Найти в Дзене

Уроки Виктора Франкла. Даосская психология. ("Цигун целей", черновики книги)

Оглавление

Если человек, повзрослев, так и не научился думать, то плохи его дела. Как в детском стишке моего детства: "Трудно жить на свете пастушонку Пете ...". Далее неизвестный поэт указывает на причину трудностей Пети - причинение ему страданий пионером Серёжей.

***

Виктор Франкл - один из немногих психологов, которого можно действительно и буквально назвать знатоком человеческой души. То есть, собственно, психологом, в отличие от "такработаетмозг".

Интересно, что в своих книгах он множество раз употребляет слово "душа", но не припомню, чтобы, рассказывая о своих методах, Франкл упоминал "работу мозга" (камешек в огород "научной", то есть кабинетной "психологии").

Вот уж кто действительно более остальных психологов знал о страданиях, осмысливая природу которых, он и уловил суть человеческой души!

О том, почему Франкл, будучи врачом, не связывал человеческую суть с работой мозга, следует написать отдельно, тема крайне интересная. И это вам не традиционное психологическое "ля-ля-ля" на тему трудностей бытия пастушонка Пети - это проникновение в суть проблемы свободы человека.

Но об этом позже. Обещаю. А здесь - о том, почему я провокационно назвал Виктора Франкла даосом.

"Как говорит шеф ..."

"Если человек глуп - то это надолго".

Известная мудрость гласит: "Двадцать лет ума нет - и не будет", несмотря на присутствие мозга. (Далее в пословице говорится о предельном возрасте возможного приобретения здоровья и богатства).

***

Откуда пришла идея, что психология (в широком, изначальном смысле) может иметь национальную принадлежность?

"Ищи, кому это выгодно". А выгодно это тем, кто эту идею запустил в оборот и стрижет с нее купоны - национальным "психологическим", в широком смысле, элитам. (Религия - это форма психологии, попробуйте возразить).

Как будто бессмертная душа может иметь особенности, обусловленные национальностью, географией или еще чем угодно - конечным ...

С точки зрения множественности жизней это полнейший абсурд, тут и говорить не о чем. С точки же зрения "единственности и неповторимости" ...

Представьте Рай, в котором существуют национальные диаспоры или религиозные секты (любая религия - это секта, вы так никогда не думали? Тогда подумайте, от какого слова происходит слово "секта" - точно не от слова "целое" или "всеобщее").

***

Корень непонимания лежит на поверхности (поэтому и корнем его называть неправильно).

У меня создается впечатление, что отождествление человеческой сути с мозгом - не случайная глупость, а целенаправленная диверсия. Хотя, как гласит один из законов Мерфи, «Никогда не объясняйте злым умыслом то, что вполне можно объяснить глупостью».

Совы и то умнее "некоторых" - спрятались в дереве и смотрят, уверенные, что их не достать злому человеку
Совы и то умнее "некоторых" - спрятались в дереве и смотрят, уверенные, что их не достать злому человеку
Но глупость и есть форма зла.

Если негр (пусть афроамериканец, хотя редактор Дзен подсветил красным это слово как ошибочное, то есть неизвестное ему) начнет каждый день приседать, то мышцы его ног будут становиться сильнее. То же самое произойдет, если будет приседать еврей.

(Однако, если вы будете креститься справа налево, то получите принципиально иной результат, нежели слева направо. А если вздумаете двумя перстами - то вашей душе вообще придет каюк. Помните об этом).

***

Идея в том, что чем дальше мы отходим от формы (например, от национальности, роста, цвета кожи или волос или типа вероисповедания), тем яснее начинаем видеть единство в различии.

Единство различий

Приседание, если кто-то не понял, и есть попытка увидеть сходство в различии, выделив функцию.

"Функция" по определению есть "выражение сущности вещей". Латинское слово functio означает «исполнение», «осуществление». А праиндоевропейское - «пользоваться». И рядом не лежало с "формой", согласитесь.

Как только мы начинаем чем-то "пользоваться" - тут же за формой становится видна суть. Вот поэтому метафора приседаний (пардон за умничанье) изоморфна.

То, что работает ("осуществляется") - работает всегда и везде. Как приседания.

***

Бодхидхарма, автор трактата «О созерцании ума» (также известного как «Учение о дзэн Хуэй Хая о мгновенном пробуждении»), так объясняет единство работающих методов своему первому ученику в Шаолиньском монастыре:

Хуйкэ спросил: «Если люди полны решимости в поиске Пути Просветления,
то какой метод им следует практиковать, какой метод наиболее
существенный и краткий?»
Бодхидхарма ответил: «Пусть они просто созерцают ум — во всех практиках используется один этот метод, и этот метод действительно существен и краток».
Хуйкэ спросил: «Как же может один метод использоваться во всех практиках?»

Далее можете почитать трактат самостоятельно.

Но подумайте: если "во всех практиках используется один этот метод" - то где здесь национальные или любые другие различия по-существу?

- "Уважаемый автор, а не пора ли вам вспомнить, как называется статья?"

- "Спасибо, что напомнили".

Виктор Франкл о достижении целей. Даосская психология

«Для нас вопрос о смысле жизни давно уже был далек от того
распространенного наивного взгляда, который сводит его к реализации
творчески поставленной цели».
("Сказать жизни "да!" Психолог в концлагере")

"Ставить цели и добиваться их осуществления!" - знакомое заклинание?

В уме большинства людей успех ассоциируется с счастьем, а счастье с достижением целей. "Только неудачники плывут по течению, успешный же человек движется к своей цели, невзирая на препятствия, преодолевая их, достигает задуманное!"

«Ведь жить — в конечном счёте значит нести ответственность за
правильное выполнение тех задач, которые жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа»

"Жизнь ставит" - совсем иной акцент, противоположный.

«Вся сложность в том, что вопрос о смысле жизни должен быть поставлен
иначе. Надо выучить самим и объяснить сомневающимся, что дело не в том, чего мы ждём от жизни, а в том, чего она ждёт от нас».

Эту мысль Франкл взял не из учебников, он смог выжить в ужасных условиях, нащупав этот принцип и следуя ему. А те, кто не следовали, в абсолютном большинстве физически не выжили.

***

Слово "ужасно" не отражает того, что происходило в концлагерях. По крайней мере я, когда читал Франкла, непрерывно ощущал то, что можно назвать ...

Не знаю как назвать состояние, когда понимаешь, о чем идет речь, но не можешь почувствовать то, что понимаешь из-за отсутствия адекватного опыта, поэтому понимая, не понимаешь.

Мой родной дядя был в концлагере, я разговаривал с ним не единожды, казалось, личностное общение должно было помочь, но ... Когда общаешься с живым человеком, названный феномен лишь усиливается.

***

«И мы убедились в том, как сомнительны могут быть человеческие решения, особенно когда речь идёт о жизни и смерти».

"Особенно" означает предельный случай, который ярче показывает существующую закономерность. Обычный, кстати, прием при решении математических и иных задач - "Доведение до предела".

«Я деликатно дал ему понять, что эта возможность меня не прельщает, что я всегда предпочитаю прямой путь, иными словами — что я полагаюсь на судьбу".

(Речь идет об эпизоде с побегом из концлагеря, который окончился для товарища Франкла нехорошо).

Мне одному кажется, что это одна из формулировок принципа "следования Дао?"

"Прямой путь" в контексте примеров, которые приводит Франкл, - другая формулировка даосского принципа:: "Только неправильный метод дает правильный результат".

В книге Виктора Франкла много примеров, когда заключенные, пытаясь избежать ужаса происходящего, придумывали обходные ("не прямые", согласно Франклу) пути и платили за это жизнями. Как говорили в уральском дворе, где прошло мое детство:"На хитрую ж ... есть ... хм ... гм ... винтом. А на то, что винтом, есть ж... с закоулками".

Пытаться обхитрить, переиграть реальность - самая невыгодная стратегия жизни.

***

Другой случай.

Начальством Освенцима было объявлено, что через несколько дней будет сформирован состав из самых ослабленных заключенных для перевозки в другой лагерь (читай: в газовые камеры). Офицер предложил желающим остаться для работы в ночную смену. Виктор Франкл пишет: для меня ночная смена была гарантированной смертью через 2-3 недели, поэтому я просто положился на Судьбу.

Но несколько сот человек записались.

За день перед назначенной датой отправление состава было отменено. Но те, кто записались для работы в ночную смену, так и остались в списках.

Не мне оценивать поведение тех людей в тех обстоятельствах, но соотношение вероятностей: гарантированная смерть через несколько недель или вероятная отправка в "печку" - было явно не на стороне тех нескольких сотен.

***

И вновь я спрашиваю: мне одному кажется, что это и есть пример "следования Дао?"

У Вэй. Достижение без усилий

Иероглиф У Вэй, "неделание", "достижение без усилий" состоит из двух пиктограмм.

  • Первая - пляшущий, весело раскинувший руки в стороны, человечек.
  • Вторая - человек, натужно пытающийся столкнуть слона, упершись в него руками.
Показываю на личном примере
Показываю на личном примере

Оба пытаются достичь цель. Первый, учитывая саму Жизнь, как говорит Франкл, пытаясь понять, "чего жизнь ждёт от него", принимая жизнь во сей ее полноте и непостижимости будущего, учитывая ее законы. Второй - пытаясь реализовать "творчески поставленную цель".

Парадокс. "Мягкое побеждает твердое, слабое - сильное".

  • Первый достигает цель, не достигая.
  • Второй не достигает цель, достигая. Прилагает гигантские усилия, оборачивающиеся, согласно третьему закону Ньютона, против него, разрушая "творческого достигатора".

***

Можно всю жизнь "Достигать" цели, разбивая себе лоб о реальность, разрушая себя, а можно среди трудностей (не люблю слово "страдания") вдруг обнаружить себя как часть Целого. И кому тогда вы будете сопротивляться, что будете достигать?..

***

Как сказал еще один даос Антуан де Сент-Экзюпери:

«Приуготовлять будущее - значит всерьез заниматься настоящим ... Тот, кто устремлён к будущему, а оно не более чем его собственная фантазия, истает в дыме утопических иллюзий» («Цитадель»)
-3

-----------------------------------------------------------------------------------

Приглашаю в свою группу ВК - там чуть больше показов, а, значит, чуть выше вероятность увидеть статьи.

Здесь же каждая опубликованная статья уменьшает количество показов и
подписчиков. Нужно суметь пройти между Сциллой и Харибдой - до
опубликования моей книги постараться не свести количество показов к
пренебрежимо малой величине :)

На комментарии отвечаю.

---------------------------------------------------------------