боевые заслуги» и медалей «За освобождение Праги», «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», подполковника В.И.Малкова (1905—1975).
Софья встретила его на фронте ещё лейтенантом и полюбила.
После празднования её столетнего юбилея с поздравлениями от В.В.Путина и А.Г.Лукашенко и сразу после семидесятого Дня Победы 2015 г. Софья Петровна Аверичева тихо ушла во сне ангельской смертью...
См. также:
Советская мученица Ксения Константинова: чтобы помнили (кликнуть)
«Я из Сталинабада, снайпер Нина Лобковская» (кликнуть)
«Мы рождены под счастливой сталинской звездой»: Варя Ляшкова (кликнуть)
Белая Лилия Сталинграда: полёт в Бессмертие (кликнуть)
Бесстрашная Маша: чтобы помнили (кликнуть)
Ангел—Хранитель Ленинграда Нина (кликнуть)
Алька, или Как желторотый птенец стал чёрным коршуном (кликнуть)
Принцесса Я—Не—Знаю или Как не предать свою Родину (кликнуть)
Ангел по имени Надежда (кликнуть)
Гуля Королёва: кинозвезда и героиня Великой Отечественной войны (кликнуть)
Танкистка Саша: чтобы помнили (кликнуть)
Ангел по имени Ангелина (кликнуть)
Ангел Любви и Мести по имени Екатерина (кликнуть)
Легенда по имени Евдокия Завалий или Фрау Чёрная Смерть (кликнуть)
Снайпер Л. Макарова о гитлеровцах: «Не люди это, а двуногие скоты» (кликнуть)