С 1 ноября 2025 года в России вступают в силу новые правила расчета утилизационного сбора на автомобили. Решение правительства вызвало широкий резонанс, поскольку изменения окажут заметное влияние как на рынок новых машин, так и на возможности частного ввоза. Российские СМИ отмечают, что речь идет о переходе к прогрессивной системе с учетом мощности двигателя.
Новая методика расчета утильсбора
Сейчас утильсбор рассчитывается исходя из объема двигателя и возраста автомобиля. С ноября формула станет сложнее: в нее добавят показатель мощности двигателя. Минпромторг объясняет, что таким образом государство стремится стимулировать покупателей выбирать более экологичные и экономичные машины. «Ведомости» уточняют, что главные изменения коснутся автомобилей мощностью более 160 лошадиных сил.
История утильсбора
Сама идея утилизационного сбора в России не нова. Впервые его ввели в 2012 году как инструмент защиты внутреннего рынка от дешевого импорта. Позже коэффициенты несколько раз пересматривались: в 2014 году произошло значительное увеличение ставок, а в 2021-м обсуждались новые меры поддержки отечественного автопрома за счет роста поступлений от утильсбора.
Для кого сохранятся льготы
Для машин с небольшими двигателями — до 160 л. с. — планируется сохранить льготные коэффициенты. Это означает, что массовый сегмент автомобилей подорожает не столь сильно. РИА Новости пишет, что новые правила в большей степени затронут импортируемые автомобили и премиальные модели. Однако эксперты указывают, что даже в массовом сегменте повышение цен неизбежно, так как дилеры могут закладывать дополнительные издержки в конечную стоимость.
Примеры расчетов новых ставок утильсбора
По оценкам экспертов, рост утильсбора в ряде случаев может исчисляться сотнями тысяч рублей. Так, по данным VC.ru, для кроссовера Geely Monjaro предполагаемый размер платежа составит около 842 тысяч рублей. Business-Gazeta приводит еще более впечатляющие цифры: до 6,7 млн рублей для новых автомобилей и до 10 млн рублей для машин старше трех лет. Автоэксперты отмечают, что в первую очередь удорожание коснется именно премиальных моделей, а также гибридов и электромобилей, для которых новые коэффициенты окажутся наиболее высокими.
Фото: corlaffra / Shutterstock / ФОТОДОМ
Что даст повышение ставок утильсбора бюджету
По прогнозам, доходы бюджета от утилизационного сбора могут вырасти на 46,7% и составить в 2026 году около 1,65 трлн рублей. Эти цифры приводят аналитики в материале VC.ru. Таким образом, утильсбор фактически становится важной статьей пополнения федерального бюджета и инструментом компенсации выпадающих доходов от других налогов.
Последствия для авторынка
Газета.ru отмечает, что новые правила в первую очередь ударят по частным импортерам. Ряд популярных моделей, которые ввозились «для себя», теперь могут оказаться нерентабельными. Дилеры также выражают обеспокоенность: значительное удорожание машин может снизить спрос и замедлить восстановление авторынка, который и без того испытывает давление со стороны падения доходов населения и ограниченного предложения. В перспективе это способно привести к сокращению ассортимента и переходу покупателей в сегмент подержанных автомобилей.
Международный опыт утильсбора
Если сравнить с зарубежными практиками, то во многих странах сборы действительно направляются на переработку автомобилей. Например, в Японии и Южной Корее действует система обязательного экологического платежа, который идет на демонтаж и утилизацию машин. В ЕС производители обязаны обеспечивать переработку значительной части автомобиля за собственный счет. В России же, как подчеркивает «АвтоРевю», утильсбор по факту выполняет фискальную функцию, что и вызывает недовольство у автомобилистов.
Фото: KELENY / Shutterstock / ФОТОДОМ
Автолюбители недовольны
Опубликованный на портале правовой информации законопроект вызвал массовое недовольство. По данным KazanFirst, против новых ставок высказались десятки тысяч граждан. В социальных сетях обсуждают как возможное подорожание автомобилей, так и непрозрачность распределения собранных средств. Многие пользователи высказывают сомнения в том, что деньги реально пойдут на утилизацию, а не «растворятся» в бюджете.
По кому сильнее всех ударит новый утильсбор
Для рядовых потребителей рост утильсбора означает прямое подорожание автомобилей. Удар может оказаться особенно чувствительным для семей, которые планировали покупку машины в кредит: ежемесячные платежи вырастут, а выбор моделей сократится. На Дальнем Востоке, где традиционно популярны мощные японские внедорожники и кроссоверы, новые коэффициенты могут привести к фактическому сворачиванию частного импорта. Интерфакс отмечает, что в этих регионах тема воспринимается особенно болезненно.
Поддержит ли проект Госдума
Не исключено, что до ноября в текст документа будут внесены поправки. РИА «Новости» сообщает, что в Госдуме уже рассматриваются предложения о расширении льгот или частичной отмене утильсбора для отдельных категорий автомобилей. Среди идей — введение пониженных коэффициентов для социально значимых моделей и семейных машин. Однако пока официальных решений не принято.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».