Найти в Дзене
АКБФ Инвестиции

НМТП отчитался о росте выручки и прибыли: разбор показателей и инвестиционной привлекательности

Прогноз составлен по состоянию на 07.10.2025.

Акции ПАО «Новороссийский морской торговый порт» с начала октября подорожали на 3%, с начала года они снизились на 8%. Индекс Мосбиржи с начала месяца подешевел на 2% и снизился на 9% с начала 2025 г.

Согласно опубликованной 29 сентября отчётности ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) по МСФО за I пг. 2025 г., показатель EBITDA эмитента увеличился на 7% относительно АППГ — до 31,013 млрд руб. Чистая прибыль компании за I пг. 2025 г. сократилась на 1,5%, до 21,553 млрд руб. Выручка составила 38,685 млрд руб. по сравнению с 38,618 млрд руб. в январе–июне 2024 года.

При этом выручка НМТП за первое полугодие 2025 года составила 18,78 млрд рублей, что на 6,2% больше, чем годом ранее. Рост выручки обусловлен индексацией тарифов на перевалку грузов и изменением структуры грузооборота. Влияние на финансовые показатели небольшого снижения физических объёмов перевалки экспортной нефти и нефтепродуктов было компенсировано повышением ставок и увеличением доли сравнительно высокомаржинальных сухих грузов.

Около одной трети доналоговой прибыли компании обеспечено основным операционным бизнесом Новороссийского порта, прибыль от продаж которого составила 10,63 млрд руб. При этом более половины дохода — результат инвестиционной деятельности. Это дивиденды от дочерних, в основном стивидорных компаний, которые в первом полугодии получили операционную прибыль в 19,07 млрд руб. Ещё около 14% прибыли сформировано за счёт чистых процентных доходов. По состоянию на 30 июня 2025 года отрицательный чистый долг НМТП составил 25,05 млрд руб., показатель чистый долг/EBITDA компании был равен отрицательным 0,48х. В условиях высоких ставок компания заработала на процентах 4,67 млрд руб. против 1,6 млрд руб. год назад. Несмотря на значительный рост капитальных инвестиций, процентные расходы остались незначительными — на уровне 0,32 млрд руб., увеличившись относительно АППГ лишь на 10%.

Как показывает средне- и долгосрочная практика, обозначенная выше диверсификация доходов позволяет ПАО «Новороссийский морской торговый порт» демонстрировать относительно стабильные и сравнительно высокие для отрасли и для бумаг в нашем покрытии показатели рентабельности и чистого денежного потока к выручке.

Фактором риска является значительный рост капитальных инвестиций (CAPEX). Компания реализует совместный проект строительства нового перегрузочного терминала в Новороссийске, который будет ориентирован на работу с сухими грузами объёмом оборота до 12 млн тонн в год. Его запуск запланирован на 2027 год. Оцениваем размер CAPEX эмитента в 2025–2027 гг. на уровне 20–25 млрд руб. ежегодно (против порядка 5–7 млрд в 2015–2023 гг.).

Разрабатываемая стратегия развития Новороссийского морского торгового порта до 2030 г. предполагает — с учётом сохранения существующей широкой номенклатуры грузов и привлечения новых клиентов — рост грузооборота группы до 167,8 млн тонн в год со среднегодовым темпом роста в 4%.

С учётом этой информации оцениваем среднегодовой прирост выручки и чистого долга к EBITDA компании на перспективу 2025–2032 гг. на уровне 15% и 25% соответственно. Полагаем данные прогнозы консервативными, однако они учитывают как тенденцию роста капитальных инвестиций, так и повышение внешних нерыночных и внутренних регуляторных рисков. Для сравнения, указанные показатели в 2013–2024 гг. равнялись порядка 11% и 37%.*

Компания испытывает риски, связанные с регуляторным давлением на цены своих услуг.

Арбитражный суд Московского округа 23 сентября удовлетворил жалобу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ и полностью отменил решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции по иску ПАО «Новороссийский морской торговый порт» к ФАС. Весной прошлого года ФАС возбудила в отношении НМТП антимонопольное дело из-за роста тарифов на перевалку чёрных металлов в порту Новороссийск. В мае 2024 года НМТП подал иск, в котором просил суд признать незаконным приказ ФАС о возбуждении дела.

С учётом информации, сопровождавшей правительственный проект бюджета на 2026–2028 гг., в том числе, к примеру, данные о том, что правление ОАО «РЖД» 29 сентября утвердило скидку до 50% на внутрироссийские и экспортные перевозки нефтепродуктов в 2026 г. в вагонах-цистернах отправлением с 250 станций российских железных дорог, полагаем, что это давление усилится в ближайшие годы.

Согласно стратегии развития НМТП до 2029 года, опубликованной в феврале 2020 года, компания будет направлять на дивиденды не менее 50% от чистой прибыли по МСФО, принимая во внимание размер свободного денежного потока.*

Наша оценка дивидендных выплат НМТП по итогам 2025 г. равна 0,97 руб. на акцию, что, по нашим данным, приблизительно соответствует рыночному консенсус-прогнозу.

Прогнозное значение EBITDA эмитента — с учётом ужесточения для бизнеса НМТП в последние годы внутренних налоговых, кредитных и регуляторных условий, но принимая во внимание наши благоприятные для отрасли прогнозы динамики цен товарных рынков — на перспективу 2025 и 2026 гг. составляет 54,7 млрд руб. и 56,4 млрд руб. соответственно.

Расчётное значение справедливой стоимости ПАО «Новороссийский морской торговый порт», по нашим оценкам, составляет 10,26 руб./ао, что предполагает 21%-ный потенциал роста и рекомендацию «покупать». Оценка дисконта — поправки на риски инвестиций в бумаги НМТП — составляет 25%, учитывает сохраняющийся на повышенном уровне — несмотря на наметившееся сокращение геополитической напряжённости между РФ и США — уровень неопределённости, связанной с перспективами санкционного давления на бизнес экспортеров российской нефти, а также географической близостью Новороссийского торгового порта к зоне специальной военной операции (СВО).