Найти в Дзене

Правило трех единств

Давайте поговорим не о высоком искусстве, а о ремесле. О том, почему вам, абсолютно любому человеку, от бухгалтера до бармена, стоит запачкать руки чернилами и попробовать написать пьесу.

И причина сегодня не в славе, не в самовыражении, и уж тем более не в деньгах (смех в зале). Причина – в одной старой, как мир, но гениальной штуке, которая называется правило трех единств. Да-да, то самое, про которое все слышали в школе и благополучно забыли. А зря. Это не цепь, это – ключ к невероятной творческой свободе. Парадокс? Сейчас объясню.

Зачем нам эти «единства»? Или спасибо товарищу Аристотелю.

Представьте, что вам дали неограниченный бюджет на фильм. Можете снимать на Эвересте, в подводной лодке и на Марсе одновременно. Десять главных героев, сюжет протяженностью в 50 лет. Голова кружится? А скорее всего – парализует. С чего начать? О чем вообще говорить? Бесконечность возможностей – злейший враг творчества.

А теперь представьте другую задачу: ваша история должна уместиться в полтора часа (время), произойти в одной комнате (место) и быть одним напряженным событием (действие). Знакомо? Это и есть три единства. И это не прокрустово ложе, а тренажер для ума, сравнимый по эффективности с космическим. Вот что он качает.

1. Единство времени: Искусство укладываться в дедлайн.

Жизнь – это сплошные дедлайны. Отчет к пятнице, ужин к семи, встреча за десять минут. Пьеса с единством времени учит именно этому. Вы не можете растянуть сцену на три дня, потому что зритель в зале стареет в реальном времени. Ваши герои должны успеть все: полюбить, возненавидеть, совершить предательство и раскаяться – за те самые полтора часа.

Что это дает вам в жизни? Умение отбирать только самое главное. Вы начинаете видеть суть события, отсекать шелуху, лишние диалоги, ненужные действия. Вы учитесь создавать напряжение не за счет долгого ожидания, а за счет плотности, насыщенности каждого момента. Вы становитесь мастером концентрации.

2. Единство места: Магия «здесь и сейчас».

Вся мощь драмы заключена в этом самом помещении. Никаких побегов на просторы вселенной. Вам придется сделать так, чтобы стены этой гостиной, кабинета или подвала давили, жили, дышали и влияли на героев. Каждая деталь интерьера становится соучастником действия: тот самый пистолет в ящике стола, ключ под ковриком, пятно на обоях.

Что это дает? Умение работать с тем, что есть. Вы перестаете мечтать о «других декорациях» и начинаете выжимать максимум из имеющихся. Это про ресурсы. У вас нет бюджета на маркетинг? Отлично, значит, ваша сила – в личных рекомендациях. Ваш офис маленький? Превратите это в камерность и уют. Пьеса учит видеть потенциал в ограничениях, а не страдать от их отсутствия.

3. Единство действия: Фокус на конфликте.

Самое главное. Никаких лишних сюжетных линий. Один центральный конфликт, который раскаляется как паяльная лампа. Двое спорят о наследстве? Отлично. Третий лишний? Только если он кардинально меняет расклад сил, а не просто зашел «на минуточку». Каждая реплика, каждое движение служит одной цели – развитию этого конфликта до точки кипения.

Что это дает в итоге? Безжалостный навык расстановки приоритетов. Вы начинаете инстинктивно чувствовать, что ведет к цели, а что – просто болтовня. В бизнесе, в личных отношениях, в любом проекте вы учитесь задавать себе вопрос: «А какой здесь главный конфликт? Что я на самом деле хочу решить?». И убирать все, что не работает на решение.

Так почему же каждый должен это попробовать?
Не для того, чтобы стать новым Чеховым. А для того, чтобы пройти уникальный тренинг по эффективности и фокусировке. Написание пьесы в условиях таких жестких правил – это медитация, мозговой штурм и игра в шахматы одновременно.

Вы берете кусок жизни, помещаете его под микроскоп этих трех единств и вдруг видите невероятные детали, которые раньше ускользали. Вы учитесь делать много из малого. Вы учитесь, простите за высокопарность, творить.

Поэтому, коллеги по цеху жизни, вот вам мое домашнее задание. Не нужно замахиваться на пятиактную трагедию. Возьмите один вечер. Одну комнату. Одну ссору двух людей. И попробуйте записать ее так, чтобы зритель в соседней комнате (представьте его) не мог оторваться.

Это будет сложнее, чем написать роман. Но поверьте моему гримерному халату, пропитанному потом и вдохновением: после этого упражнения вы почувствуете себя творцом, который может построить вселенную в спичечном коробке. А это, согласитесь, куда ценнее, чем иметь в распоряжении пустой космос.

Открыт набор на курс "Пьеса". Следуйте за белым кроликом.

Ваш

Молчанов